Законодательство РФ

Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р <Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 июня 2022 г. N 1688-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (далее - Концепция).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции.

3. Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Концепции на 2022 - 2024 годы и представить его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН




Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 24 июня 2022 г. N 1688-р

КОНЦЕПЦИЯ

ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


I. Общие положения

Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет цели, принципы, задачи, основные мероприятия и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области подготовки педагогических кадров для системы образования.

Концепция разработана в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р.

Концепция является основой для организации деятельности образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров для системы образования (далее - образовательные организации), а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся образовательные организации.


II. Современное состояние системы подготовки педагогических

кадров в Российской Федерации

Подготовка педагогических кадров для системы образования осуществляется образовательными организациями разного типа, уровня и ведомственной подчиненности, реализующими образовательные программы по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки" (далее - программы подготовки педагогических кадров).

По данным 2020 года, программы подготовки педагогических кадров реализуют:

229 образовательных организаций высшего образования (из них 33 образовательные организации высшего образования находятся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, 107 - в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 36 - в ведении других федеральных органов исполнительной власти, 17 - в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, 36 образовательных организаций высшего образования являются частными образовательными организациями высшего образования);

440 профессиональных образовательных организаций находятся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

85 организаций дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации (институтов развития образования и повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров), 8 автономных центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и более 100 таких центров в структуре организаций дополнительного профессионального образования и образовательных организаций высшего образования, иные организации дополнительного профессионального образования.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году по программам подготовки педагогических кадров обучалось 637,1 тыс. человек, в том числе 446,4 тыс. человек - по программам высшего образования, 190,7 тыс. человек - по программам среднего профессионального образования.

По программам дополнительного профессионального образования педагогической направленности в 2020 году обучилось 1387,9 тыс. человек.

Отмечается устойчивая тенденция к увеличению следующих контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - бюджетные места) на обучение по программам подготовки педагогических кадров:

в 2019 году - 62134 бюджетных места;

в 2020 году - 66064 бюджетных места;

в 2021 году - 75148 бюджетных мест.

В 2020 году средний балл единого государственного экзамена абитуриентов образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы подготовки педагогических кадров, составил 68,8 балла (для сравнения - в 2017 году средний балл составил 66,7 балла).

В течение последних 5 лет увеличивается прием в профессиональные образовательные организации на обучение по программам подготовки педагогических кадров среднего профессионального образования:

в 2016 году - 48,4 тыс. человек;

в 2020 году - 56,1 тыс. человек.

В 2020 году количество выпускников образовательных организаций высшего образования, реализующих программы подготовки педагогических кадров, составило 88,9 тыс. человек, программы подготовки педагогических кадров среднего профессионального образования - 38,1 тыс. человек.

Такой объем подготовки педагогических кадров позволяет обеспечить возрастную ротацию педагогических кадров, расчетная величина которой, по данным 2020 года, составляет 62,8 тыс. педагогов ежегодно. Однако в субъектах Российской Федерации сохраняется потребность в педагогических кадрах. Потребность связана в том числе с проблемой "старения" педагогических кадров. Так, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2020 г. продолжают работу с учетом выплаты пенсии 652157 педагогических работников. По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2020/21 учебного года зафиксировано 30590 вакантных должностей педагогических работников, включая 16000 учителей (без учета "скрытых" вакансий, когда непрофильные педагоги заменяют отсутствующего учителя), что на 30 процентов больше аналогичного показателя 2018/19 учебного года. Наиболее дефицитные педагогические специальности - учитель-логопед (6,8 процента вакансий) и учитель-дефектолог (10,5 процента вакансий). По результатам проведенного в 2019 году опроса Общероссийского общественного движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" и фонда общественного мониторинга развития системы образования "Национальные ресурсы образования" в школах отмечается нехватка учителей математики, иностранного и русского языков, учителей начальных классов, физики (на нехватку именно этих специалистов указали от 18 до 34 процентов участников опроса).

Доля студентов, принятых на обучение по программам подготовки педагогических кадров в образовательные организации высшего образования на условиях договора о целевом обучении, в 2020 году составила 4,6 процента в общем объеме бюджетных мест.

Доля трудоустроенных выпускников, обучавшихся по программам подготовки педагогических кадров, завершивших обучение на основании договора о целевом обучении, по данным мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, по результатам 2020 года составила 77 процентов.

Это обусловлено в том числе рисками по выполнению обязательств по договорам о целевом обучении как со стороны обучающихся, так и со стороны заказчика, а в целом - недостаточными мерами по закреплению выпускников образовательных организаций высшего образования.

Формирование требований к структуре и содержанию программ подготовки педагогических кадров осуществляется при участии федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования и системе среднего профессионального образования. В 2018 году федеральными учебно-методическими объединениями разработаны введенные с 2019 года в действие новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по программам подготовки педагогических кадров.

В настоящее время сеть образовательных организаций высшего образования, реализующих программы подготовки педагогических кадров, имеет продуктивный опыт разработки, реализации и трансляции передовых практик педагогического и общего образования, полученный в том числе в ходе реализации в 2014 - 2017 годах комплексного проекта модернизации педагогического образования, в рамках которого на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта педагога были разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и технология модульного проектирования образовательных программ, усилены практическая предметная и исследовательская компоненты педагогического образования, его воспитательная направленность, предложена система независимой оценки профессиональных компетенций выпускников.

Вместе с тем содержание, технологии, управление и инфраструктура педагогического образования требуют постоянной трансформации, связанной с изменениями, происходящими в системе общего образования, с необходимостью обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки педагогических кадров. Сохраняются проблемы, препятствующие обеспечению качества педагогических кадров, включая:

дисбаланс качества и условий подготовки педагогов в разных образовательных организациях и отсутствие единых подходов к механизмам и инструментам оценки качества;

разрыв между темпом обновления содержания и инфраструктуры педагогической подготовки и темпом обновления общего образования;

дефицит опережающих научных исследований в сфере образования для формирования современного содержания подготовки педагогических кадров;

недостаточное соответствие результатов подготовки выпускника (молодого педагога) актуальным запросам отрасли образования, общества и государства;

слабую вовлеченность работодателей, включая региональные системы образования, в процесс подготовки педагогических кадров;

дефицит педагогических работников, недостаточный уровень подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования по программам подготовки педагогических кадров;

недостаток комплексных мер по ранней профориентации школьников на педагогические профессии.

Для решения указанных проблем необходимо реализовывать комплекс мероприятий, связанный не только с совершенствованием системы подготовки педагогических кадров, но и с мерами поддержки педагогов на всех этапах жизненного цикла профессии, в том числе предусмотренными при реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р.


III. Цель, принципы и задачи Концепции

Целью Концепции является совершенствование системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технологического развития и с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, актуального контекста развития общего образования для формирования возможностей самореализации и развития талантов у детей и молодежи, личностного роста, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи, вхождения Российской Федерации в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования.

Концепция основывается на следующих принципах:

понимание роли учителя, педагога как ключевой фигуры для обеспечения качества общего образования и для будущего развития страны, реализация ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений Российской Федерации;

приоритет равной доступности качественного образования по педагогическим направлениям подготовки и специальностям во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;

единство образовательного пространства на территории Российской Федерации через единство требований и гарантий в реализации образовательными организациями обучения по программам подготовки педагогических кадров при соблюдении автономии образовательных организаций;

непрерывность и преемственность профессионального развития педагогических кадров;

открытость и независимость оценки качества подготовки педагогических кадров и эффективности реализации мероприятий Концепции;

развитие системы подготовки педагогических кадров с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования;

обеспечение совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, и социальных партнеров - представителей общественно-деловых объединений, работодателей с учетом социально-экономических и научно-технологических приоритетов развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также реализуемых в субъектах Российской Федерации или муниципальных образованиях социальных проектов и программ, включая региональные системы образования, в систему подготовки педагогических кадров;

взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных объединений и иных юридических лиц по вопросам совершенствования системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации.

Основными задачами Концепции являются:

обеспечение единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей;

разработка требований к базовой части содержания педагогического образования, его результатам и условиям реализации;

обеспечение единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, а также к процессу подготовки педагога к осуществлению воспитательной деятельности, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи;

совершенствование системы оценки качества подготовки педагогических кадров;

развитие кадрового потенциала образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров;

внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ дополнительного предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии;

привлечение к обучению по педагогическим направлениям подготовки студентов и специалистов из разных сфер, расширение подготовки по дополнительным педагогическим квалификациям с учетом запросов динамично меняющейся системы общего и дополнительного образования детей;

обеспечение включенности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, в федеральную и региональную образовательную повестку, привлечение потенциальных работодателей, включая региональные системы образования, в систему подготовки педагогических кадров;

включение системы подготовки педагогических кадров в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни;

повышение статуса русского языка и литературы в программах подготовки педагогических кадров, обеспечение развития языковых практик на русском языке.


IV. Основные мероприятия Концепции

Решение задач обеспечения единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей, разработки требований к базовой части содержания педагогического образования, его результатам и условиям реализации предусматривает:

разработку единого подхода к осуществлению предметной, методической, психолого-педагогической подготовки будущих учителей и всестороннему раскрытию заложенного в них воспитательного потенциала для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определенных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, которые включают подготовку студентов к работе с различными категориями детей (лица с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, работа с полиэтническим, поликонфессиональным составом обучающихся и др.);

переход на модульный подход проектирования и реализации образовательных программ высшего образования, основанный на единстве теоретических и практических дисциплин в достижении компетенций;

повышение уровня предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей, в том числе за счет установления не менее 50 процентов временных затрат на предметную и методическую подготовку;

включение в программы подготовки педагогических кадров сквозной траектории формирования исследовательских компетенций педагога;

разработку единых требований к базовой части содержания образования в процессе проектирования образовательных программ всех уровней, а также разработку и апробацию механизма постоянного обновления учебных планов;

создание системы мониторинга качества программ подготовки педагогических кадров с активным включением в нее объективных данных и мнения работодателей;

создание системы непрерывного обучения специалистов, ответственных за разработку и реализацию образовательных программ образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров;

разработку и внедрение единых требований к организации и проведению всех видов практик для обучающихся по программам подготовки педагогических кадров;

совершенствование инфраструктуры образовательных организаций, включая модернизацию учебно-производственной базы педагогических вузов;

поддержку распространения сетевой формы реализации образовательных программ высшего образования;

разработку механизма грантовой поддержки организаций высшего образования в целях реализации академической мобильности студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров.

Решение задачи обеспечения единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, а также к процессу подготовки педагога к осуществлению воспитательной деятельности, к поддержке образовательно-воспитательного потенциала семьи предусматривает:

разработку и внедрение в программы подготовки педагогических кадров дисциплин (модулей), направленных на воспитание обучающихся, обеспечивающих приобщение будущих педагогов к культуре, истории России, самореализацию личности, формирование компетенций для выполнения функций классного руководителя и вожатого, для организации деятельности детского, в том числе разновозрастного и поликультурного коллектива, для организации творческой деятельности обучающихся, для работы с родителями, решения задач инклюзивного образования и формирования опыта работы с детьми, имеющими особые потребности в образовании;

увеличение количества обучающихся, привлекаемых к добровольческой (волонтерской) и социально значимой деятельности и вожатской практике;

формирование воспитывающей среды образовательных организаций, создающей условия для личностного и профессионального развития обучающихся, формирования у них социально значимых, нравственных качеств, активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения.

Решение задачи совершенствования системы оценки качества подготовки педагогических кадров предусматривает:

создание системы оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников в рамках государственной итоговой аттестации, регулируемой федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального и высшего образования, включая государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы, предполагающей комплексную оценку результатов освоения образовательной программы, путем внедрения профессионального (демонстрационного) экзамена как одной из обязательных форм проведения государственной итоговой аттестации;

внедрение механизмов оценки готовности к профессиональной деятельности, в том числе на этапе обучения, предусматривающей определение уровня соответствия студента и выпускника требованиям профессионального стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, разработку механизмов учета результатов государственной итоговой аттестации при аттестации педагогических кадров и формировании индивидуального портфолио педагога, в том числе с использованием инструментов существующих информационных систем;

формирование системы профессионально-общественной экспертизы качества и условий подготовки педагогических кадров с привлечением ведущих профессиональных ассоциаций и объединений работодателей;

создание системы мониторинга результатов освоения студентами программ подготовки педагогических кадров (в том числе в рамках промежуточной аттестации и с учетом академических свобод образовательных организаций), предполагающего сравнительный анализ результатов общего и профессионального образования по всем уровням образования субъектов Российской Федерации, персонально ориентированного на мотивацию саморазвития студентов.

Решение задачи развития кадрового потенциала образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, предусматривает:

развитие аспирантуры и докторантуры, формируемой на базе авторитетных научных школ российских образовательных и научных организаций, ведущих педагогические исследования;

развитие педагогической магистратуры, обеспечивающей формирование и воспроизводство исследовательских компетенций в педагогической среде, включение педагогов-исследователей в актуальную национальную и глобальную исследовательскую повестку;

повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, по приоритетным направлениям развития науки и образования на базе ведущих педагогических и классических университетов, обеспечение постоянной экспертизы качества реализации данных программ, развитие академической мобильности преподавателей;

реализацию сетевых форматов повышения квалификации для молодых преподавателей, вовлеченных в реализацию образовательных программ подготовки педагогических кадров.

Решение задачи внедрения системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии, предусматривает:

реализацию проектов, направленных на приобретение обучающимися первоначального педагогического опыта в форме участия в социальных проектах, вожатской и волонтерской деятельности, реального общения с детьми в рамках специально организованной педагогической практики;

развитие сети профильных психолого-педагогических классов (групп), реализацию программ методического сопровождения педагогов, работающих в психолого-педагогических классах (группах), в том числе с использованием информационной и материально-технической базы образовательных организаций высшего образования;

внедрение механизмов учета индивидуальных достижений выпускников классов (групп) психолого-педагогической направленности, в том числе при поступлении на обучение по программе подготовки педагогических кадров.

Решение задач привлечения к обучению по педагогическим направлениям подготовки студентов и специалистов из разных сфер, расширения подготовки по дополнительным педагогическим квалификациям с учетом запросов динамично меняющейся системы общего и дополнительного образования детей предусматривает:

формирование механизмов получения педагогического образования лицами, обучающимися (обучавшимися) по иным образовательным программам высшего образования;

развитие педагогических магистратур, обеспечивающих подготовку педагогов с междисциплинарным компетентностным профилем;

развитие практики приема на обучение по программам подготовки педагогических кадров выпускников общеобразовательных организаций, желающих получить высшее педагогическое образование, в том числе на условиях договора о целевом обучении;

разработку нормативной базы для проектирования и реализации образовательных программ профессионального образования всех уровней по программам подготовки педагогических кадров с соблюдением принципа преемственности и сокращения сроков обучения для профессиональных образовательных организаций;

проведение широкомасштабных исследований, направленных на выявление потенциальных запросов рынка труда и сферы образования, а также психолого-педагогических исследований, направленных на выявление закономерностей развития детей, подростков и юношества;

интеграцию в программы подготовки педагогических кадров модулей, позволяющих получить выпускнику несколько квалификаций (вожатый, педагог дополнительного образования и др.);

создание системы экспертизы и распространения опыта проектирования программ подготовки и переподготовки педагогических кадров по новым специальностям, в том числе за счет реализации сетевого сотрудничества;

включение в образовательные программы бакалавриата и специалитета непедагогических направлений подготовки (специальностей) дисциплин (модулей), обеспечивающих формирование общепрофессиональных компетенций, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по программам подготовки педагогических кадров, в целях обеспечения готовности к осуществлению педагогической деятельности выпускников программ бакалавриата непедагогических направлений подготовки (специальностей) (при выборе соответствующих типов задач);

привлечение организаций, отнесенных к федеральным и региональным инновационным площадкам по направлению "Педагогическое образование", для разработки и распространения новых образовательных программ, научно-методических основ воспитания, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий.

Решение задач обеспечения включенности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, в федеральную и региональную образовательную повестку, привлечения потенциальных работодателей в систему подготовки педагогических кадров для достижения высокого качества образования предусматривают:

создание при образовательных организациях высшего образования советов партнеров (работодателей) с привлечением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в сфере труда и занятости, профессиональных общественных организаций и ассоциаций выпускников и профильных сообществ, в том числе в формате окружных и региональных образовательных кластеров;

внедрение единых механизмов формирования прогноза региональной кадровой потребности в педагогах и перечня востребованных образовательных программ подготовки педагогов;

совершенствование механизмов формирования запроса (в соответствии с реальными потребностями субъектов Российской Федерации) на выделение контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

совершенствование системы целевого обучения, особенно по наиболее дефицитным педагогическим специальностям, в том числе обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

обеспечение закрепления в профессии начинающих педагогов, в том числе посредством построения совместно с образовательными организациями и работодателями индивидуальных маршрутов постдипломного сопровождения.

Решение задачи включения системы подготовки педагогических кадров в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни предусматривает:

внедрение образовательных цифровых сервисов для формирования у студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров, опыта освоения содержания образования в смешанном формате, опыта проектирования и освоения цифровых образовательных ресурсов, других компонентов цифровой грамотности;

активизацию применения в образовательных организациях электронной образовательной среды, включающей различные цифровые сервисы для обучающихся и преподавателей;

включение в программы подготовки педагогических кадров цифрового контента (включая учебники и тренажеры), средовых решений, используемых в современной цифровой школе, инструментов использования в профессиональной деятельности больших данных;

конструирование и реализацию новых магистерских программ, направленных на подготовку педагогов-проектировщиков технологических и содержательных цифровых решений для современной школы.

Решение задачи повышения статуса русского языка и литературы в программах подготовки педагогических кадров, обеспечения развития языковых практик на русском языке предусматривает:

включение в программы подготовки педагогических кадров дисциплин (модулей), направленных на развитие культуры русского языка и культуры чтения, а также дисциплин (модулей), формирующих компетенции в области академической риторики и организации просветительской деятельности, создание условий для развития культуры устной и письменной речи на русском языке;

организацию просветительских мероприятий для российских студентов, направленных на информирование российской молодежи о положении русского языка в мире, о востребованности профессии преподавателя русского языка как родного и как иностранного, о возможностях профессиональной реализации в данном направлении;

внедрение дополнительных образовательных программ, развивающих культуру чтения и культуру речи будущих педагогов и направленных на формирование российской идентичности;

продвижение российских традиций и передового современного опыта в международное научно-педагогическое пространство в целях повышения узнаваемости и репутации в мире (публикация наследия ведущих российских педагогов, поддержка крупнейших научных мероприятий со значительной долей иностранных участников, целенаправленное стимулирование публикаций, посвященных актуальной российской образовательной практике, в авторитетных мировых издательствах и высокорейтинговых журналах).


V. Механизм и этапы реализации Концепции

Ответственными за координацию деятельности по реализации Концепции являются Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Реализация Концепции осуществляется органами государственной власти в соответствии с их полномочиями в установленной сфере деятельности, федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования и высшего образования по программе подготовки педагогических кадров, а также образовательными организациями, осуществляющими подготовку педагогических кадров, общественными объединениями и иными юридическими лицами.

Основным механизмом реализации Концепции является план ее реализации, разрабатываемый Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, предусматривающий механизмы, ресурсы и последовательность действий по решению задач Концепции и достижению ожидаемых результатов. План реализации Концепции разрабатывается на каждый этап.

Формируется система мониторинга и оценки эффективности реализации Концепции, включающая:

проведение мониторинговых исследований качества подготовки педагогических кадров;

организацию деятельности по проведению сбора данных о достижении целевых показателей Концепции.

Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству просвещения Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).

Реализация мероприятий Концепции осуществляется в 3 этапа:

первый этап - 2022 - 2024 годы;

второй этап - 2025 - 2027 годы;

третий этап - 2028 - 2030 годы.


VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции к 2030 году

Ожидаемыми результатами реализации Концепции к 2030 году являются:

внедрение единых подходов к структуре и содержанию подготовки педагогических кадров, учитывающих актуальные требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), а также подготовку кадров в решении проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни;

внедрение в систему подготовки педагогических кадров единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования;

внедрение в программы подготовки педагогических кадров профессионального (демонстрационного) экзамена;

внедрение системы промежуточной оценки профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров в период обучения, результаты которой учитываются при аттестации на педагогические должности;

внедрение системы профессионально-общественной аккредитации программ подготовки педагогических кадров, проводимой с участием работодателей;

обеспечение ежегодного повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, по актуальным вопросам развития образования, внедрение публичного формата проведения итоговой аттестации по программам подготовки педагогических кадров;

расширение сети классов (групп) психолого-педагогической направленности, разработка и внедрение системы учета индивидуальных достижений обучающихся в таких классах (группах), дающей преимущества при поступлении на обучение по программам подготовки педагогических кадров;

разработка и внедрение образовательных программ (модулей образовательных программ), позволяющих обучающимся получать в период обучения дополнительные квалификации в сфере образования;

увеличение приема студентов на обучение по программам подготовки педагогических кадров на условиях договора о целевом обучении;

включение в программы подготовки педагогических кадров дисциплин (модулей), направленных на повышение статуса русского языка и литературы, развитие коммуникации на русском языке, подготовку к осуществлению воспитательной деятельности, включая классное руководство и вожатскую деятельность, к работе с обучающимися с разными образовательными потребностями.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления