<Письмо> ФНС России от 14.07.2023 N Д-5-17/38@ <Об осуществлении валютного контроля в отношении резидентов новых субъектов Российской Федерации в части соблюдения ими порядка уведомления и представления отчетности по зарубежным счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка>
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 июля 2023 г. N Д-5-17/38@
Федеральная налоговая служба направляет разъяснения по вопросам осуществления валютного контроля в отношении резидентов новых субъектов Российской Федерации <1> в части соблюдения ими порядка уведомления и представления отчетности по зарубежным счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка (далее - счета; организации финансового рынка).
--------------------------------
<1> Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области".
В соответствии с положениями Закона N 173-ФЗ <2>, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в зарубежных организациях финансового рынка <3>, а также представлять отчеты <4> по таким счетам в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 (для физических лиц) и постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (части 2, 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
<3> Формы представления уведомлений и форматы представления уведомлений в электронной форме установлены приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@.
<4> Отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
При этом резидентами в понятии Закона N 173-ФЗ являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ).
Таким образом, с момента приобретения статуса "валютного" резидента (для физического лица - получение гражданства Российской Федерации либо вида на жительство Российской Федерации; для юридического лица - внесение записи в ЕГРЮЛ <5>) у лица в соответствии с частями 2 и 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ возникают обязанности по представлению в налоговый орган уведомлений <6> и отчетов.
--------------------------------
<5> Юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения на "новых территориях", приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом становится право Российской Федерации (пункт 7 статьи 19.1 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.11.2022 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
<6> Уведомление об открытии (закрытии) и об изменении реквизитов счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
При этом уведомлять налоговый орган о счетах, открытых (закрытых) до приобретения статуса "валютного" резидента, не требуется.
В случае, если реквизиты ранее открытого счета были изменены после приобретения лицом статуса "валютного" резидента или такой счет закрыт, когда лицо уже являлось "валютным" резидентом, необходимо уведомить об этом налоговый орган в установленном Законом N 173-ФЗ порядке.
Отчеты представляются по всем счетам в зарубежных организациях финансового рынка резидента, открытым как до, так и после получения им указанного статуса, начиная с отчетного периода, в котором такой статус был приобретен.
Обращаем внимание, что представление уведомлений и отчетов по зарубежным счетам не требуется при условии пребывания физического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации в совокупности более 183 дней в календарном году (часть 8 статьи 12 Закона N 173-ФЗ) <7>.
--------------------------------
<7> В том числе учитывается период пребывания физического лица за рубежом, в том числе на территориях новых субъектов Российской Федерации до их принятия в Российскую Федерацию, до получения статуса "валютного" резидента.
В случае отсутствия каких-либо необходимых для заполнения отчета сведений (например, при невозможности получить сведения от организаций финансового рынка, располагающихся в недружественных странах), в отчетах отражаются все имеющиеся у резидента данные, а в остальных графах проставляются нулевые значения. Одновременно с таким отчетом подается заявление с пояснениями о причинах неполного заполнения отчета и иными подтверждающими документами.
При наличии признака нарушения резидентом требований о представлении уведомлений и отчетности по зарубежным счетам налоговый орган в каждом случае рассматривает вопрос о наличии вины лица в совершенном нарушении. При этом должностным лицом налогового органа оцениваются все обстоятельства, имеющие значение для дела, вследствие которых исполнение установленных валютным законодательством Российской Федерации требований невозможно.
В случае отсутствия вины в совершенном нарушении лицо не подлежит административной ответственности (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ), административное дело не подлежит возбуждению, а начатое производство по делу подлежит прекращению.
Обращаем внимание, что административное наказание за впервые совершенное административное правонарушение, связанное с представлением уведомлений/отчетов (части 2 и 2.1, 6, 6.1, 6.2 и 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ), подлежит замене на предупреждение (часть 3 статьи 3.4, статья 4.1.1 КоАП РФ).
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления