"Паспорт приоритетного проекта "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18.04.2017 N 5)
президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию
и приоритетным проектам
(протокол от 18 апреля 2017 г. N 5)
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ"
2. Содержание приоритетного проекта
Повышение качества жилищно-коммунальных услуг со снижением к 2020 году аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 30% и повышением уровня удовлетворенности граждан качеством таких услуг до 85% | |||||||
Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня) | |||||||
Удовлетворенность граждан качеством жилищно-коммунальных услуг (%) <1> | (2016 год) | ||||||
Количество аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов (шт.) | (2015) <2> | (-10%) | (-20%) | (-27%) | (-30%) | ||
Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (%) | |||||||
1. Создание и внедрение системы оценки качества жилищно-коммунальных услуг и формирование индекса обеспечит возможность оценки на территории субъекта Российской Федерации следующих основных параметров <3>: - количество исполненных в срок предписаний, выданных лицам, управляющим многоквартирными домами; - сокращение количества аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов; - объем привлеченных частных инвестиций, в том числе в рамках заключенных концессионных соглашений; - удовлетворенность населения качеством управления многоквартирными домами; - информированность населения об изменениях в жилищно-коммунальном хозяйстве; - уровень информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Оценка и формирование индекса качества жилищно-коммунальных услуг будет осуществляться с обязательным участием граждан, экспертов, рейтинг будет публичен и доступен для всех заинтересованных лиц. Индекс будет призван стимулировать субъект Российской Федерации либо к улучшению состояния качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг, либо к его поддержанию, если текущий рейтинг будет достаточным. 2. Пакет законодательных и регулятивных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства за счет: - стимулирования субъектов Российской Федерации к установлению налоговых льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса, в том числе путем снятия ограничений, связанных с распределением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, - разработки и реализации мер по снятию институциональных и организационных ограничений по привлечению инвестиций (стратегических, портфельных, институциональных инвесторов) в отрасль жилищно-коммунального хозяйства в целях финансирования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, трансформации действующих договоров аренды в концессионные соглашения. - разработки и реализации дополнительных мер, направленных на совершенствование системы расчетов за коммунальные услуги, исключающие недобросовестных посредников при перечислении средств от потребителя в адрес ресурсоснабжающей организации, - "донастройки" тарифного законодательства, в том числе в части обеспечения сохранения экономии вследствие повышения эффективности деятельности и инвестиционной привлекательности, устранения существующих противоречий в трактовке экономической обоснованности расходов, установления особенностей учета расходов в рамках холдинговых структур, - передачи объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе находящихся в управлении неэффективных унитарных предприятий, в концессию с организацией последующего мониторинга заключения и исполнения заключенных концессионных соглашений, - развития информационных ресурсов, аккумулирующих лучшие практики реализации проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, информацию о потенциальных проектах и инвесторах (банкжкх, Биржа проектов, рейтинг концессионеров, реестр недобросовестных участников рынка), - совершенствования механизмов оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, реализуемых через механизм концессии в период с 2017 по 2020 годы, имея в виду необходимость создания инструментов, позволяющих охватить максимальное количество инвестиционных проектов, и оказание такой поддержки путем субсидирования процентной ставки, позволяющей, с одной стороны, увеличить охват инвестиционных проектов, реализующихся с использованием средств государственной поддержи, а, с другой стороны, снизить объем прямых бюджетных средств для финансирования указанных проектов. - формирования "коробочного" тиражируемого кредитного продукта в целях массового привлечения в отрасль инвестиций; - введения прозрачных механизмов управления коммунальной инфраструктурой, гарантирующих стабильность ресурсоснабжения потребителей. - совершенствования механизмов проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений; | |||||||
- устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений в жилищно-коммунальной сфере. 3. Совершенствование деятельности по управлению многоквартирными домами посредством определения минимального перечня сервисов, предоставление которые должно обеспечиваться в ходе осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (время реагирования (скорость рассмотрения) на обращение (жалобу) потребителя, наличие возможности подать обращение (жалобу) в режиме он-лайн, наличие в шаговой доступности офиса управляющей организации, наличие единой униформы сотрудников управляющей организации, требования к персоналу и другие). 4. Предоставление на территории всех субъектов Российской Федерации возможностей потребителям в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) направлять обращения в управляющие и ресурсоснабжающие организации, в контролирующие органы, передавать показания приборов учета, голосовать в режиме реального времени по вопросам управления домом, заключать договоры управления, договоры поставки коммунальных ресурсов, контролировать качество предоставляемых коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), выполняемых работ в многоквартирном доме | |||||||
Обеспечение улучшения качества жилищно-коммунальных услуг: 1. Принят пакет законодательных и регулятивных мер по повышению инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства, а именно: - стимулирующий субъекты Российской Федерации к установлению налоговых льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса, в том числе путем снятия ограничений, связанных с распределением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, - снимающий институциональные и организационные ограничения по привлечению инвестиций (стратегических, портфельных, институциональных инвесторов) в отрасль жилищно-коммунального хозяйства, в целях финансирования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, - повышающий уровень платежной и финансовой дисциплины потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе совершенствующий систему расчетов за коммунальные услуги, исключающую недобросовестных посредников при перечислении средств от потребителя в адрес ресурсоснабжающей организации, - обеспечивающий "донастройку" тарифного законодательства в части сохранения экономии вследствие повышения эффективности деятельности и инвестиционной деятельности, устраняющий существующие противоречия в трактовке экономической обоснованности расходов, устанавливающий особенности учета расходов в рамках холдинговых структур; - направленный на снижение аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов, - повышающий уровень удовлетворенности граждан оказываемыми коммунальными услугами, - ликвидирующий неэффективные унитарные предприятия, в управлении которых находятся объекты коммунальной инфраструктуры, и расширению возможностей для привлечения концессионеров для управления объектами коммунальной инфраструктуры, - формирующий в виде концессионеров профессиональных и эффективных команд для управления объектами коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, - улучшающий платежную и финансовую дисциплину в сфере жилищно-коммунального хозяйства, - более широко охватывающий государственной поддержкой инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, - формирующий и создающий возможности тиражирования лучших практик реализации проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, упрощения процесса поиска потенциальных инвестиционных проектов (для инвесторов) и инвесторов (для проектов), - сокращающий причины и условия, способствующие совершению преступлений и иных правонарушений в жилищно-коммунальной сфере. | |||||||
3. Создана система оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг и присвоен соответствующий индекс субъекту Российской Федерации, что: - позволит сформировать понимание имеющихся достижений и актуальных проблем в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг на территории субъекта Российской Федерации; - сделает публичными для граждан и общественности результаты работы органов власти в сфере обеспечения граждан жилищно-коммунальными услугами и создадут основу для оценки эффективности их работы в этой сфере; - позволит выявленные в результате рейтингования актуальные проблемы в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг положить в основу принятия управленческих решений органами власти при формировании соответствующих программ по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с включением в их состав мероприятий, которые направлены на решение выявленных текущих проблем и востребованных гражданами, а также по повышению эффективности управления такими объектами, - обеспечит распространение лучших практик в сфере модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, - создаст условия для дальнейшего развития конкуренции и повышения клиентоориентированности отрасли жилищно-коммунального хозяйства. |
--------------------------------
<1> Указывается нарастающим итогом по отношению к базовому значению.
<2> По данным Росстата количество аварий в 2015 году в сфере водоснабжения - 86 709, теплоснабжения - 5 794, водоотведения - 37 184.
<3> Набор параметров может быть уточнен в результате формирования методики оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг.
Тип (завершение этапа/контрольная точка результата/контрольная точка показателя) | |||
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в части принятия дополнительных мер, направленных на повышение платежной дисциплины потребителей жилищно-коммунальных услуг. | |||
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий: - возможность введения публичного управления в отношении объектов теплоснабжения, объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в частной собственности в случае прекращения теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения; - установление субсидиарной ответственности собственников имущества по долгам унитарных предприятий в сфере коммунального комплекса; - запрет создания государственных или муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, для осуществления видов деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения; - введение возможности установления платы концессионера в качестве критерия конкурса на право заключения концессионного соглашения. При этом, концессионная плата, являющаяся критерием конкурса, не включается в тарифы регулируемых организаций. | |||
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, связанных с сохранением достигнутой экономии и порядком учета затрат по договорам с юридическими лицами, входящими с регулируемыми организациями в одну группу лиц. | |||
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования механизмов оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. | |||
Разработана программа проведения семинаров по вопросам, связанным с заключением и реализацией концессионных соглашений, согласованием и утверждением инвестиционных программ, долгосрочным тарифным регулированием, рассчитанная на сотрудников органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовых организаций. | |||
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в части корректировки стандарта сервиса управления многоквартирными домами. | |||
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий: - возможность верификации потенциальным инвестором данных о фактическом состоянии коммунальной инфраструктуры (в том числе путем проведения технического обследования), предоставленных собственником такого имущества; - условия осуществления такой верификации; - процедуру компенсации заранее определенной величины затрат инвестора на подготовку предложения в порядке "частной инициативы" в случае, если по итогам конкурса победителем определен иной участник; - ведение реестра "недобросовестных" концессионеров (собственников и органов управления ресурсоснабжающих организаций), а также запрет их участия в конкурсах на право заключения концессионных соглашений. | |||
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий: - недопущение повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при трансформации арендных соглашений в концессионные; - возможность применения как упрощенной, так и общей системы налогообложения для ресурсоснабжающих организаций, заключивших концессионные соглашения. | |||
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий возможность применение повышающего коэффициента в размере 3 к норме амортизации объектов коммунальной инфраструктуры, отнесенных к отдельным амортизационным группам | |||
Подготовлена методика оценки эффективности налоговых льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, в том числе в целях стимулирования их к предоставлению льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса в целях реализации инвестиционных проектов. | |||
Сформирован механизм тиражирования лучших практик привлечения инвестиций и модернизации ЖКХ | |||
Подготовлено типовое тиражируемое кредитное решение в целях массового привлечения инвестиций в целях модернизации коммунальной инфраструктуры | |||
Размещено на сайте Минстроя России и направлено вместе с методическими материалами в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации типовое тиражируемое кредитное решение в целях массового привлечения инвестиций в целях модернизации коммунальной инфраструктуры | |||
Запущена система мониторинга реализации концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры в рамках ГАС "Управление" | |||
Подготовлена целевая модель ("дорожная карта") развития жилищно-коммунального хозяйства на территории субъектов Российской Федерации | |||
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка согласования и утверждения инвестиционных программ концессионеров в сфере коммунальной инфраструктуры | |||
Запущен информационный ресурс, содержащий информацию о потенциальных проектах и инвесторах (Биржа проектов) | |||
Организовано проведение семинаров по вопросам, связанным с заключением и реализацией концессионных соглашений, согласованием и утверждением инвестиционных программ, долгосрочным тарифным регулированием, рассчитанная на сотрудников органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовых организаций. | |||
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в целях повышения открытости данных о деятельности регулируемых организаций коммунального комплекса, а также ответственности за достоверность таких сведений | |||
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, связанных с сохранением достигнутой экономии и порядком учета затрат по договорам с юридическими лицами, входящими с регулируемыми организациями в одну группу лиц | |||
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования механизмов оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры | |||
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка согласования и утверждения инвестиционных программ концессионеров в сфере коммунальной инфраструктуры. | |||
Утверждены органами власти субъектов Российской Федерации "дорожные карты" развития жилищно-коммунального хозяйства на территории субъектов Российской Федерации | |||
Разработан проект методики оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг "Индекс качества жилищно-коммунальных услуг" | |||
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в части корректировки стандарта сервиса управления многоквартирными домами | |||
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2017 году и при необходимости подготовлена корректировка паспорта | |||
Принято решение об условиях выделении средств федерального бюджета на оказание в 2018 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта <4> | |||
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на оказание в 2018 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта <5> | |||
Утверждена методика оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг "Индекс качества жилищно-коммунальных услуг" | |||
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2017 году | |||
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в части исключения посредников при оплате потребителями жилищно-коммунальных услуг. | |||
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие: - возможность введения публичного управления в отношении объектов теплоснабжения, объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в частной собственности в случае прекращения теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения; - установление субсидиарной ответственности собственников имущества по долгам унитарных предприятий в сфере коммунального комплекса; - запрет создания государственных или муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, для осуществления видов деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения; - введение возможности установления платы концессионера в качестве критерия конкурса на право заключения концессионного соглашения. При этом, концессионная плата, являющаяся критерием конкурса, не включается в тарифы регулируемых организаций. | |||
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в целях повышения открытости данных о деятельности регулируемых организаций коммунального комплекса, а также ответственности за достоверность таких сведений. | |||
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие: - возможность верификации потенциальным инвестором данных о фактическом состоянии коммунальной инфраструктуры (в том числе путем проведения технического обследования), предоставленных собственником такого имущества; - условия осуществления такой верификации; - процедуру компенсации заранее определенной величины затрат инвестора на подготовку предложения в порядке "частной инициативы" в случае, если по итогам конкурса победителем определен иной участник; - ведение реестра "недобросовестных" концессионеров (собственников и органов управления ресурсоснабжающих организаций), а также запрет их участия в конкурсах на право заключения концессионных соглашений. | |||
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие: - недопущение повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при трансформации арендных соглашений в концессионные; - возможность применения как упрощенной, так и общей системы налогообложения для ресурсоснабжающих организаций, заключивших концессионные соглашения; - возможность применение повышающего коэффициента в размере 3 к норма амортизации объектов коммунальной инфраструктуры, отнесенных к отдельным амортизационным группам; - внесение изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях стимулирования их к предоставлению льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса в целях реализации инвестиционных проектов. | |||
Проведена оценка качества оказания жилищно-коммунальных услуг и ранжирования субъектов Российской Федерации по индексу качества оказания жилищно-коммунальных услуг по итогам 2017 года (с опубликованием результатов) | |||
Принято решение об условиях выделения средств федерального бюджета на оказание в 2019 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта | |||
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на оказание в 2019 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта | |||
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2018 году <6> | |||
Проведена оценка качества оказания жилищно-коммунальных услуг и ранжирования субъектов Российской Федерации по индексу качества оказания жилищно-коммунальных услуг по итогам 2018 года (с опубликованием результатов) | |||
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2019 году и при необходимости подготовлена корректировка паспорта | |||
Принято решение об условиях выделения средств федерального бюджета на оказание в 2020 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта | |||
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на оказание в 2020 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта | |||
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2019 году <7> | |||
Проведена оценка качества оказания жилищно-коммунальных услуг и ранжирования субъектов Российской Федерации по индексу качества оказания жилищно-коммунальных услуг по итогам 2019 года (с опубликованием результатов) | |||
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2019 году и при необходимости подготовлена корректировка паспорта | |||
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2020 году | |||
--------------------------------
<4> В случае принятия решения о выделении средств федерального бюджета на оказание государственной поддержки.
<5> В случае принятия решения о выделении средств федерального бюджета на оказание государственной поддержки.
<6> В случае принятия решения о выделении средств федерального бюджета на оказание государственной поддержки.
<7> В случае принятия решения о выделении средств федерального бюджета на оказание государственной поддержки.
4. Бюджет приоритетного проекта
Бюджеты субъектов Российской Федерации <8> | ||||||
--------------------------------
<8> В базовом варианте с учетом изменения формы государственной поддержки на субсидирование процентной ставки софинансирования субъектов Российской Федерации не предполагается.
5. Ключевые риски и возможности
"Недоступность" кредитных ресурсов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по причине высоких ставок | Снятие институциональных и организационных ограничений по привлечению кредитных ресурсов и повышение уровня вовлеченности банков в финансирование инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктур | |
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки | ||
Низкая вовлеченность банков в процесс кредитования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры | Государственная поддержка инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ("прямое финансирование" и субсидирование процентной ставки), реализуемых через механизм концессии в "малых городах" | |
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки | ||
Ухудшение финансового состояния регулируемых организаций и, как следствие, снижение инвестиционной активности и сокращение объемов расходов инвестиционного и производственного характера | Обеспечение учета подтвержденных инвестиционных потребностей регулируемых организаций при принятии субъектами Российской Федерации решений об установлении индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги | |
Обеспечение на федеральном уровне содействия и координации в поиске инвесторов и презентации инвестиционных проектов в сфере ЖКХ, требующих привлечения инвестиций с использованием интернет-портала "Биржа инвестиционных проектов" | ||
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки | ||
Технические сбои в работе ГИС ЖКХ и, как следствие, недостаточность наполнения системы необходимой информацией и недоступность требуемой информации для потребителей | Контроль функционирования ГИС ЖКХ, выявление проблемных вопросов и оперативное принятие мер по их устранению | |
Отсутствие решения Банка России о возможности инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов в проекты по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в городах с населением менее 1 млн. человек | Активное взаимодействие с Банком России по обсуждению необходимых изменений, в том числе на площадке Правительства Российской Федерации, Проектного комитета | |
Неразмещение информации в ГИС ЖКХ поставщиками информации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (органы власти всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный), участниками рынка жилищно-коммунального хозяйств (лица, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, ресурсоснабжающие организации) | Контроль размещения информации в ГИС ЖКХ и привлечение к административной ответственности за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ | |
Нарушение сроков принятия изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства | Активное межведомственное взаимодействие, своевременное реагирование на нарушение сроков рассмотрения проектов актов соисполнителями | |
Использование упрощенного регламента согласования проектов нормативных правовых актов | ||
Принятие на федеральном уровне решений об установлении предельного размера индекса платы граждан за коммунальные услуги ниже инфляции, не учитывающих уже взятые инвестиционные обязательства (в рамках заключенных концессионных соглашений), а также потребности в инвестициях | Открытое обсуждение и качественный анализ проектов решений, которые оказывают влияние на состояние инвестиционной активности в отрасли жилищно-коммунального хозяйства | |
Непринятие органами местного самоуправления (собственниками объектов коммунальной инфраструктуры) решений о передаче в концессию объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе находящихся в управлении у неэффективных унитарных предприятий | Активная работа и вовлечение глав муниципальных образований, в том числе через ресурс высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, в процесс передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию | |
Снижение объема бюджетных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло-, водоснабжения и водоотведения | Расширение источников финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры (в том числе за счет привлечения средств негосударственных пенсионных фондов) | |
Рост вовлеченности собственников помещений в многоквартирных домах в решение вопросов управления многоквартирным домом | Реализация комплекса мер по информационно-разъяснительной работе среди граждан об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства и проводимых реформах в отрасли |
6. Описание приоритетного проекта
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323) | |
Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 80-р) | |
Ограничения: наличие стратегических рисков реализации проекта, указанных в соответствующем разделе проектного предложения. Предложения по форме реализации Проекта: создание в Минстрое России проектного офиса в виде отдельного структурного подразделения Департамента |
ОБОСНОВАНИЕ ПАСПОРТА ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА
"ЖКХ и городская среда" по направлению "Обеспечение
качества жилищно-коммунальных услуг"
В 2013 году по данным ВЦИОМ состояние ЖКХ названо проблемой N 1 в стране из-за высокого уровня износа коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, низкого уровня сервиса в отрасли, непрозрачных платежей, отсутствия реальных рычагов влияния со стороны собственников помещений в многоквартирных домах на недобросовестные управляющие организации и ряда других проблем, которые были исторически "накоплены" в отрасли, как минимум, за последние 20 лет.
Выявленные и подтверждаемые объективной ситуацией проблемы требовали принятия на всех уровнях власти решений, которые бы позволяли качественно и радикально изменить правила работы отрасли ЖКХ, "повернуть" ее лицом к потребителю и заставить слышать и учитывать его потребности.
В этой связи с 2014 по 2016 годы в отрасли произошли значительные изменения.
В частности, на федеральном уровне сформирована нормативная правовая база, создающая благоприятные условия для работы частного инвестора в сфере ЖКХ, которая, с одной стороны, гарантирует инвестору возврат вкладываемых инвестиций и возможность осуществления долгосрочного планирования своей деятельности за счет введения долгосрочного тарифного регулирования, а с другой стороны, гарантирует потребителю получение надежных и качественных услуг по доступной цене, поскольку в основу оценки деятельности концессионера заложено достижение им конкретных целевых показателей надежности и эффективности, а устанавливаемый ему тариф ограничен предельным индексом размера платы гражданина за коммунальные услуги. Субъект Российской Федерации стал стороной концессионного соглашения, что повышает ответственность власти за принимаемые тарифные решения и обеспечивает инвестору дополнительные условия стабильности его работы на территории.
В целях оказания методической и организационной поддержки, повышения информированности инвесторов об условиях работы в сфере ЖКХ при Минстрое России создан Центр ГЧП, в работу запущен информационный портал о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ (банкжкх.рф).
В 2016 году впервые была запущена система оказания государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации коммунальной инфраструктуры в "малых городах".
В 2015 году объем привлеченных инвестиций в отрасль ЖКХ составил порядка 183 млрд. рублей.
По итогам 2016 года было заключено 1477 концессионных соглашений, из них только за 2016 год заключены 580 концессионных соглашений, за 2015 год - 271 концессионное соглашение, за 2014 год - 112 концессионных соглашений. Более чем по 190 концессионным конкурсам на сегодняшний день открыт прием заявок на участие.
Объем инвестиций, предусмотренных концессионными соглашениями, заключенными в 2016 году, составляет порядка 67,6 млрд руб. (из них 62,4 млрд руб. средства концессионеров).
По состоянию на 1 января 2017 г., общий объем инвестиций (нарастающим итогом), предусмотренных в рамках действующих концессионных соглашений, составляет 196,2 млрд. руб. (из них 183,4 млрд. руб. - средства концессионеров).
Первые результаты оценки действующих концессий показывают рост эффективности коммунальных предприятий: в теплоснабжении снижена аварийность на 47%, потери - на 18%; в водоснабжении аварийность снижена на 21%, потери на 14%. Можно говорить об улучшении качества жизни для 3,4 млн. россиян.
Результат преобразований, проведенных в отрасли, был оценен населением - по данным исследовательского холдинга Ромир, в июле 2016 года 71% россиян сообщили о том, что удовлетворены качеством жилищно-коммунальных услуг.
При этом коммунальная инфраструктура Российской Федерации как одна из самых масштабных в России обуславливает необходимость активного продолжения реализации задачи по ее модернизации во всех регионах страны наряду с реализацией потенциала повышения энергоэффективности отрасли, который, по экспертным оценкам, достигает 40%.
По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. рублей (более 200 млрд. рублей - инвестиции в сферу теплоснабжения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу водоснабжения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу водоотведения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу обращения с отходами).
Ежегодно за счет роста объемов жилищного строительства возрастает нагрузка на коммунальную инфраструктуру, одновременно растут требования потребителей к качеству коммунальных услуг - бесперебойности подачи ресурсов, скорости устранения аварий, соответствию ресурсов требованиям качества.
Таким образом, для продолжения реформирования и качественного преобразования жилищно-коммунальной сферы необходимо обеспечить дальнейшую модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и приведение их в соответствие запросам современного города.
Существенные преобразования были осуществлены и в жилищной сфере.
В частности, в целях повышения качества оказания жилищных услуг кардинально были изменены подходы к регулированию рынка оказания таких услуг, который сделали профессиональным путем введения с 1 мая 2015 г. лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Потребитель получил не только понятный способ смены управляющей организации в тех случаях, когда она ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, но защиту от выставления "двойных квитанций" и более эффективную и оперативную защиту от нарушений со стороны органов государственного жилищного надзора (проверки управляющих организаций по жалобам граждан проводятся внепланово и без дополнительных согласований). На первом этапе лицензирование не смогли пройти порядка 13% управляющих организаций.
Вместе с тем, работа по "наведению порядка" на рынке управления жильем должна быть продолжена. Необходимо обеспечить получение всеми потребителями набора современных унифицированных сервисов, которые сделают его проживание в доме удобным и комфортным, в том числе обеспечат оперативное устранение выявляемых нарушений по дому.
2. Методика расчета показателей проекта
Удовлетворенность граждан качеством жилищно-коммунальных услуг | X - всего человек, удовлетворенных качеством ЖКУ; Y - всего опрошено человек | |||||||
Количество аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов (шт.) | X - количество аварий в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения в отчетному году | Показатель количество аварий предусмотрен отчетной формой Росстата 1-водопровод, 1-канализация, 1-ТЕП | ||||||
Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод | X - объем заемных, средств, рассчитанный в соответствии с методикой Минстроя России Y - объем капитальных вложений, рассчитанный в соответствии с методикой Минстроя России, Z - доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в отчетном году | Методика, утвержденная приказом Минстроя России от 20 февраля 2016 г. N 103пр |
3. Структурная декомпозиция результатов проекта
4. Обоснование достижения показателей проекта
Исходя из базового значения удовлетворенности граждан качеством жилищно-коммунальных услуг в 2016 году в 76%, а также учитывая динамику изменения этого уровня, начиная с 2013 года (когда 58% граждан ставили проблемы в сфере ЖКХ на первое место), реализация мероприятий, предусмотренных проектом обеспечит получение всеми потребителями набора новых современных унифицированных сервисов, которые сделают его проживание в доме удобным и комфортным, в том числе обеспечат оперативное устранение выявляемых нарушений по дому. Такие мероприятия обеспечат постепенное повышение уровня удовлетворенности на 8% за период с 2017 (77%) по 2020 годы (85%).
Исходя из базового количества аварий и сложившегося темпа снижения количества аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов по отношению к показателям 2015 года, оперативных данных субъектов Российской Федерации о том, что в рамках заключенных концессионных соглашений в среднем снижение аварийности в теплоснабжении осуществляется на 47%, в водоснабжении на 21%, реализация мероприятий по обеспечению дальнейшей модернизации объектов коммунальной инфраструктуры приведет к стабильному темпу снижения аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения до 30% к 2020 году по отношению к 2015 году.
По состоянию на ноябрь 2016 года Фондом ЖКХ одобрено 36 заявок по 20 субъектам Российской Федерации на общую сумму за счет средств Фонда 4 386,29 млн. рублей, при общей стоимости проектов 9 053,77 млн. рублей. Для реализации указанных проектов модернизации будут привлечены частные инвестиции в размере 3 760,05 млн. рублей.
Действующий механизм предоставления финансовой поддержки на модернизацию коммунальной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 1451 оказался высоко востребован субъектами Российской Федерации.
В настоящее время Фондом ЖКХ ведется работа по рассмотрению и отбору заявок на 2017 год на финансирование 90 проектов модернизации коммунальной инфраструктуры в 31 субъекте Российской Федерации с объемом поддержки Фонда ЖКХ порядка 8800,0 млн. рублей, в связи с чем Минстрой России отмечает высокую потребность организаций коммунальной инфраструктуры в предоставлении такой финансовой поддержки.
В целях расширения объема финансовой поддержки организаций коммунальной инфраструктуры Минстроем России планируется изменение подходов к оказанию государственной поддержки проектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры путем введения механизма возмещения части доходов российских кредитных организаций по кредитам (займам), выданным ресурсоснабжающим организациям (либо российских негосударственных пенсионных фондов при покупке облигационных займов у соответствующих организаций) на осуществление строительства, модернизации и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно оценке Минстроя России, потенциальный объем привлеченных кредитных ресурсов может составить: в 2017 г. - 8 500 млн. руб., в 2018 г. - 20 400 млн. руб., в 2019 г. - 20 400 млн. руб., исходя из принципа непревышения общего лимита средств Фонда на соответствующий год (5 006 млн. руб. в 2017 г., 12 000 млн. руб. в 2018 г., 12 000 млн. руб. в 2019 г.) на поддержку модернизации систем коммунальной инфраструктуры и софинансирование кредитов, выданных по ставке 5% до уровня ключевой ставки, увеличенной на 5%.
5. Календарный план-график проекта
7. Реестр заинтересованных сторон
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации | |||
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | |||
"Недоступность" кредитных ресурсов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по причине высоких ставок | Недостаточность средств у регулируемых организаций для поддержания надлежащего состояния объектов коммунальной инфраструктуры, снижение объемов ремонтно-восстановительных работ и мероприятий по модернизации объектов, снижение качества оказания коммунальных услуг, снижение уровня инвестиционной привлекательности отрасли в целом | Снятие институциональных и организационных ограничений по привлечению кредитных ресурсов и повышение уровня вовлеченности банков в финансирование инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры | |||
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки | |||||
Низкая вовлеченность банков в процесс кредитования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры | Недостаточность средств у регулируемых организаций для реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, снижение уровня инвестиционной привлекательности отрасли в целом | Расширение источников финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры (в том числе за счет привлечения средств негосударственных пенсионных фондов) | |||
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки | |||||
Снижение инвестиционной активности, сокращение объемов расходов инвестиционного и производственного характера в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, снижение качества коммунальных услуг | Обеспечение учета подтвержденных инвестиционных потребностей регулируемых организаций при принятии субъектами Российской Федерации решений об установлении индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги | ||||
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки | |||||
Обеспечение на федеральном уровне содействия и координации в поиске инвесторов и презентации инвестиционных проектов в сфере ЖКХ, требующих привлечения инвестиций с использованием интернет-портала "Биржа инвестиционных проектов" | |||||
Реализация дополнительных мер, направленных на повышение платежной дисциплины потребителей коммунальных услуг | |||||
Невозможность размещения в ГИС ЖКХ необходимой информации, недоступность требуемой информации для потребителей, снижение доверия потребителя к отрасли и проводимым преобразованиям, снижение степени открытости отрасли | Постоянный контроль функционирования ГИС ЖКХ, выявление проблемных вопросов и оперативное принятие мер по их устранению | ||||
Отсутствие решения Банка России о возможности инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов в проекты по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры городах с населением менее 1 млн. человек | Невозможность вовлечения средств НПФ в финансировании проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры, сокращение числа потенциальных инвесторов, из числа использующих средства НПФ | Активное взаимодействие с Банком России по обсуждению необходимых изменений, в том числе на площадке Правительства Российской Федерации, Проектного комитета | |||
Неразмещение информации в ГИС ЖКХ поставщиками информации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (органы власти всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный), участниками рынка жилищно-коммунального хозяйств (лица, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, ресурсоснабжающие организации) | Недоступность требуемой информации для потребителей, снижение доверия потребителя к отрасли и проводимым преобразованиям, снижение степени открытости отрасли | Контроль функционирования ГИС ЖКХ, выявление проблемных вопросов и оперативное принятие мер по их устранению | |||
Нарушение сроков принятия изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства | Сохранение дефицита заемных (кредитных) ресурсов в целях финансирования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, стагнация инвестиционной активности инвесторов в сферу жилищно-коммунального хозяйства | Активное межведомственное взаимодействие, своевременное реагирование на нарушение сроков рассмотрения проектов актов соисполнителями | |||
Использование упрощенного регламента согласования проектов нормативных правовых актов | |||||
Принятие на федеральном уровне решений об установлении предельного размера индекса платы граждан за коммунальные услуги ниже инфляции, не учитывающих уже взятые инвестиционные обязательства (в рамках заключенных концессионных соглашений), а также потребности в инвестициях | Стагнация инвестиционной активности инвесторов в сферу жилищно-коммунального хозяйства | Открытое обсуждение и качественный анализ проектов решений, которые оказывают влияние на состояние инвестиционной активности в отрасли жилищно-коммунального хозяйства | |||
Непринятие органами местного самоуправления (собственниками объектов коммунальной инфраструктуры) решений о передаче в концессию объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе находящихся в управлении у неэффективных унитарных предприятий | Сохранение низкого качества коммунальных услуг и инфраструктуры в отдельных муниципальных образованиях, продолжение неэффективного расходования бюджетных средств в целях поддержания деятельности неэффективных унитарных предприятий, стагнация инвестиционной активности инвесторов в сферу жилищно-коммунального хозяйства в таких муниципальных образованиях | Активная работа и вовлечение глав муниципальных образований, в том числе через ресурс высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, в процесс передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию, выработка дополнительных мер ответственности для глав муниципальных образований, не обеспечивающих привлечение инвесторов |
9. Реестр возможностей проекта
В 2017 - 2021 годах в рамках Программы будет осуществляться реализация приоритетных проектов "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг" и "Формирование комфортной городской среды".
В рамках приоритетного проекта "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг" будет обеспечен доступ потребителей к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на территории всех субъектов Российской Федерации, разработаны и утверждены единые стандарты осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, создана и внедрена система оценки качества жилищно-коммунальных услуг.
В 2017 - 2021 годах в рамках Программы будет осуществляться реализация приоритетных проектов "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг" и "Формирование комфортной городской среды".
В рамках приоритетного проекта "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг" будет обеспечен доступ потребителей к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на территории всех субъектов Российской Федерации, разработаны и утверждены единые стандарты осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, создана и внедрена система оценки качества жилищно-коммунальных услуг.
05 2 П1 00000 Основное мероприятие "Приоритетный проект "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг";
05 2 П2 00000 Основное мероприятие "Приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды";
"05 4 П1 00000 Подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (приоритетный проект "Ипотека и арендное жилье");
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления