Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1089 (ред. от 29.08.2025) "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными" (вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными")
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 июня 2021 г. N 1089
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. N 1560 "Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 49, ст. 7138).
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки в рамках государственного надзора в области обращения с животными, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. N 1089
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ
ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ
1 Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, за исключением обращения со служебными животными (далее - государственный контроль (надзор).
2. Предметом государственного контроля (надзора) являются:
а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с животными, при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях (далее - обязательные требования);
б) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организации) лицензионных требований при осуществлении деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах.
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется следующими контрольными (надзорными) органами:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, лицензионных требований при осуществлении деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:
а) руководители Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
в) руководители структурных подразделений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
г) руководители или заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
д) другие должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора).
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
6. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также частями 5 и 6 статьи 19 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
7. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Объекты государственного контроля (надзора)
8. Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в рамках государственного контроля (надзора) являются:
а) деятельность по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях;
б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях.
9. Учет объектов контроля Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляется:
а) при лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
б) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) путем получения информации об объектах контроля из федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии;
г) путем получения информации о содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях гражданами и организациями по итогам проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, межведомственного взаимодействия, а также с учетом информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.
10. Объектами контроля Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках государственного контроля (надзора) являются:
а) деятельность контролируемых лиц и организаций по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;
б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением содержания и использования животных в культурно-зрелищных целях).
11. Учет объектов контроля Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществляется:
а) при ведении государственного учета зоологических коллекций и отдельных экспонатов;
использование объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира;
переселение объектов животного мира в новые места обитания, гибридизацию объектов животного мира, ввоз в Российскую Федерацию зоологических коллекций, ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (далее - Конвенция), кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру;
в) путем получения от органов государственной власти субъектов Российской Федерации информации о выданных разрешениях на:
использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
г) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
д) при получении информации о ввозе на территорию Российской Федерации животных, полученной от административных органов Конвенции иностранных государств.
12. Контрольными (надзорными) органами осуществляется фиксация сведений об объектах контроля путем их внесения в учетные документы.
Учетный документ может быть создан как на бумажном, так и на электронном носителе и представляет собой перечень сведений об объекте контроля.
Внесение сведений об объектах контроля осуществляется в течение 2 рабочих дней со дня их поступления.
13. Формирование и ведение учетных документов осуществляется по каждому объекту контроля отдельно.
II. Управление рисками причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении
государственного контроля (надзора)
14. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
15. Контрольные (надзорные) органы при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты контроля, предусмотренные пунктами 9 и 11 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска
16. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) к категории высокого риска:
деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных, указанных в приложении I к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 0, 1, 2, 3;
деятельность в области обращения с животными по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляемая в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
деятельность цирков, дельфинариев, зоопарков, зоосадов, зоотеатров, океанариумов;
б) к категории среднего риска - деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных (не указанных в подпункте "а" настоящего пункта):
занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 4, 5;
указанных в приложениях II, III к Конвенции;
в) к категории низкого риска - деятельность по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных, которые не указаны в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
17. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения к категориям высокого, среднего, низкого риска, при наличии следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, подлежат отнесению к следующим соответствующим категориям:
а) категория чрезвычайно высокого риска:
обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, гражданина, осуществляющих деятельность по обращению с животными, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации;
постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов (в отношении деятельности, предусмотренной абзацами вторым и третьим подпункта "а" пункта 16 настоящего Положения);
постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 2 и 3 статьи 8.52, статьей 8.53, частями 2 - 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов или Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) категория значительного риска - постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов (в отношении деятельности, предусмотренной подпунктом "б" пункта 16 настоящего Положения);
в) категория умеренного риска - постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов в отношении деятельности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 16 настоящего Положения).
Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом
ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
и обязательных профилактических визитов
18. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия и обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска:
а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проводится одно контрольное (надзорное) мероприятие в год;
б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится одно контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года либо один обязательный профилактический визит в год;
в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска, обязательный профилактический визит проводится с периодичностью, определяемой Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
19. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
обобщение правоприменительной практики;
Обобщение правоприменительной практики
20. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, и подлежит публичному обсуждению.
21. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказами (распоряжениями) руководителей контрольных (надзорных) органов и размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
22. В случае наличия у контрольных (надзорных) органов сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольные (надзорные) органы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
23. Контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения в срок не позднее 30 дней со дня его получения в тот контрольный (надзорный) орган или его территориальное подразделение, которым объявлено предостережение.
24. Возражение в отношении предостережения рассматривается должностными лицами контрольных (надзорных) органов в течение 30 дней со дня его получения. После чего контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
25. Консультирование осуществляется должностными лицами контрольных (надзорных) органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
26. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
27. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора);
разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);
порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.
28. Письменное консультирование осуществляется по вопросам, предусмотренным пунктом 27 настоящего Положения, в случае поступления обращения в письменной форме.
29. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольных (надзорных) органов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом указанных органов.
30. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
31. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - инспектор), по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
32. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а инспектор осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
33. Профилактический визит проводится по инициативе контрольного (надзорного) органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
34. Обязательный профилактический визит проводится контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 52.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
35. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
36. В рамках обязательного профилактического визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
инструментальное обследование;
37. В рамках профилактического визита по инициативе контролируемого лица и при его согласии могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
инструментальное обследование;
38. Осмотр и экспертиза при осуществлении обязательного профилактического визита могут проводиться инспектором с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
39. При проведении контрольного (надзорного) действия в виде осмотра в рамках профилактического визита фотосъемка и видеозапись осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
40. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
41. В целях фиксации инспектором и лицами, обладающими специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольным (надзорным) органам, в том числе при применении технических средств, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий (далее - специалисты), доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспекторами и специалистами самостоятельно.
В обязательном порядке инспектором и специалистом для доказательства нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:
проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;
если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;
проведения досмотра в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица;
При досмотре, осуществляемом в присутствии контролируемого лица или его представителя, может применяться видеозапись.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи, в том числе мобильное приложение "Инспектор", беспилотные системы. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
42. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия:
в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;
при наличии обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов).
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольными (надзорными) органами на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
Контрольные (надзорные) мероприятия
43. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
Инспекционный визит, рейдовый осмотр и выездная проверка могут быть проведены с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Фотосъемка и видеозапись при проведении контрольного (надзорного) действия в виде осмотра в рамках контрольных (надзорных) мероприятий в виде инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Фотосъемка и видеозапись при проведении контрольного (надзорного) действия в виде досмотра в рамках контрольных (надзорных) мероприятий в виде рейдового осмотра, выездной проверки осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".
44. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
44(1). Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы для проведения экспертизы могут привлекать экспертов и экспертные организации, включая подведомственные Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальным органам федеральные государственные бюджетные учреждения, лаборатории (испытательные центры), входящие в систему органов и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, аккредитованные в национальной системе аккредитации, а также иные лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации.
В целях проведения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами государственного контроля (надзора) отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание осуществляются в том числе специалистами подведомственных им федеральных государственных бюджетных учреждений.
44(2). Федеральная служба по надзору в сфере природопользования для проведения экспертизы может привлекать экспертов и экспертные организации, включая подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере природопользования федеральные государственные бюджетные учреждения, аккредитованные в национальной системе аккредитации.
В целях проведения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственного контроля (надзора) отбор проб (образцов) осуществляется в том числе специалистами подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений.
44(3). В ходе контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
44(4). В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
инструментальное обследование;
45. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Осмотр и опрос при осуществлении инспекционного визита могут проводиться инспектором с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
46. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
Осмотр, досмотр, опрос и экспертиза при осуществлении рейдового осмотра могут проводиться инспектором с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
47. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
48. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
Осмотр, досмотр, опрос и экспертиза при осуществлении выездной проверки могут проводиться инспектором с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
49. Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
50. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
Порядок отбора проб (образцов)
51. Отбор проб (образцов) при осуществлении рейдового осмотра, выездной проверки проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в присутствии представителей контролируемых лиц.
Отбор проб (образцов) при осуществлении выездного обследования проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в необходимых количествах без взаимодействия с контролируемым лицом.
По результатам отбора проб (образцов) должностным лицом контрольного (надзорного) органа составляется протокол отбора проб (образцов).
Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), или специалистом.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовку или обработку проб (образцов) вещества, материала или продукции в целях получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) и ее упаковку.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее (его) сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего исследования, испытания, экспертизы.
Непосредственно после отбора проб (образцов) на месте должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указывают:
номер и дату составления протокола отбора проб (образцов);
порядковый номер каждой пробы (образца), если их отобрано более 2;
наименование продукции, предмета, проба (образец) которых отобрана;
сорт или категорию продукции (при их наличии);
наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя (предприятия, название судна) или отправителя и страны;
обозначение документа, в соответствии с которым изготовлена продукция (при наличии), договора (контракта);
номер партии (при его наличии);
номер ассортиментного знака и (или) изготовителя продукции (при их наличии);
номер единицы тары, из которой отобрана проба;
срок и условия хранения пробы до испытаний;
название и адрес юридического лица (поставщика, приемщика или органа контроля), по поручению которого проводится отбор проб или выборок;
фамилии и должности лиц, отобравших пробу.
Отобранные пробы (образцы) прилагаются к протоколу отбора проб (образцов).
Протокол отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи. Отбор проб (образцов) производится с использованием ручного инструмента, без изъятия или ухудшения качественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).
Пробы (образцы) отбираются в количестве, предусмотренном утвержденными документами по стандартизации, иными документами, регламентирующими правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений.
Отбор проб (образцов) не проводится в отношении оборудования, устройств, предметов, материалов, не связанных с содержанием животных и их использованием.
51(1). При осуществлении мониторинговой закупки, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки, выездного обследования может быть проведена экспертиза.
Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.
Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.
Информация о проведении экспертизы включается в акт контрольного (надзорного) мероприятия.
Экспертиза проводится в следующем порядке:
проведение исследования (необходимость его проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);
оформление результатов проведения экспертизы и подписание экспертного заключения (в 3 экземплярах) экспертом и (или) экспертной организацией.
Эксперт и (или) экспертная организация дают экспертное заключение, в котором должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования в рамках мониторинговой закупки, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки, а также выездного обследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и представлены выводы.
Права контролируемых лиц при проведении экспертизы
51(2). При назначении и проведении экспертизы контролируемые лица имеют право:
информировать контрольный (надзорный) орган о наличии конфликта интересов у эксперта или экспертной организации;
предлагать дополнительные вопросы для получения по ним экспертного заключения, а также уточнять формулировки поставленных вопросов;
присутствовать с разрешения должностного лица контрольного (надзорного) органа при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту;
знакомиться с экспертным заключением.
Порядок проведения эксперимента
51(3). В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пунктах 44(3) и 44(4) настоящего Положения, может совершаться контрольное (надзорное) действие - эксперимент, заключающийся в использовании тест-ситуаций.
Тест-ситуация - это действие по созданию инспектором ситуации, в ходе которой возможно оценить соблюдение контролируемым лицом обязательных требований.
Эксперимент проводится инспектором по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае необходимости инспектор может привлекать для участия в эксперименте специалиста.
V. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований
контролируемыми лицами, имеющими лицензию
52. Оценка соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и принимаемыми в его исполнение нормативными правовыми актами.
VI. Специальные режимы государственного контроля (надзора)
53. Мониторинг осуществляется в случае изъявления желания контролируемого лица.
54. Требованием, которому должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления мониторинга, является наличие возможности для подключения систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения.
55. Мониторинг осуществляется посредством:
а) сбора информации о состоянии контролируемого лица с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения;
б) анализа полученной информации и выявления рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований;
в) подготовки предложений по устранению выявленных рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований.
56. Подключение контролируемого лица (объекта) к автоматизированным системам сбора и обработки данных, работающим в автоматическом режиме, специальным техническим средствам, имеющим функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иным средствам сбора или фиксации информации, обеспечивается уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа путем установки необходимого технического оснащения и программного обеспечения.
57. Обмен документами и иной информацией осуществляется с использованием автоматизированных систем сбора и обработки данных.
58. Характеристики автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных, средств сбора или фиксации информации, а также программное обеспечение должны обеспечивать осуществление мониторинга.
59. Количество необходимого оборудования, программного обеспечения, а также места их установки определяются уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа по согласованию с контролируемым лицом.
60. Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из случаев, предусмотренных частью 10 статьи 96 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также в случае прекращения осуществления деятельности в области обращения с животными контролируемым лицом.
VII. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов,
действий (бездействия) их должностных лиц
61. Контролируемые лица имеют право направить жалобу в форме электронного документа. При этом в жалобе указывается либо наименование соответствующего контрольного (надзорного) органа, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, а также наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или индивидуального предпринимателя, подающего жалобу, адрес электронной почты, место нахождения или почтовый адрес, ставится подпись и дата. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.
62. Жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении надзора рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
63. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
64. В случае обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принятых ее центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
65. Жалоба на решение территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, действия (бездействие) их должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
66. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
67. Жалоба на решение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
67(1). В случае отсутствия вышестоящего органа государственного надзора жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя органа государственного надзора рассматривается руководителем органа государственного надзора.
68. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы контрольным (надзорным) органом в срок не более 15 рабочих дней со дня ее регистрации.
68(1). Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается контрольным (надзорным) органом в срок не более 5 рабочих дней.
государственного контроля (надзора)
69. Ключевым показателем государственного контроля (надзора), достижение которого обеспечивается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами, является соотношение количества случаев гибели животных при их содержании и использовании в культурно-зрелищных целях и общего количества животных, содержащихся и используемых в культурно-зрелищных целях (П).
Показатель, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта (П), рассчитывается по формуле:
П1 - количество случаев гибели животных при их содержании и использовании в культурно-зрелищных целях за отчетный год;
П2 - общее количество животных, содержащихся и используемых в культурно-зрелищных целях, на конец отчетного года.
Целевым (плановым) значением признается значение ключевого показателя П = 0,2 и менее.
70. Ключевым показателем государственного контроля (надзора), достижение которого обеспечивается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, является соотношение количества случаев гибели конфискованных диких животных в неволе и общего количества конфискованных диких животных в неволе (А).
Показатель, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта (А), рассчитывается по формуле:
А1 - количество случаев гибели конфискованных диких животных в неволе за отчетный год;
А2 - общее количество конфискованных диких животных в неволе на конец отчетного года.
Целевым (плановым) значением признается значение ключевого показателя А = 0,1 и менее.
IX. Результаты государственного контроля (надзора)
71. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, обязательного профилактического визита, завершения контрольного (надзорного) действия в рамках специального режима государственного контроля (надзора).
72. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований должно содержать в том числе следующие сведения по каждому из нарушений:
описание каждого выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретных структурных единиц нормативного правового акта, содержащего нарушение обязательных требований;
срок устранения выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретной даты устранения такого нарушения;
перечень рекомендованных мероприятий по устранению выявленного нарушения обязательных требований;
перечень рекомендуемых сведений, которые должны быть представлены в качестве подтверждения устранения выявленного нарушения обязательных требований.
73. В случае если контролируемое лицо является государственным или муниципальным учреждением, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу и (или) направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица. В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований контролируемому лицу копия такого предписания направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица.
74. Контрольный (надзорный) орган может отменить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в случаях, установленных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления