Законодательство РФ

<Письмо> ГТК РФ от 26.01.2001 N 14-10/3103 <О применении статьи 41 Федерального закона от 08.01.1998 N 2-ФЗ>

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 января 2001 г. N 14-10/3103

В связи с запросами таможенных органов относительно применения ст. 41 Федерального закона от 08.01.98 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" <*> (далее - Транспортный устав) в отношении товаров, обращенных в федеральную собственность, сообщаем следующее.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 12.01.1998, N 2, ст. 218, "Российская газета", N 9, 17.01.1998.

Железные дороги Российской Федерации обращаются с судебными исками к таможенным органам о возмещении расходов в связи с неуплатой платежей (провозная плата и т.д.), причитающихся железным дорогам, лицами, пользующимися услугами федерального железнодорожного транспорта, товары которых обращены в федеральную собственность.

В связи с изъятием и последующей конфискацией товаров по делам о нарушениях таможенных правил или помещением товаров под таможенный режим "Отказ в пользу государства" железными дорогами предъявляются требования о возмещении таможенными органами расходов из денежных сумм, полученных от реализованных товаров, обращенных в федеральную собственность.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 Транспортного устава в случае реализации изъятого груза уполномоченными на то государственными органами, а также груза, от которого грузополучатель, грузоотправитель отказались в пользу государства, сумма платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей перечисляется указанными органами железной дороге, на которой произведено изъятие груза или осуществлен отказ от него, за счет средств, полученных от реализации груза.

Таможенные органы по искам данной категории являются ненадлежащим ответчиком в суде и не могут удовлетворять требования железных дорог.

Статья 1 Транспортного устава устанавливает, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта. Из анализа Транспортного устава можно сделать вывод, что отношения по предоставлению услуг железными дорогами Российской Федерации, грузоотправителями и грузополучателями носят договорно - правовой характер и регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы не относятся к числу лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, в договорно - правовых отношениях с железными дорогами или лицами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта, не состоят, соответственно и не отвечают по обязательствам грузополучателей или грузоотправителей перед железными дорогами.

Перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществляется по договору перевозки (п. 1 ст. 784 ГК), подписанному перевозчиком и отправителем товаров.

Обращаем внимание на то, что грузополучателем (получатель) перевозимых товаров является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза и указанное, в качестве такового, в соответствующем договоре (перевозочных документах).

Таможенные органы не являются ни грузоотправителем, ни грузополучателем, что вытекает из отсутствия договора перевозки грузов, заключаемого железными дорогами Российской Федерации с таможенными органами.

При выполнении перевозчиком своих обязательств по договору (документу) перевозки оплату расходов, понесенных перевозчиком, должен осуществлять грузоотправитель либо грузополучатель (грузовладелец) согласно нормам гражданского законодательства и условиям договора (документа).

В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Таможенные органы, не являясь стороной в договоре (в документе), к возмещению расходов, понесенных перевозчиком, никакого отношения не имеют.

Расходы железных дорог по транспортировке, хранению товаров, возникающие до обращения товаров в федеральную собственность, не подлежат возмещению таможенными органами за счет средств, полученных от реализации груза.

В соответствии с ч. 3 ст. 398 Таможенного кодекса Российской Федерации расходы по транспортировке, хранению товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность, возмещаются за счет сумм, полученных от их реализации.

Следует подчеркнуть, что речь идет о возмещении расходов по перевозке не любых товаров, а только тех, которые уже обращены в установленном порядке в федеральную собственность.

Соответственно таможенные органы не возмещают перевозчику или иным лицам каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением товаров и транспортных средств, а также проведением грузовых и иных операций с ними до момента обращения этих товаров и транспортных средств в федеральную собственность.

Выводы о том, что таможенные органы становятся собственниками товаров, а соответственно и несут обязательства в полном объеме, не верны и противоречат Таможенному кодексу. Товары, конфискованные по делам о нарушении таможенных правил, а также товары, от которых лицо отказалось в пользу государства, как устанавливает ст. 397 ТК Российской Федерации, обращаются в федеральную собственность.

В соответствии с частью 2 статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) с момента приобретения права собственности на имущество собственник несет все права и обязанности в отношении принадлежащего ему имущества на праве собственности.

Статьей 9 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что доходы федерального бюджета, поступающие в 2001 году, формируются, в том числе, из средств, полученных от реализации имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам (решениям) судов (судей) <*>.

--------------------------------

<*> "Российская газета", N 245-246, 28.12.2000 (текст Федерального закона), "Российская газета", N 247, 29.12.2000 (прил. 1 (начало)), "Российская газета", N 1, 04.01.2001 (прил. 10, 13 - 14, 20, 23 - 25, 40), "Российская газета", N 3, 06.01.2001 (прил. 26 - 28, 30 - 31, 34 - 35, 37), "Российская газета", N 4, 10.01.2001 (прил. 29, 32, 36, 38 - 39, 41).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 980 "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества" установлено, что реализация конфискованного имущества осуществляется исключительно Федеральным фондом Федерального имущества, его территориальными органами и отобранными на конкурсной основе представителями <*>.

--------------------------------

<*> "Российская газета", N 3, 06.01.2001.

Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Отношения, возникающие из применения санкций за нарушения таможенных правил, а также помещения товара под таможенный режим, основаны на административном, властном подчинении таможенным органам, поэтому нормы гражданского права к этим отношениям применяться не могут.

С учетом вышеизложенного считаем, что требования железных дорог о возмещении расходов, основанных на положениях ч. 4 статьи 41 Транспортного устава, не подлежат исполнению таможенными органами.

Начальник Правового управления

генерал - майор

таможенной службы

С.И.ИСТОМИН



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления