Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.09.2019 N 18-АПА19-61

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 сентября 2019 г. N 18-АПА19-61

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мегрикян Каринэ Николаевны о признании недействующими отдельных положений Перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 и 2018 годы, утвержденных приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 и от 26 декабря 2017 года N 3008 соответственно, по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснодарского краевого суда от 17 апреля 2019 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца Штомпеля А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, размещенным на официальном сайте в сети "Интернет" (http://diok.krasnodar.ru) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год), согласно пункту 41471 которого нежилое здание общей площадью 1920 кв. метров, кадастровый номер 23:47:0108029:206, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский внутригородской района, с. Цемдолина, ул. Ленина, д. 6-в (далее - спорное здание) является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008, размещенным на официальном сайте в сети "Интернет" (http://diok.krasnodar.ru), утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год), в который также включено указанное здание (пункт 38087).

Мегрикян К.Н., собственник спорного здания, обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных норм, указав в обоснование требований, что принадлежащий ей объект недвижимости не используется в целях административного, делового или коммерческого назначения, не приспособлен для размещения в нем офиса и торговых объектов, его включение в Перечень не соответствует предписаниям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Решением Краснодарского краевого суда от 17 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт и вынести решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и недоказанность установленных судом обстоятельств.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором и заинтересованным лицом - администрацией Краснодарского края представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.

Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемых норм федеральному законодательству исходя из данных технического паспорта, согласно которым здание обладает признаками торгового центра, так как площадь помещений, предусматривающих размещение торговых объектов, превышает 20 процентов общей площади здания.

Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 15 НК РФ определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам, устанавливается согласно статье 399 НК РФ указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).

Как следует из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого кодекса, в пункте 1 которой определено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования в том числе такое имущество как иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного кодекса, исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода в силу прямого указания, содержащегося в пункте 7 статьи 378.2 НК РФ, определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Суд первой инстанции, проанализировав предписания пунктов 1, 2, 7 статьи 378.2 НК РФ, части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций", постановления главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края", сделал верный вывод о принятии Перечня уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры принятия и порядка его опубликования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2017 год) торговым центром (комплексом) признавалось отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или фактически используется в этих целях (подпункт 2).

По смыслу приведенных норм для признания отдельно стоящего здания торговым центром достаточно наличия одного из перечисленных в них критериев.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в приведенную норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 года, позволяющие учитывать при определении предназначения здания для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не только назначение помещений, но и их разрешенное использование и наименование.

Поскольку согласно техническому паспорту на спорное здание площадь помещений, имеющих назначение, предусматривающее размещение торговых объектов, составляет более 20 процентов площади всего здания (три торговых зала площадью 558,4 кв. метров, 660,5 кв. метров и 664 кв. метров, соответственно, при общей площади здания 1920 кв. метров), суд первой инстанции сделал верный вывод о наличии условия, предусмотренного статьей 378.2 НК РФ, для признания спорного здания торговым центром применительно к названной статье, правомерно отказав в признании оспариваемых пунктов Перечней недействующими.

Доводами апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергнута, Судебная коллегия их признает несостоятельными как основанными на ошибочном толковании норм материального права, подлежащих применению по настоящему административному делу.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мегрикян Каринэ Николаевны - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления