<Письмо> Роскомнадзора от 10.02.2020 N 08АП-6782 "О направлении информации по протоколу совещания" (вместе с "Практическими рекомендациями по применению положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" при обработке биометрических персональных данных несовершеннолетних")
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
от 10 февраля 2020 г. N 08АП-6782
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОТОКОЛУ СОВЕЩАНИЯ
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с пунктом 2.1 протокола совещания по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных при подключении образовательных учреждений к программно-аппаратным комплексам с применением технологии распознавания лиц и обработки биометрических персональных данных от 24.01.2020 N П25-20пр (далее - Протокол) направляет практические рекомендации по применению положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" при обработке биометрических персональных данных несовершеннолетних.
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 27.07.2006 N 152-ФЗ "О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ" ПРИ ОБРАБОТКЕ
БИОМЕТРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Порядок обработки биометрических персональных данных регулируется ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о персональных данных сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Следовательно, к биометрическим персональным данным относятся физиологические данные (дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, голос, анализы ДНК и другие), а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе, изображение человека (фотография и видеозапись).
Биометрические персональные данные будут являться таковыми при наличии условий:
- они признаны таковыми в силу положений нормативных правовых актов;
- они характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность;
- они используются оператором для установления личности субъекта персональных данных.
Фотографические изображения посетителей организации, содержащиеся в системе контроля управления доступа (СКУД), будут являться биометрическими персональными данными, поскольку они характеризуют физиологические и биологические особенности человека, позволяют установить, принадлежит ли данному лицу предъявляемый СКУД пропуск, на основе которого можно установить его личность путем сравнения фото с лицом предъявителя пропуска и указываемых владельцем пропуска фамилии, имени и отчества с указанными в СКУД.
Таким образом, фотографическое изображение и иные сведения, используемые для обеспечения однократного и/или многократного прохода на охраняемую территорию и установления личности гражданина, также относятся к биометрическим персональным данным.
Отпечатки пальцев человека являются биометрическими персональными данными (дактилоскопической информацией), обработка которых осуществляется только в случаях, установленных Федеральным законом от 25.07.1998 N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", которым четко определены виды и порядок проведения дактилоскопической регистрации. Обработка указанных данных в иных случаях действующим законодательством не предусмотрена.
Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (далее - Закон N 128-ФЗ) государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека.
В Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации, а также использование дактилоскопической информации осуществляются в целях идентификации личности человека.
Проведение государственной дактилоскопической регистрации возможно в случаях:
- розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- установления личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук неопознанного трупа;
- установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности либо не имеющих документов, удостоверяющих личность;
- подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.
Таким образом, дактилоскопическая регистрации посетителей для осуществления однократного/многократного пропуска на территорию не подпадает под действие Закона N 128-ФЗ. Следовательно, в таком случае осуществляется обработка биометрических персональных данных, не предусмотренная законом. Данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.
Правовые основания обработки персональных данных установлены ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных.
Вместе с тем, правовое регулирование обработки биометрических персональных данных выделено в отдельной статье 11 Закона о персональных данных, которой определены правовые основания обработки указанной категории персональных данных.
В качестве одного из оснований обработки биометрических персональных данных установлено наличие согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Положениями ч. 2 ст. 11 Закона о персональных данных установлены случаи, при наступлении которых согласие в письменной форме субъекта персональных данных не требуется.
Так, согласно указанной норме обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о гражданстве Российской Федерации, при обработке биометрических персональных данных несовершеннолетних лиц.
Полагаем необходимым отметить, что общий подход предоставления согласия, закрепленный в ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных, предусматривающий предоставление согласия субъекта персональных данных или его законного представителя в случае обработки биометрических персональных данных не применим, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о персональных данных соответствующее согласие в письменной форме может быть предоставлено исключительно субъектом персональных данных. Возможность делегирования права предоставления согласия в указанном случае законодательством Российской Федерации в области персональных данных не установлено.
Во всех случаях, не подпадающих под указанные в ч. 2 ст. 11 Закона о персональных данных, необходимо получение от субъекта личного согласия в письменной форме на обработку его биометрических персональных данных.
Таким образом, обработка биометрических персональных данных учащихся с согласия в письменной форме законного представителя субъекта персональных данных на обработку его биометрических персональных данных не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона о персональных данных.
С учетом изложенного, законодательством Российской Федерации не предусмотрены случаи, предполагающие обработку биометрических персональных данных в целях установления личности для осуществления пропускного режима, в том числе в образовательные учреждения.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области персональных данных порядок и условия обработки биометрических персональных данных несовершеннолетних лиц не предусмотрены, что исключает наличие оснований для осуществления такой обработки образовательными учреждениями.
В этой связи в случае осуществления образовательными учреждениями обработки биометрических персональных данных несовершеннолетних лиц, необходимо принять меры по прекращению обработки биометрических персональных данных учащихся (несовершеннолетних) и их уничтожению (при наличии базы данных).
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления