ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 октября 2019 г. N 127-АПА19-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-68/2019 по административному исковому заявлению Олиярчук Людмилы Ильиничны к Симферопольскому городскому совету Республики Крым о признании не действующим в части нормативного правового акта
по апелляционной жалобе Олиярчук Людмилы Ильиничны на решение Верховного Суда Республики Крым от 5 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения Олиярчук Л.И. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решением 42-й сессии 1-го созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2016 г. N 733 утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым (далее - Решение N 733, Правила землепользования и застройки).
Олиярчук Л.И., являясь собственником домовладения с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г. <...> ул. <...>, обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании не действующим Решения N 733 в части размещения на карте градостроительного зонирования Симферополя на участке, расположенном по адресу: г. <...> ул. <...>, в зоне малоэтажной застройки (Ж-2), дополнительных территориальных зон - зоны территории общего пользования в границах коридоров красных линий объектов автомобильного транспорта (ИТ-2) и зоны зеленых насаждений (З-1), пересекающих указанный земельный участок. В обоснование заявленного требования указала, что Решение N 733 принято с нарушением установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации порядка утверждения правил землепользования и застройки.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 5 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Олиярчук Л.И., ссылаясь на неверное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, проверив Решение N 733 только в части установления дополнительных территориальных зон в отношении земельного участка площадью 407 кв. м, тогда как предметом заявленного иска является оспаривание Решения N 733 в части установления дополнительных территориальных зон в отношении всего земельного участка, расположенного по адресу: г. <...>, площадью 0,38 га; не дал правовой оценки доводам административного истца о нарушениях, допущенных Симферопольским городским советом при принятии Решения N 733.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Законом Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" муниципальное образование "город Симферополь" наделено статусом городского округа - "городской округ Симферополь".
В соответствии с Уставом муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, принятым решением Симферопольского городского совета от 13 ноября 2014 г. N 61 (далее - Устав г.о. Симферополь), Симферопольский городской совет является представительным органом муниципального образования городской округ Симферополь, к полномочиям которого относится утверждение Правил землепользования и застройки (статьи 27, 37, 55 Устава г.о. Симферополь).
С учетом названных положений Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7, 8 статьи 1 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Суд первой инстанции, исследовав порядок и процедуру принятия Правил землепользования и застройки, сделал вывод об отсутствии нарушений градостроительного законодательства.
Нарушение сроков проведения публичных слушаний, отсутствие опубликования заключения по результатам публичных слушаний само по себе не свидетельствует о нарушении прав физических и юридических лиц на участие в публичных слушаниях, внесение предложений и замечаний по проекту Правил землепользования и застройки.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В данном случае судом установлено, что в фактическом пользовании административного истца имеется земельный участок, необходимый для эксплуатации жилого дома в г. <...>. Данный земельный участок расположен в одной территориальной зоне - зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2).
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтено нахождение испрашиваемого административным истцом в целях предоставления в собственность для эксплуатации названного жилого дома земельного участка площадью 0,08 га в трех территориальных зонах, не опровергает выводов суда, поскольку этот земельный участок не сформирован (кадастровый учет аннулирован в 2017 г.).
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципального правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Крым от 5 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Олиярчук Людмилы Ильиничны - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------