<Письмо> Банка России от 28.05.1997 N 457 "О критериях определения финансового состояния банков"
от 28 мая 1997 г. N 457
О КРИТЕРИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВ
В целях совершенствования методики банковского надзора за деятельностью банков и обеспечения лучших условий применения к ним адекватных мер надзорного реагирования все банки с точки зрения финансового состояния подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классификационных групп, а именно:
1 категория. Финансово стабильные банки
Группа 1. Банки без признаков финансовых затруднений.
Группа 2. Банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.
Группа 3. Банки, испытывающие серьезные финансовые трудности.
Группа 4. Банки, находящиеся в критическом финансовом положении.
Отнесение банков к той или иной классификационной группе производится на основании данных отчетности и другой информации за прошедший период (месяц).
Группа 1. Отсутствуют признаки проблемности. Банк выполняет все требования действующего законодательства и Банка России, включая пруденциальные нормы деятельности <*>.
--------------------------------
<*> Под пруденциальными нормами деятельности здесь и далее понимаются требования, определенные инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59, а именно: предельные величины рисков, принимаемых банками; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность банков и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение банков или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и информации при регистрации, лицензировании и расширении деятельности банков.
Группа 2. Имеются отдельные недостатки в деятельности. При этом финансовые трудности носят, главным образом, потенциальный характер, хотя могут присутствовать их отдельные материальные признаки. Непосредственная угроза интересам кредиторов и клиентов банка отсутствует.
Под материальными признаками финансовых трудностей здесь и далее понимается прежде всего ухудшение в состоянии капитала (снижение величины капитала) и ликвидности (возникновение и увеличение продолжительности неплатежей в связи с отсутствием средств на корсчетах банка).
Ко второй группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:
- невыполнение отдельных пруденциальных норм деятельности;
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от одного до трех дней <*>;
- снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) <**> банка в размере от 5% до 10% их максимального значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала <***>;
-------------------------------
<*> Здесь и далее при определении длительности неоплаченных платежных и других расчетных документов следует брать данные о картотеках к внебалансовым счетам N N 9919 и 9920 из отчетности о неоплаченных расчетных документах из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций (ф. N 723).
Данный признак рассматривается применительно к ситуации по банку в целом. Банки, имеющие в своем составе филиалы, при наличии неоплаченных платежных и других расчетных документов и достаточности средств на корсчетах в их сводных балансах (бал./сч. N 161 с учетом операций по всем корреспондентским субсчетам) относятся к группе, предшествующей той, к которой они должны быть отнесены в соответствии с данными указаниями, исключая возможность их отнесения к 1-й группе.
<**> Здесь и далее по тексту рассчитанных в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1 (с учетом изменений и дополнений).
<***> При введении новой методики расчета капитала здесь и далее сравнение ведется с интерполированными величинами (6 месяцев).
- выявление недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (завышение либо занижение финансового результата, величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);
- поступление жалоб кредиторов и клиентов банка, жалоб на деятельность филиалов банка от территориальных управлений Банка России, отсутствие положительного аудиторского заключения, в случае, если эти жалобы и т.п. не подтверждены сведениями об испытываемых банком финансовых трудностях, вытекающими из отчетных документов и иной информации (например, о наличии просроченной задолженности по платежным и другим расчетным документам). В этих случаях для уточнения реального финансового состояния банков, а также для подтверждения достоверности представляемой ими в Банк России отчетности следует проводить комплексные или тематические инспекционные проверки их деятельности;
- неблагоприятные изменения в положении или составе участников и руководителей банка (неудовлетворительное финансовое состояние собственников банка, привлечение в оборот банка капитала сомнительного происхождения и т.п.);
- другие признаки, позволяющие судить об отдельных недостатках в деятельности банка (по результатам анализа бухгалтерской, финансовой отчетности и другой имеющейся в территориальном учреждении Банка России).
При наличии у банка двух и более приведенных выше признаков либо одновременном невыполнении нескольких пруденциальных норм, наличии иной информации, позволяющей территориальному учреждению Банка России сделать вывод о существовании серьезных проблем в деятельности банка, Главные управления (Национальные банки) Банка России вправе отнести его к менее "благополучной" группе проблемности.
Меры надзорного реагирования со стороны Банка России к банкам, отнесенным к данной группе, зависят от характера причин, вызвавших эти проблемы, и могут варьироваться от рекомендаций и предупреждений до направления предписаний об устранении указанных недостатков, взыскании штрафа.
Группа 3. Проблемы носят выраженный характер. Существует реальная угроза интересам кредиторов, клиентов и участников банка.
К третьей группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от 4 до 30 дней подряд;
- снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка на 10% и более против их максимального значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала;
- выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);
- непредставление на текущую отчетную дату (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности, если аналогичные нарушения не допускались в течение последних пяти месяцев, предшествующих анализируемой дате.
Меры надзорного реагирования могут включать перечисленные выше, а также требования к банку по разработке программы финансовой стабилизации и контроля за ее выполнением, введение ограничений и / или запретов на осуществление отдельных банковских операций, запрета на открытие филиалов, направление предписаний о замене руководителей и главного бухгалтера банка, введение временной администрации по управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка.
Группа 4. Проблемы приобрели наиболее острый и / или затяжной характер.
К четвертой группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корсчете свыше 30 дней подряд;
- снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка до уровня ниже размера фактически оплаченного уставного капитала;
- повторное выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);
- непредставление (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности на две отчетные даты, включая анализируемую за последние шесть месяцев.
Меры надзорного реагирования в зависимости от значимости данного банка для экономики страны (региона) могут включать требование к участникам банка об изыскании реальных источников рекапитализации, о замене руководителей и / или главного бухгалтера банка, введение ограничений и / или запретов на осуществление отдельных банковских операций, введение временной администрации по управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка либо направлению в Центральный банк Российской Федерации ходатайства об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
Сведения об отнесении банков к классификационным группам носят строго конфиденциальный характер и могут сообщаться только самому банку, его владельцам (Совету директоров) и Банку России.
С выходом настоящего письма утрачивает свое действие письмо Банка России от 02.04.96 N 265.
Банка России
А.В.ТУРБАНОВ
36. По согласованию с банком при наличии у последнего признаков проблемности (в соответствии с письмом Банка России от 28.05.97 N 457) территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головной организации банка предоставляется право направить в банк в качестве наблюдателей без права вмешательства в оперативную деятельность банка экспертов из числа сотрудников территориального учреждения Банка России с правом доступа к информации о текущей деятельности банка.
1) банк отнесен к 1 - 2 классификационным группа м (исходя из критериев, установленных письмом Банка России от 28.05.97 N 457) на последние 3 отчетные даты;
(пп. 1 в ред. Указания ЦБ РФ от 26.11.1999 N 689-У)
1) банк отнесен к 1 - 2 классификационным группам (исходя из критериев, установленных письмом ЦБ РФ от 28.05.97 N 457) на последние 3 отчетные даты;
2) банк заключил с Банком России Дополнительное(ые) соглашение(я) к договору(ам) корреспондентского счета (корреспондентского(их) субсчета(ов)) о предоставлении Банку России права на списание с корреспондентского счета (корреспондентского(их) субсчета(ов)) банка в расчетных подразделениях Банка России денежных средств в объеме не погашенных в срок требований Банка России по предоставленным ломбардным кредитам без распоряжения банка - владельца корреспондентского счета (корреспондентского(их) субсчета(ов)) на основании инкассового поручения территориального учреждения Банка России в порядке очередности, установленной законодательством (по форме Приложения 6 к Положению), и не допускались случаи ареста денежных средств на корреспондентском счете (корреспондентском(их) субсчете(ах)) банка в расчетных подразделениях Банка России в течение последних 90 календарных дней;
- кредитная организация на шесть последних отчетных дат перед датой принятия решения о создании ОФБУ должна быть отнесена к I категории по финансовому состоянию ("Финансово стабильные банки"), определяемой территориальным учреждением Банка России в соответствии с требованиями письма Банка России от 28.05.97 N 457 "О критериях определения финансового состояния банков".
2.2. Относится к 1 категории "Финансово стабильные банки" в соответствии с письмом Банка России от 28.05.97 N 457 "О критериях определения финансового состояния банков" на последнюю отчетную дату перед заключением Договора с Банком России;
- должны быть отнесены не ниже чем к 3-й классификационной группе (исходя из критериев, установленных письмом Банка России от 28.05.97 N 457 "О критериях определения финансового состояния банков") на последние три отчетные даты;
"1) банк отнесен к 1 - 2 классификационным группам (исходя из критериев, установленных письмом Банка России от 28.05.97 N 457) на последние 3 отчетные даты;
2) банк выполнил требования и условия пп. 2.1 и 2.2 настоящего Положения и не допускались случаи ареста денежных средств на корреспондентском счете (корреспондентском(их) субсчете(ах)) банка в расчетных подразделениях Банка России в течение последних 90 календарных дней;";
1) банк отнесен к 1 - 2 классификационным группам (исходя из критериев, установленных письмом ЦБ РФ от 28.05.97 N 457) на последние 3 отчетные даты;
2) банк заключил с Банком России Дополнительное(ые) соглашение(я) к договору(ам) корреспондентского счета (корреспондентского(их) субсчета(ов)) о предоставлении Банку России права на списание с корреспондентского счета (корреспондентского(их) субсчета(ов)) банка в расчетных подразделениях Банка России денежных средств в объеме не погашенных в срок требований Банка России по предоставленным ломбардным кредитам без распоряжения банка - владельца корреспондентского счета (корреспондентского(их) субсчета(ов)) на основании инкассового поручения территориального учреждения Банка России в порядке очередности, установленной законодательством (по форме Приложения 6 к Положению), и не допускались случаи ареста денежных средств на корреспондентском счете (корреспондентском(их) субсчете(ах)) банка в расчетных подразделениях Банка России в течение последних 90 календарных дней;
- если кредитная организация - заявитель не относится к первой категории банков в соответствии с классификацией, установленной в Письме Банка России "О критериях определения финансового состояния банков" N 457 от 28.05.98.
"20.10. Территориальное учреждение Банка России при отнесении по состоянию на две последние отчетные даты банка в соответствии с письмом Банка России от 28.05.97 N 457 "О критериях определения финансового состояния банков" к группе банков, находящихся в критическом финансовом положении, должно ввести запрет на осуществление таким банком банковской операции купли - продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления