Приказ Госкорпорации "Росатом" от 12.12.2024 N 1/2421-П "Об утверждении Программы Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" профилактики нарушений лицензионных требований и условий действия лицензии на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, требований безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них на 2025 год"
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
от 12 декабря 2024 г. N 1/2421-П
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"РОСАТОМ" ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ, ВКЛЮЧАЯ РАЗРАБОТКУ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ,
ИСПЫТАНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ (ПЕРЕВОЗКУ), ЭКСПЛУАТАЦИЮ,
ХРАНЕНИЕ, ЛИКВИДАЦИЮ И УТИЛИЗАЦИЮ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ЯДЕРНЫХ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ (ПЕРЕВОЗКИ) ЯДЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ, РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИЗДЕЛИЙ
ИЗ НИХ НА 2025 ГОД
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" приказываю:
Утвердить Программу Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" профилактики нарушений лицензионных требований и условий действия лицензии на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, требований безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них на 2025 год (приложение).
Заместитель генерального директора
по государственной политике в области
безопасности при использовании атомной
энергии в оборонных целях
Ю.В.ЯКОВЛЕВ
приказом Госкорпорации "Росатом"
от 12.12.2024 N 1/2421-П
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"РОСАТОМ" ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ, ВКЛЮЧАЯ РАЗРАБОТКУ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ,
ИСПЫТАНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ (ПЕРЕВОЗКУ), ЭКСПЛУАТАЦИЮ,
ХРАНЕНИЕ, ЛИКВИДАЦИЮ И УТИЛИЗАЦИЮ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ЯДЕРНЫХ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ (ПЕРЕВОЗКИ) ЯДЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ, РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИЗДЕЛИЙ
ИЗ НИХ НА 2025 ГОД
1.1. Программа Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" профилактики нарушений лицензионных требований и условий действия лицензии на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, требований безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них на 2025 год (далее - Программа) разработана с целью организации проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений лицензионных требований и условий действия лицензии и требований, установленных законодательными и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области специальных перевозок (далее при совместном упоминании - обязательные требования).
1.2. Настоящая Программа подготовлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2017 N 911 "О лицензировании деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2017 N 911);
постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2160 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, за исключением деятельности воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в этой области, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N 911" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2160);
постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2022 N 661 "Об утверждении положения об организации и осуществлении государственного контроля за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2022 N 661);
приказа Госкорпорации "Росатом" от 27.04.2022 N 1/11-НПА "Об утверждении Административного регламента осуществления Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, за исключением деятельности воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в этой области" (зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022, регистрационный N 69674);
приказа Госкорпорации "Росатом" от 09.09.2022 N 1/31-НПА "Об утверждении Административного регламента осуществления Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственного контроля за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 01.11.2022, регистрационный N 70798).
Цели проведения профилактической работы:
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований;
снижение административных и финансовых издержек Госкорпорации "Росатом" и подконтрольных субъектов путем предотвращения нарушений при проведении контрольных мероприятий;
повышение прозрачности системы государственного контроля;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований;
мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение ущерба охраняемым законом ценностям.
Задачи проведения профилактической работы:
формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной деятельности;
оценка состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей подконтрольных субъектов.
Для конкретизации мероприятий и установления отчетных показателей по осуществляемым Госкорпорацией "Росатом" видам контрольной деятельности Программа разделена на подпрограммы по каждому из видов государственного контроля:
профилактика нарушений лицензионных требований и условий действия лицензии на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (Подпрограмма 1);
профилактика нарушений требований безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них (Подпрограмма 2).
Настоящая Программа подлежит размещению на официальном сайте Госкорпорации "Росатом" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.rosatom.ru.
Профилактика нарушений лицензионных требований
и условий действия лицензии на осуществление деятельности
по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ
при проведении работ по использованию атомной энергии
в оборонных целях, включая разработку, изготовление,
испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию,
хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия
и ядерных энергетических установок военного назначения
1. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы
Госкорпорация "Росатом" в рамках реализации полномочий, предусмотренных пунктом 18 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2017 N 911 Положением о лицензировании деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения осуществляет лицензирование указанной деятельности (далее - лицензирование), а также лицензионный контроль в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2160 Положением об организации и осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, за исключением деятельности воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в этой области (далее - лицензионный контроль).
По состоянию на 01.12.2024 лицензиатами являются 185 организаций, которые имеют 246 лицензий, из них:
организаций, имеющих лицензии по направлению ядерное оружие - 62;
организаций, имеющих лицензии по направлению ядерные энергетические установки военного назначения - 152;
организаций, имеющих лицензии по обоим направлениям - 29.
1.2. Данные о проведенных мероприятиях по контролю
По состоянию на 01.12.2024 было проведено 69 проверок, в том числе 15 плановых проверок и 54 внеплановые проверки.
Из 15 плановых проверок 13 были выездными и 2 - документарными.
Все внеплановые проверки были документарными.
Всего за отчетный период при осуществлении лицензионного контроля было выявлено 21 нарушение у 5 лицензиатов.
Все выявленные нарушения составили нарушения лицензионных требований и (или) условий действия лицензии, грубых нарушений не было.
По фактам нарушений лицензионных требований и (или) условий действия лицензии, выявленных при осуществлении лицензионного контроля выдано 2 предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий действия лицензии, а также составлено 2 протокола об административных правонарушениях.
Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам осуществления лицензионного контроля в отчетном периоде, составило 2 - постановления о наложении административного штрафа.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 90 тыс. рублей.
Общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов составила 60 тыс. рублей.
Случаев неисполнения лицензиатами выданных Госкорпорацией "Росатом" предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий действия лицензии в отчетном периоде зарегистрировано не было.
2. Мероприятия по профилактике нарушений
Госкорпорацией "Росатом" в отчетном периоде были проведены следующие профилактические мероприятия:
организация и проведение Межотраслевого научно-технического семинара-совещания "Система управления безопасностью при использовании атомной энергии в оборонных целях";
издание информационного бюллетеня Госкорпорации "Росатом" "Безопасность при использовании атомной энергии в оборонных целях";
издание ежегодного отчета по безопасности при использовании атомной энергии в оборонных целях;
подготовка и утверждение Обзора практики осуществления государственного контроля в Госкорпорации "Росатом";
составление и направление предостережений о недопустимости нарушения лицензионных требований и условий действия лицензии;
проведение оценки удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством профилактических мероприятий посредством социологического исследования;
проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению лицензионных требований и условий действия лицензии;
подготовка Доклада об итогах профилактической работы Госкорпорации "Росатом" за год;
представление в Минэкономразвития России доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности и об эффективности такого контроля (надзора);
анализ содержащихся в базах данных сведений, полученных при предоставлении государственной услуги по лицензированию и осуществлению лицензионного контроля.
3. Ключевые наиболее значимые риски
Ключевыми и наиболее значимыми рисками при осуществлении деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения являются риски радиационных аварий на объектах использования атомной энергии в оборонных целях.
4. Отчетные показатели результативности мероприятий
Отчетные показатели за 2024 год:
количество проведенных профилактических мероприятий - 198.
количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - 152;
доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - 82%.
Проект отчетных показателей в 2025 и 2026 годах:
количество проведенных профилактических мероприятий - не менее 120 за год;
количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - не менее 120 за год;
доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - не менее 60%.
5. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию
и проведение мероприятий по профилактике нарушений
6. План мероприятий по профилактике нарушений на 2025 год
Проекты планов мероприятий по профилактике нарушений на 2026 и 2027 годы содержат мероприятия, включенные в план мероприятий по профилактике нарушений на 2025 год.
Профилактика нарушений требований безопасности
транспортирования (перевозки) ядерных материалов,
радиоактивных веществ и изделий из них
1. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы
Госкорпорация "Росатом" в рамках реализации полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", осуществляет в соответствии с Положением об организации и осуществлении государственного контроля за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2022 N 661, государственный контроль за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них (далее - государственный контроль).
По состоянию на 01.12.2024 в сфере государственного контроля находится 38 организаций, являющихся грузоотправителями (грузополучателями) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них.
Всего за отчетный период была выполнена 1821 перевозка, из них:
железнодорожным транспортом - 1127;
автомобильным транспортом - 675;
морским и внутренним водным транспортом - 7.
Все перевозки ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них были выполнены в установленные сроки и в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
В рамках разрешительных механизмов обеспечения безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них в 2024 году в установленные соответствующими административными регламентами сроки оказаны государственные услуги:
по выдаче сертификатов-разрешений на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта радиоактивного вещества особого вида:
выдано сертификатов-разрешений - 225;
по выдаче письменного разрешения на перемещение ядерных материалов, ядерных установок через государственную границу Российской Федерации (с целью транзита по ее территории):
1.2. Данные о проведенных мероприятиях по контролю
По состоянию на 01.12.2024 в отчетном периоде проведена 21 проверка в форме плановых (рейдовых) осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации при осуществлении специальных перевозок. В ходе плановых (рейдовых) осмотров контролировалось соблюдение обязательных требований к организации и осуществлению специальных перевозок, установленных законодательными и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области специальных перевозок (далее - обязательные требования в области специальных перевозок).
В 2024 году также осуществлялись мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности юридических лиц, в ходе которых были выявлены признаки нарушений обязательных требований у одной организации осуществляющей транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них. По результатам выявленных признаков нарушений обязательных требований в области специальных перевозок при осуществлении контроля выдано 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при организации и осуществлении специальных перевозок.
Административных наказаний за несоблюдение обязательных требований в области специальных перевозок по результатам осуществления государственного контроля в отчетном периоде наложено не было.
В 2024 году также проводились профилактические мероприятия и систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований в области специальных перевозок, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований в области специальных перевозок на основе сведений, поступающих от организаций, являющихся грузоотправителями (грузополучателями) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них.
Для обеспечения безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них в течение 2024 года был выполнен комплекс организационно-технических мероприятий по осуществлению контроля перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом с помощью автоматизированной системы безопасности транспортирования ядерных материалов.
2. Мероприятия по профилактике нарушений
В целях профилактики нарушений обязательных требований в области специальных перевозок при осуществлении государственного контроля Госкорпорацией "Росатом" в отчетном периоде были проведены следующие профилактические мероприятия:
организация и проведение Межотраслевого научно-технического семинара-совещания "Система управления безопасностью при использовании атомной энергии в оборонных целях";
издание информационного бюллетеня Госкорпорации "Росатом" "Безопасность при использовании атомной энергии в оборонных целях";
издание ежегодного отчета по безопасности при использовании атомной энергии в оборонных целях;
подготовка и утверждение Обзора практики осуществления государственного контроля в Госкорпорации "Росатом";
составление и направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области специальных перевозок при организации и осуществлении специальных перевозок;
подготовка окончательной редакции проекта федеральных норм и правил "Правила безопасности при транспортировании (перевозке) радиоактивных материалов оборонного назначения";
В целях профилактики нарушений обязательных требований в области специальных перевозок при осуществлении государственного контроля Госкорпорацией "Росатом" проводились консультации и оказывалась методическая помощь подконтрольным организациям.
В течение 2024 года за разъяснениями требований законодательства о транспортировании (перевозке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них в Госкорпорацию "Росатом" обращались граждане и юридические лица, в ходе рассмотрения обращений которых давались разъяснения по вопросам, относящимся к подконтрольной сфере.
3. Ключевые наиболее значимые риски
Ключевыми и наиболее значимыми рисками при организации и осуществлении транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них являются риски радиационных аварий, а также отмена спланированных перевозок.
4. Отчетные показатели результативности мероприятий
Отчетные показатели за 2024 год:
количество проведенных профилактических мероприятий - 17;
количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - 15;
доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - 39%.
Проект отчетных показателей в 2025 и 2026 годах:
количество проведенных профилактических мероприятий - не менее 15 за год;
количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - не менее 4 за год;
доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - не менее 10%.
5. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию
и проведение мероприятий по профилактике нарушений
6. План мероприятий по профилактике нарушений на 2025 год
Проекты планов мероприятий по профилактике нарушений на 2026 и 2027 годы содержат мероприятия, включенные в план мероприятий по профилактике нарушений на 2025 год.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления