<Письмо> Роспотребнадзора N 01/898-17-32, ФТС России N 01-11/04068 от 27.01.2017 "О взаимодействии территориальных органов Роспотребнадзора и таможенных органов Российской Федерации при установлении факта перемещения объекта с повышенным радиационным фоном"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
N 01/898-17-32
N 01-11/04068
от 27 января 2017 года
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА И ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТА
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА С ПОВЫШЕННЫМ РАДИАЦИОННЫМ ФОНОМ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральная таможенная служба в целях однозначной трактовки нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и применения их на практике должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора и таможенных органов Российской Федерации сообщают.
При установлении факта перемещения объекта с повышенным радиационным фоном через таможенную границу ЕАЭС <1> или при выявлении в местах доставки товаров на территории Российской Федерации объекта с повышенным радиационным фоном в целях организации и проведения санитарно-карантинного контроля выявленного объекта взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и таможенных органов Российской Федерации необходимо обеспечивать в соответствии с правом ЕАЭС, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
--------------------------------
<1> Список сокращений по наименованию нормативных правовых актов и аббревиатур, принятых в письме, приведен в приложении к данному письму.
В соответствии с пунктами 15 и 22 Положения, пунктом 18 Правил, пунктом 12 Административного регламента оценке (осмотру, досмотру) должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора подлежат Объекты в случаях:
а) поступления информации о несоответствии Подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;
б) прибытия товаров из зараженных в результате радиационных аварий районов;
в) выявления превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов;
г) наличия информации о несоответствии Подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах;
д) выявления нарушений условий транспортировки, целостности контейнеров, повреждения упаковки;
е) выявления опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого.
В соответствии с пунктом 7 Положения, пунктом 3 Правил и пунктом 10 Административного регламента установление факта перемещения Объекта с повышенным радиационным фоном является риском возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на основании которого таможенные органы должны принять решение о необходимости осуществления санитарно-карантинного контроля и привлечении территориальных органов Роспотребнадзора в целях оценки соответствия Объекта Единым санитарным требованиям и санитарным правилам.
Должностное лицо таможенного органа принимает положительное решение о направлении выявленных Объектов с повышенным радиационным фоном на проведение оценки (осмотра, досмотра) должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора и проставляет штамп "Подлежит оценке. Санитарно-карантинный контроль" в следующих случаях:
1) при перемещении в рамках внешнеэкономической деятельности ДРМ (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2844, 8401 30 0000), изделий на их основе или порожних ТУК, предназначенных для транспортировки ядерных материалов и радиоактивных веществ (коды ТН ВЭД ЕАЭС 3923900000, 7310100000, 7508900009, 7806001000, 860900900, 8609001000), в случаях:
выявления превышения допустимых значений мощности дозы излучения на поверхности ТУК в соответствии с приложением 11.4 к разделу 11 главы II Единых санитарных требований с учетом транспортной категории ТУК;
выявления нарушений условий транспортировки ДРМ;
выявления поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов;
нарушения целостности ТУК и повреждения упаковки;
выявления информации о несоответствии перевозимых Подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах;
2) при перемещении Подконтрольных товаров (строительных материалов), содержащих в своем составе природные радионуклиды в соответствии с Едиными санитарными требованиями (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2505, 2506, 2507 00, 2508, 2510, 2513, 2515, 2516, 2517, 2520, 2523, 2530, 2620, 2621, 3103, 3105, 6801 00 000 0, 6802, 6804, 6805, 6810, 6815, 6901 00 000 0, 6902, 6903, 6904, 6905, 6907, 6908), в случаях:
выявления локального источника ионизирующего излучения;
выявления значений мощности дозы излучения на поверхности тары более 2,5 мкЗв/ч и (или) на поверхности перевозящего транспортного средства - более 1,0 мкЗв/ч в соответствии с пунктом раздела 11 главы II Единых санитарных требований;
выявления нарушений условий транспортировки товаров, содержащих в своем составе природные радионуклиды;
нарушения целостности повреждения упаковки;
выявления информации о несоответствии перевозимых Подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах;
выявление признаков наличия в составе строительных материалов техногенных радионуклидов;
3) при перемещении лома черных и цветных металлов (коды ТН ВЭД ЕАЭС 7204; 740400; 750300; 760200; 7802000000; 7902000000; 8002000000) с повышенным радиационным фоном;
4) при перемещении физических лиц, прошедших лечение радиофармпрепаратами, в случаях:
отсутствия у физического лица сопроводительных документов о проведении медицинских процедур с применением радиофармацевтических препаратов;
если в соответствии с пунктом 5.4.6 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" измеренная мощность эквивалентной дозы (мкЗв/ч) на расстоянии 1 м от поверхности тела выше значений, указанных в таблице 5.1 НРБ - 99/2009;
5) при выявлении личных вещей физических лиц с повышенным радиационным фоном;
6) при перемещении Объектов с повышенным радиационным фоном, не указанных в пунктах 1 - 5 данных разъяснений, в случае отсутствия документа, свидетельствующего, что указанный Объект по радиационным факторам соответствует Единым санитарным требованиям и/или санитарным правилам. В качестве подтверждающего документа принимаются заключения (письма, решения, экспертные заключения) территориальных органов Роспотребнадзора, выданные на основании протоколов лабораторных исследований, проведенных в отношении этих Объектов лабораториями уполномоченных органов, аккредитованными (аттестованными) в национальных системах аккредитации (аттестации) государств - членов ЕАЭС и внесенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ЕАЭС (сайт ЕЭК: http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/IL_OS.aspx);
7) если при проведении таможенного контроля с применением технических средств радиационного контроля, эксплуатируемых таможенными органами в соответствии с приказами ФТС России от 21 декабря 2010 г. N 2509 "Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации" и от 31 октября 2008 г. N 1349 "Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", полученные результаты измерений превышают нормативные значения, указанные в Единых санитарных требованиях, в том числе выявлено снимаемое поверхностное радиоактивное загрязнение Объекта альфа- или бета-излучающими радионуклидами.
Если должностным лицом таможенного органа принято решение о направлении выявленных Объектов с повышенным радиационным фоном на проведение оценки (осмотра, досмотра), то должностными лицами таможенных органов и должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора проводятся следующие действия:
1) пунктом 23 Правил определено, что при выявлении Объектов, подлежащих оценке (осмотру, досмотру), должностное лицо таможенного органа принимает решение об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска (местах доставки товаров) для проведения оценки (осмотра, досмотра) Объектов должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора и проставляет штамп "Подлежит оценке. Самитарно-карантинный контроль" в 3-х экземплярах на одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов (с указанием времени, даты и проставлением подписи) и заверяет личной номерной печатью;
2) в соответствии с пунктом 38 Административного регламента основаниями для осуществления санитарно-карантинного осмотра (досмотра) Объектов в соответствии с установленными в Российской Федерации и ЕАЭС рисками возникновения чрезвычайных ситуаций являются: прибытие Объектов в пункты пропуска (места доставки товаров) и принятие решения таможенными органами о необходимости осуществления санитарно-карантинного контроля;
3) в соответствии с пунктом 14 Положения по письменному обращению таможенного органа с указанием основания необходимости привлечения должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора участвуют в проверке транспортных (перевозочных) и/или коммерческих документов, осмотре, организации отбора проб для оценки Объектов, включенных в том числе и в раздел I Единого перечня товаров;
4) в соответствии с пунктом 24 Правил на период проведения оценки (осмотра, досмотра) Объектов решение об их размещении принимается должностным лицом территориальных органов Роспотребнадзора совместно с должностным лицом таможенного органа. Досмотр (осмотр) Объектов может проводиться должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора одновременно с должностными лицами таможенных, пограничных и иных государственных контрольных органов, если этими органами также принято решение о проведении досмотра (осмотра);
5) в соответствии с пунктами 25 - 28 Правил по результатам оценки (осмотра, досмотра) Объектов должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора принимается решение о разрешении или запрещении ввоза на таможенную территорию ЕАЭС этих Объектов. Решение о ввозе Объектов оформляется должностным лицом территориальных органов Роспотребнадзора путем проставления штампа "Ввоз разрешен" в 3-х экземплярах на одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов (с указанием наименования уполномоченного органа, даты и проставлением подписи) и заверения личной номерной печатью. При установлении несоответствия Объектов Единым санитарным требованиям должностное лицо территориальных органов Роспотребнадзора принимает решение о запрете ввоза этих Объектов на таможенную территорию ЕАЭС. При этом должностное лицо территориальных органов Роспотребнадзора проставляет штамп "Ввоз запрещен" в 3-х экземплярах на одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов (с указанием наименования уполномоченного органа, даты и проставлением подписи) и заверяет личной номерной печатью. Должностное лицо территориальных органов Роспотребнадзора информирует должностное лицо таможенного органа о принятом решении в отношении Объектов.
Аналогичные действия таможенных органов также регламентированы пунктами 21 и 22 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора, утвержденной приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1996.
Также в соответствии с пунктом 23 Положения и пунктом 27 Правил при установлении несоответствия Объектов Единым санитарным требованиям должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора не допускается ввоз таких Объектов, о чем должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора уведомляется перевозчик (грузоотправитель) в письменной форме согласно приложению N 5 к Положению;
6) если должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора не могут по каким-либо причинам проставить штампы "Ввоз разрешен" и "Ввоз запрещен" на транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах, то на письменное обращение представителей таможенных органов специалисты территориальных органов Роспотребнадзора также в письменной форме доводят до таможенных органов информацию по результатам осмотра (досмотра) о принятом решении о возможности ввоза (вывоза) Объектов на (с) таможенную(ой) территорию(ии) ЕАЭС;
7) в соответствии с пунктами 24 и 25 Положения Объекты, в отношении которых принято решение о запрещении ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, подлежат на основании статьи 152 ТК ТС немедленному вывозу с таможенной территории ЕАЭС, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов ЕАЭС. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника. В случае невозможности вывоза или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 ТК ТС в целях уничтожения или иного использования в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.
Довести указанную информацию до сведения должностных лиц, уполномоченных осуществлять санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска и на территории Российской Федерации, а также должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль в пунктах пропуска и в местах доставки товаров.
Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей
и благополучия человека
А.Ю.ПОПОВА
Федеральной таможенной службы
В.И.БУЛАВИН
к письму Роспотребнадзора и ФТС России
от 27.01.2017 N 01/898-17-32/01-11/04068
СОКРАЩЕНИЙ ПО НАИМЕНОВАНИЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И АББРЕВИАТУР, ПРИНЯТЫХ В ПИСЬМЕ
Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 17 июля 2012 г. N 767 | |
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" | |
Товары, определенные в Едином перечне продукции (товаров), подлежащие государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" | |
Физические лица (включая товары для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд), транспортные средства, Подконтрольные товары | |
Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза, и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" | |
Правила осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 500 | |
Таможенный кодекс Таможенного союза | |
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза | |
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления