<Письмо> Банка России от 11.06.2010 N 83-Т (с изм. от 12.05.2011) "Об особенностях работы уполномоченных банков с товарно-транспортными накладными, оформленными грузоотправителями на территории Республики Беларусь"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 июня 2010 г. N 83-Т
РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ С ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНЫМИ
НАКЛАДНЫМИ, ОФОРМЛЕННЫМИ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯМИ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями установлено, что в последнее время существенно возрос объем переводов денежных средств российскими резидентами на счета лиц, не являющихся резидентами Республики Беларусь, по паспортам сделок, оформляемым по внешнеторговым договорам (контрактам), по которым ввоз товаров на территорию Российской Федерации осуществляется с территории Республики Беларусь. В качестве подтверждающих документов в соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2004 года N 5848, 8 октября 2008 года N 12423 ("Вестник Банка России" от 17 июня 2004 года N 35, от 17 октября 2008 года N 58), резидентами уполномоченным банкам (далее - кредитные организации) представляются товарно-транспортные накладные, оформленные грузоотправителями на территории Республики Беларусь (далее - ТТН), в отношении которых возникают сомнения в их достоверности.
В целях проверки достоверности представляемых ТТН рекомендуем кредитным организациям руководствоваться электронным банком данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (информация размещена в открытом доступе в сети Интернет на сайте: http://blank.bisc.by).
При выявлении кредитными организациями фактов представления резидентами ТТН, в отношении которых возникают сомнения в их достоверности (отсутствующих в указанном электронном банке данных либо содержащих сведения о лицах, не зарегистрированных в качестве приобретателей бланков ТТН <*>), рекомендуем сведения о таких операциях в случаях, установленных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3600) (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), направлять в уполномоченный орган с указанием в поле DESCR_1 (DESCR_2) <**> информации о таких ТТН (серия и номер бланка первичного учетного документа), а также применять меры, рекомендуемые в письме Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)" ("Вестник Банка России" от 8 мая 2007 года N 25) (далее - письмо Банка России N 60-Т).
--------------------------------
<*> В соответствии с законодательством Республики Беларусь бланки товарно-транспортных накладных являются бланками строгой отчетности, реализуемыми организациям и индивидуальным предпринимателям за безналичный расчет и не допускающими их передачу от одних организаций и индивидуальных предпринимателей другим.
<**> Поле отчета в виде электронного сообщения, заполняемого в порядке, установленном Положением Банка России от 29 августа 2008 года N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В случае оформления клиентами паспортов сделок по внешнеторговым договорам (контрактам), одной из сторон по которым выступает резидент Республики Беларусь, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1.8 Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 года N 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" поступление денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору осуществляется только на счета резидентов Республики Беларусь. При этом резиденты Республики Беларусь имеют право открывать счета в банках-нерезидентах только на основании разрешения Национального банка Республики Беларусь (статья 19 Закона Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле", пункт 40 Правил проведения валютных операций, утвержденных Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72).
В случае если клиент дает поручение на перечисление причитающихся резиденту Республики Беларусь по внешнеторговому договору (контракту) денежных средств на счета, открытые не в банках Республики Беларусь, рекомендуем кредитным организациям при осуществлении таких переводов предложить клиенту запросить у партнера копию разрешения Национального банка Республики Беларусь на открытие счета в банке-нерезиденте для представления указанной копии банку плательщика.
В случае непредставления клиентом указанной копии разрешения Национального банка Республики Беларусь рекомендуем сведения о таких операциях в случаях, установленных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, направлять в уполномоченный орган, а также применять меры, рекомендуемые в письме Банка России N 60-Т.
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (Н.Н. Варламов) согласовано.
Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.
Банка России
В.Н.МЕЛЬНИКОВ
осуществлять действия, предусмотренные письмом Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)" ("Вестник Банка России" от 8 мая 2007 года N 25), а также письмом Банка России от 11 июня 2010 года N 83-Т "Об особенностях работы уполномоченных банков с товарно-транспортными накладными, оформленными грузоотправителями на территории Республики Беларусь" ("Вестник Банка России" от 17 июня 2010 года N 33).
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел письмо Ассоциации российский банков (см. "Вестник АРБ". - 2010. - N 13-14. - С. 25) по вопросу о правомерности отказа кредитной организацией в совершении валютных операций в случае представления клиентами товарно-транспортных накладных (далее - ТТН), в отношении которых согласно рекомендациям, содержащимся в письме Банка России от 11.06.2010 N 83-Т "Об особенностях работы уполномоченных банков с товарно-транспортными накладными, оформленными грузоотправителями на территории Республики Беларусь" (далее - Письмо Банка России N 83-Т), имеются сомнения в их достоверности, и в дополнение к своему письму от 10.08.2010 N 12-1-5/1471 с учетом позиции Юридического департамента Банка России сообщает следующее.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления