Приказ Казначейства России от 20.11.2023 N 24н Об утверждении Порядка проведения Федеральным казначейством оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма по сектору экономической деятельности (секторальная оценка рисков)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 ноября 2023 г. N 24н
ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ ОЦЕНКИ РИСКОВ
СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ (СДЕЛОК) В ЦЕЛЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ
ТЕРРОРИЗМА ПО СЕКТОРУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СЕКТОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ)
На основании абзаца второго пункта 4 статьи 9.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", пункта 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703, приказываю:
утвердить Порядок проведения Федеральным казначейством оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма по сектору экономической деятельности (секторальная оценка рисков).
Р.Е.АРТЮХИН
приказом Федерального казначейства
от 20 ноября 2023 г. N 24н
ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ ОЦЕНКИ РИСКОВ
СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ (СДЕЛОК) В ЦЕЛЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ
ТЕРРОРИЗМА ПО СЕКТОРУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СЕКТОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ)
1. Настоящий Порядок проведения Федеральным казначейством оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма по сектору экономической деятельности (секторальная оценка рисков) устанавливает комплекс мероприятий по осуществлению Федеральным казначейством с участием саморегулируемой организации аудиторов секторальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в сфере деятельности по проведению финансового аудита (далее соответственно - СОР, сектор).
2. Оценка рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД и ФТ) в секторе проводится с целью:
определения факторов подверженности рискам ОД и ФТ сектора;
актуализации параметров модели оценки рисков, утвержденной Федеральным казначейством в соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219;
определения динамики уровня риска ОД и ФТ в секторе в целом;
ранжирования отдельных сегментов (видов деятельности) в секторе по уровню риска ОД и ФТ;
определения степени внимания, которое необходимо уделять соответствующим сегментам (видам деятельности);
оценки эффективности мер, принятых для снижения рисков ОД и ФТ в секторе по результатам национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и предыдущей СОР;
выработки мер для снижения рисков ОД и ФТ в секторе;
информирования сектора о новых рисках (типологиях) ОД и ФТ.
3. Основанием для проведения СОР является акт Федерального казначейства о проведении СОР (далее - акт).
4. Акт должен содержать следующие сведения:
фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности сотрудников Федерального казначейства, обеспечивающих проведение СОР, а также формирование результатов СОР;
сроки проведения СОР и ее отдельных этапов.
5. Федеральным казначейством при проведении СОР используются следующие внутренние источники информации:
результаты контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ) и внешнего контроля деятельности, осуществляемого в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;
результаты анализа и обобщения правоприменительной практики;
агрегированные данные анкетирования (опроса) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (далее - субъекты аудиторской деятельности), получаемые в том числе посредством Личного кабинета на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - уполномоченный орган) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
выявленные типологии и схемы ОД и ФТ с участием субъектов аудиторской деятельности;
результаты анализа сведений в отношении субъектов аудиторской деятельности, полученных от граждан и органов государственной власти, указывающих на наличие риска совершения операций в целях ОД и ФТ.
6. Федеральным казначейством при проведении СОР используются следующие внешние открытые источники информации:
результаты национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, проводимой в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ;
информация по результатам дистанционного мониторинга, осуществляемого уполномоченным органом в отношении субъектов аудиторской деятельности;
статистические данные федеральных органов исполнительной власти (организаций), саморегулируемой организации аудиторов;
данные Федеральной налоговой службы, в том числе о субъектах малого и среднего предпринимательства;
результаты аналитических исследований, проводимых рейтинговыми, информационно-аналитическими агентствами, в том числе в отношении сектора;
решения Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - Межведомственная комиссия);
решения Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям;
решения Международного совета комплаенс Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Статистические данные саморегулируемой организации аудиторов о деятельности ее членов, результаты контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ и внешнего контроля деятельности, осуществляемого в отношении субъектов аудиторской деятельности, представляются саморегулируемой организацией аудиторов в срок, установленный запросом Федерального казначейства. Федеральным казначейством могут направляться запросы о предоставлении дополнительной информации, необходимой для проведения СОР.
7. СОР состоит из следующих этапов:
описание сектора и его структуры;
оценка уровня угроз ОД и ФТ в секторе;
оценка уровня уязвимости сектора рискам ОД и ФТ;
оценка последствий материализации рисков ОД и ФТ в секторе;
оценка уровня рисков ОД и ФТ в секторе;
формирование и обсуждение результатов СОР;
оформление отчета о результатах СОР.
7.1. Целью этапа описания сектора и его структуры является определение и оценка (анализ) данных, характеризующих сектор, включая:
особенности институциональной организации сектора (в том числе регулирование и надзор);
оценка значимости сектора в экономике;
оценка значимости сектора и его отдельных сегментов (видов деятельности) в национальной системе противодействия ОД и ФТ;
определение в секторе отдельных сегментов (видов деятельности), в том числе по масштабам деятельности, структуре клиентской базы, месту осуществления деятельности.
При оценке значимости сектора и его отдельных сегментов (видов деятельности) в экономике используются показатели, характеризующие рынок аудиторских услуг, тенденции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также результаты опроса (анкетирования) субъектов аудиторской деятельности.
При описании сектора анализируются особенности регулирования аудиторской деятельности и контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, осуществляемого Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов в отношении субъектов аудиторской деятельности.
7.2. На этапе оценки уровня угроз ОД и ФТ в секторе осуществляется оценка уровня криминализации экономики в целом и сектора в отдельности, характеристика условий, в которых могут совершаться предикатные к ОД и ФТ преступления с участием сектора.
Оценка уровня угроз ОД и ФТ включает следующие мероприятия:
а) формирование и анализ статистических и иных данных:
по делам о легализации (отмывании) преступных доходов, предикатным к легализации (отмыванию) преступных доходов преступлениям, в разрезе видов преступлений, преступлениям финансирования терроризма с использованием сектора в целом, а также его отдельных сегментов (видов деятельности);
по динамике количества запросов правоохранительных, налоговых органов, органов прокуратуры, иных государственных органов;
по динамике количества обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации, в которых содержатся сведения о возможном совершении преступлений с использованием сектора;
по результатам контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, осуществляемого Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов в отношении субъектов аудиторской деятельности.
По результатам такого анализа делается вывод об изменении уровня криминализации сектора.
б) подбор обезличенных примеров (кейсов) уголовных дел, которые демонстрируют алгоритм действий преступников;
в) формирование и анализ результатов анкетирования (опроса) субъектов аудиторской деятельности, должностных лиц Федерального казначейства и его территориальных органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, должностных лиц саморегулируемой организации аудиторов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в отношении субъектов аудиторской деятельности (далее - должностные лица контрольных (надзорных) органов) относительно уровня угроз ОД и ФТ в секторе.
По итогам этого этапа на основе данных об уровне угроз ОД и ФТ в секторе, определенных по результатам предыдущей секторальной оценки рисков ОД и ФТ, а также результатов анализа статистических данных и результатов анкетирования (опроса) субъектов аудиторской деятельности, должностных лиц контрольных (надзорных) органов) осуществляется следующее:
определяется динамика уровня угроз ОД и ФТ в секторе (повысился, снизился, стабилен);
присваивается оценка уровню угроз ОД и ФТ для отдельных сегментов (видов деятельности) в секторе по 4-х уровневой шкале (высокий, повышенный, умеренный и низкий).
7.3. На этапе оценки уязвимости сектора рискам ОД и ФТ определяется возможность реализации угроз ОД и ФТ.
Уязвимости сектора рискам ОД и ФТ делятся на внутренние и внешние по отношению к сектору.
К внешним уязвимостям относятся факторы, определяющие подверженность сектора рискам ОД и ФТ в связи с:
неурегулированностью законодательства (в том числе отсутствие требований о ПОД/ФТ/ФРОМУ, отсутствие контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, осуществляемого в отношении субъектов аудиторской деятельности);
недостаточной эффективностью контрольной (надзорной) деятельности (в том числе недостатки в применении риск-ориентированного подхода, недостаточная ресурсная обеспеченность контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, незначительное количество мероприятий по контролю (надзору) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ);
низким уровнем охвата сектора системой противодействия ОД и ФТ.
К внутренним уязвимостям относятся факторы, определяющие подверженность сектора рискам ОД и ФТ в связи с:
низким (недостаточным) уровнем исполнения сектором требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ;
особенностями аудиторской деятельности, распространенностью и доступностью услуг, предоставляемых сектором;
структурой обслуживаемых клиентов.
Для оценки уровня исполнения требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ сектором используются следующие показатели:
а) динамика количества и доли субъектов аудиторской деятельности с низким уровнем риска неисполнения требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ в общем количестве субъектов аудиторской деятельности;
б) доля субъектов аудиторской деятельности, зарегистрировавших Личный кабинет на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве субъектов аудиторской деятельности;
в) результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов, в том числе:
доля проверок с выявленными нарушениями требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ в общем количестве проверок;
доля повторных проверок с выявленными нарушениями в общем количестве повторных проверок;
динамика количества и доли субъектов аудиторской деятельности, уклонившихся от устранения нарушений в общем количестве субъектов аудиторской деятельности, в отношении которых осуществлялись контрольные (надзорные) мероприятия.
В рамках данного этапа определяются основные (наиболее частые) нарушения, допущенные сектором.
Для оценки уровня информированности сектора о рисках ОД и ФТ, а также конкретных типологиях и признаках операций, которые могут осуществляться в целях ОД и ФТ, используются результаты анкетирования (опроса) субъектов аудиторской деятельности, а также оценка динамики доли субъектов аудиторской деятельности в секторе, информирующих о таких операциях.
По итогам этого этапа на основе данных об уровне уязвимости сектора рискам ОД и ФТ, определенного по результатам предыдущей секторальной оценки рисков ОД и ФТ, а также результатов анализа статистических данных и результатов анкетирования (опроса) субъектов аудиторской деятельности, должностных лиц контрольных (надзорных) органов осуществляется следующее:
определяется динамика уровня уязвимостей сектора рискам ОД и ФТ (повысился, снизился, стабилен);
присваивается оценка уровню уязвимости отдельных сегментов (видов деятельности) сектора рискам ОД и ФТ по 3-х уровневой шкале (высокий, умеренный и низкий);
определяется перечень наиболее значимых уязвимостей сектора рискам ОД и ФТ и его отдельных сегментов (видов деятельности), а также мер (в том числе надзорных, законодательных, организационных) по их устранению (снижению их влияния).
Сопоставление (сочетание) угроз ОД и ФТ и уязвимостей рискам ОД и ФТ дает представление о вероятности, как потенциальной возможности возникновения событий, представляющих риск ОД и ФТ.
Уровень вероятности определяется на основе сопоставления угроз ОД и ФТ и уязвимостей рискам ОД и ФТ на основе схемы (матрицы) определения уровня вероятности возникновения рисков ОД и ФТ на основе сопоставления угроз ОД и ФТ и уязвимостей рискам ОД и ФТ (рис. 1).
7.4. На этапе оценки последствий материализации рисков ОД и ФТ может использоваться показатель суммы ущерба, нанесенного национальной экономике в результате совершения преступлений ОД и ФТ с использованием сектора. При формировании выводов о последствиях материализации рисков ОД и ФТ используются результаты анкетирования (опроса) субъектов аудиторской деятельности, должностных лиц контрольных (надзорных) органов.
Оценка уровня (значимости) последствий материализации рисков ОД и ФТ осуществляется по 3-х уровневой шкале (высокий, умеренный и низкий) на основе данных об уровне (значимости) последствий материализации рисков ОД и ФТ в секторе, определенных по результатам предыдущей оценки рисков ОД и ФТ, а также результатов анализа статистических данных и иной информации, полученной в ходе проведения СОР.
7.5. Оценка уровня риска ОД и ФТ в секторе, а также его отдельных сегментов осуществляется сотрудниками Федерального казначейства, обеспечивающими проведение СОР, а также формирование результатов СОР на основе:
а) последовательного сопоставления угроз ОД и ФТ, уязвимостей рискам ОД и ФТ и последствий материализации рисков ОД и ФТ в соответствии со схемой (матрицей) определения уровня вероятности возникновения рисков ОД и ФТ на основе сопоставления угроз ОД и ФТ и уязвимостей рискам ОД и ФТ, приведенной на рисунке 1, и схемой матрицей определения уровня риска ОД и ФТ на основе сопоставления вероятности возникновения рисков ОД и ФТ и последствий материализации рисков ОД и ФТ, приведенной на рисунке 2.
Рис. 1. Схема (матрица) определения уровня вероятности возникновения рисков ОД и ФТ на основе сопоставления угроз ОД и ФТ и уязвимостей рискам ОД и ФТ.
Рис. 2. Схема (матрица) определения уровня риска ОД и ФТ на основе сопоставления вероятности возникновения рисков ОД и ФТ и последствий материализации рисков ОД и ФТ.
б) анализа уполномоченным органом сведений, получаемых от кредитных организаций в отношении сектора, и включающих следующие показатели:
динамика объема операций, представленных кредитными организациями в отношении субъектов аудиторской деятельности, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ и количества участников таких операций;
динамика объема операций с участием субъектов аудиторской деятельности, в отношении которых кредитными организациями было применено право на отказ в проведении операций в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
динамика количества случаев применения кредитными организациями в отношении субъектов аудиторской деятельности права на отказ от заключения договора банковского счета (вклада), и расторжение договора банковского счета (вклада) в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
динамика количества и доли субъектов аудиторской деятельности, отнесенных к высокому и повышенному уровням риска несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, в общем количестве субъектов аудиторской деятельности;
в) результатов анкетирования (опроса) субъектов аудиторской деятельности, должностных лиц контрольных (надзорных) органов.
По результатам данного этапа определяется динамика уровня риска ОД и ФТ в секторе, а также уровень подверженности рискам ОД и ФТ сегментов (видов деятельности) сектора.
7.6. Федеральное казначейство организует обсуждение результатов СОР с представителями уполномоченного органа, саморегулируемой организации аудиторов, сектора в том числе в форме вебинаров и круглых столов.
Результаты обсуждения учитываются при подготовке отчета о результатах СОР, осуществляемого с участием саморегулируемой организации аудиторов.
8. По результатам оценки рисков ОД и ФТ формируется перечень рекомендуемых мер по снижению рисков ОД и ФТ в секторе, включающий:
меры на межведомственном уровне;
предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации;
предложения по корректировке организации (планирования) и осуществления контрольной (надзорной) деятельности.
Результаты оценки динамики и уровня угроз ОД и ФТ, уязвимостей рискам ОД и ФТ, последствий материализации рисков ОД и ФТ и рисков ОД и ФТ в секторе, а также рекомендуемые меры по снижению указанных рисков оформляются в виде отчета о результатах СОР.
Отчет о результатах СОР оформляется в срок, установленный актом.
9. Отчет о результатах СОР включает следующие разделы:
характеристика уязвимостей сектора рискам ОД и ФТ;
характеристика последствий материализации рисков ОД и ФТ;
сравнительная оценка уровня риска ОД и ФТ в отдельных сегментах (видах деятельности) сектора, актуальные типологии и схемы ОД и ФТ;
рекомендуемые меры по снижению рисков ОД и ФТ в секторе.
10. В отчет о результатах СОР может включаться информация о новых типологиях (схемах) ОД и ФТ, которые реализуются с использованием сектора.
11. Результаты СОР представляются для рассмотрения и одобрения в Межведомственную комиссию.
12. На основе отчета о результатах СОР формируется его публичная версия, размещаемая на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня одобрения Межведомственной комиссией. Публичная версия отчета о результатах СОР направляется в саморегулируемую организацию аудиторов не позднее дня, следующего за днем одобрения отчета о результатах СОР Межведомственной комиссией.
13. Публичная версия отчета о результатах СОР содержит информацию о результатах СОР, за исключением конфиденциальной информации и информации, составляющей служебную, аудиторскую и иную охраняемую законом тайну.
14. Информация о проведении СОР, периоде, за который она проводится, контактных лицах, формах участия в подготовке и обсуждении результатов СОР размещается на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее чем за 2 месяца до начала ее проведения.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления