Законодательство РФ

"Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года" (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017)

Утверждаю

Министр образования и науки

Российской Федерации

О.Ю.ВАСИЛЬЕВА

19 декабря 2017 г.

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


1. Общие положения

Концепция развития психологической службы в системе образования (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе образования Российской Федерации.

Концепция разработана в целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Концепция базируется на нормах Конституции Российской Федерации, разработана с учетом федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, затрагивающих сферы образования, семейной, молодежной, национальной политики, международных документов в сфере защиты прав детей и молодежи, ратифицированных Российской Федерацией.

Изменения социально-экономической ситуации в стране, принятие новых законодательных актов в сфере образования диктуют не только необходимость корректировки целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, но и совершенствование психологического обеспечения образовательной деятельности с учетом новых требований к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ.

Современные научные исследования констатируют неравномерность психического развития в детской популяции, рост числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии, снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения. В настоящее время актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; десоциализация, виктимность, явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения обучающихся; вовлечение в потребление психоактивных веществ; суицидальное поведение; раннее начало половой жизни; межэтническая напряженность и межнациональные конфликты; снижение толерантности в общении людей разных культур и разных возрастных групп и другие.

Подобные тенденции связаны в том числе с перестройкой семьи как социального института, что порождает новую социальную ситуацию развития обучающихся, а также с расширением границ доступности средств массовой информации и иных ресурсов при низком уровне безопасности информационной среды для обучающихся.

Настоящая Концепция развивает положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающие реализацию права каждого человека на образование (статья 5); наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по предоставлению психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (статья 8); предоставление обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 34); оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (статья 42); организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) (статья 79).

Целью настоящей Концепции является определение стратегии развития психологической службы в системе образования Российской Федерации (далее - Служба) на основе преемственности позитивного опыта работы и интеграции достижений современной психологической науки и практики с учетом имеющихся региональных практик психологических служб для обеспечения снижения рисков дезадаптации и десоциализации обучающихся.

Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих задач:

разработка и совершенствование нормативной правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по организации психологической, психолого-педагогической, социальной (далее - профессиональной) помощи всем участникам образовательных отношений с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта для обеспечения единства Службы с учетом специфики субъектов Российской Федерации;

обеспечение качества подготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих профессиональную помощь обучающимся, а также эффективной системы их внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, что является ключевым условием для оказания доступной эффективной профессиональной помощи всем категориям обучающихся независимо от места их проживания;

разработка стандартов оказания профессиональной помощи обучающимся.


2. Современное состояние Службы в Российской Федерации

В настоящей Концепции под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят психологи, педагоги-психологи, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные организации, осуществляющие научные исследования и разработки в интересах Службы, образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров для Службы.

Анализ современного состояния Службы обнаруживает целый комплекс проблем, требующих решения:

значительная неравномерность уровня и качества оказания профессиональной помощи, а также состояние ее инфраструктуры в субъектах Российской Федерации;

отсутствие единого подхода в определении целей, задач, содержания, методов работы Службы, места и статуса психолога в системе образования;

отсутствие стандартов оказания профессиональной помощи, включая стандарт применения диагностического инструментария;

отсутствие единой системы повышения квалификации специалистов Службы;

несформированность единой системы взаимодействия при оказании профессиональной помощи на разных уровнях образования;

отсутствие в системе образования необходимого количества психологов, педагогов-психологов;

длительный дисбаланс в контрольных цифрах приема психологов по отношению к педагогам-психологам.

Необходимо отметить и недостаточную разработанность нормативной правовой базы деятельности психолога, педагога-психолога в системе образования.

При совершенствовании деятельности Службы необходимо учитывать успешный опыт работы психологических служб Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и других. В рамках деятельности этих служб разработаны ведомственные нормативные правовые документы, структура управления и технологии психологического сопровождения различных категорий людей, в том числе в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, в настоящее время в системе современного образования Российской Федерации не сформирована целостная, соответствующая современным вызовам профессиональная Служба, оказывающая качественную профессиональную помощь всем участникам образовательных отношений, включая детей-инвалидов, детей с ОВЗ, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других.


3. Цели и задачи развития деятельности Службы

на период до 2025 года

С учетом изложенного целью деятельности Службы должно стать профессиональное (психологическое, психолого-педагогическое, социальное) обеспечение решения стратегических задач развития образования Российской Федерации, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;

реализация программ преодоления трудностей в обучении;

участие в проектировании и создании развивающей безопасной образовательной среды;

проведение психологической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

участие в мониторинге эффективности внедряемых программ и технологий обучения;

диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;

сотрудничество специалистов Службы с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;

содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;

содействие в позитивной социализации;

организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей, молодежи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

профилактика социального сиротства;

содействие реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся;

участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;

сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, мониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и другим вредным привычкам;

психологическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;

психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;

профессиональная помощь в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств;

профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;

психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по проблемам обучения, воспитания, развития.

Обозначенные цель и задачи Службы определяют необходимость эффективного функционирования Службы в каждом субъекте Российской Федерации, совершенствование ее организационной структуры, нормативной правовой базы, инструментария и других аспектов деятельности.

Модели организации профессиональной помощи в системе образования на региональном уровне должны создаваться для реализации цели и задач, которые определяются настоящей Концепцией для Службы в целом.


4. Приоритетные направления развития Службы

На основе анализа ключевых проблем и ресурсов развития Службы Концепцией определены следующие приоритетные направления ее развития: нормативно-правовое регулирование; организационно-управленческое обеспечение; научно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; обеспечение условий для межведомственного и внутриведомственного взаимодействия.

Нормативно-правовое регулирование включает в себя совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность Службы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, предполагает внесение изменений в законодательные акты и нормативные документы с целью приведения нормативной правовой базы деятельности Службы в соответствие с настоящей Концепцией и действующим законодательством.

Организационно-управленческое обеспечение предполагает деятельность по созданию единого профессионального пространства в целях функционирования Службы. Для этого необходимо:

создать Координационный совет Службы при Минобрнауки России с включением в его состав представителей регионов;

создать Федеральный ресурсный центр Службы при участии Российской академии образования, Российской академии наук и образовательных организаций высшего образования;

разработать региональные планы (комплексы мер) по развитию региональных служб с учетом положений, закрепленных в Концепции;

организовать проведение мониторинга реализации региональных планов (комплексов мер) по развитию Службы.

Деятельность по научно-методическому обеспечению будет направлена на:

координацию научных исследований в Российской Федерации в интересах деятельности и развития Службы;

создание единой национальной системы стандартизированного психодиагностического инструментария в целях обеспечения качества диагностической деятельности специалистов Службы;

организацию и проведение регулярных общероссийских популяционных исследований современных детей и молодежи в Российской Федерации в целях стандартизации психологических методов диагностики, оценки индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся в разные периоды обучения;

организацию и проведение лонгитюдных исследований для оценки влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психическое развитие и здоровье обучающихся;

разработку и адаптацию методов психологической диагностики для оценки метапредметных компетенций и личностных результатов освоения образовательных программ в целях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов и управления качеством образования;

разработку и адаптацию новых коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ различной направленности;

создание компьютерного диагностического, развивающего и коррекционного инструментария для обучающихся;

разработку и внедрение оптимальных моделей организации и предоставления профессиональной помощи на разных уровнях и видах получения образования и при различных формах организации получения образования и формах обучения;

разработку критериев оценки эффективности деятельности Службы.

Кадровое обеспечение Службы предполагает профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование специалистов Службы. Необходимо разработать последовательность ступеней профессионального карьерного роста специалиста-психолога в системе образования.

Квалификация психолога, работающего в сфере образования и осуществляющего свою профессиональную деятельность в рамках Службы, должна соответствовать 7 уровню квалификации в соответствии с уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденными приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".

Информационное обеспечение Службы включает в себя:

создание информационного веб-портала Службы, предназначенного для всех участников образовательных отношений;

создание единой экспериментальной веб-платформы для сбора данных, их обработки и хранения в психологическом центре обработки данных (ЦОД) для неперсонифицированных данных и разработка регламента их сбора, хранения и использования.

С целью повышения эффективности оказания профессиональной помощи обучающимся в Российской Федерации необходимо обеспечение условий для межведомственного и межуровневого взаимодействия специалистов, что подразумевает:

создание механизма межведомственного взаимодействия психологических служб разных ведомств;

координацию усилий ведомств в разработке и совершенствовании нормативно-правовой и ресурсной базы для совместной деятельности психологических служб разных ведомств.


3. Механизмы и ресурсы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться посредством:

нормативно-правового обеспечения деятельности Службы, включая совершенствование законодательства Российской Федерации в части оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся;

создания моделей межведомственного и межуровневого взаимодействия специалистов Службы, внедрения в практику протоколов и алгоритмов организации межведомственного и межуровневого взаимодействия;

учета задач по реализации Концепции при определении объема финансирования государственных программ Российской Федерации, формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

совершенствования системы статистических показателей, характеризующих развитие Службы;

учета в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации функций по формированию соответствующей системы управления и кадрового обеспечения, включая подготовку образовательными организациями высшего образования специалистов для Службы, а также организацию дополнительного профессионального образования специалистов и сфере оказания профессиональной помощи всем участникам образовательных отношений с учетом потребностей регионов;

методологического и методического обеспечения деятельности Службы на федеральном уровне с целью создания равных возможностей получения профессиональной помощи обучающимися на всей территории Российской Федерации с учетом региональных особенностей;

информационного обеспечения, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода и оценки эффективности реализации Концепции;

научно-методического обеспечения деятельности Службы, ориентированного на разработку эффективных технологий и механизмов, научных исследований в сфере оказания профессиональной помощи обучающимся, распространение инновационного опыта работы, обобщение и внедрение лучших моделей с учетом особенностей и традиций регионов;

информационной поддержки деятельности Службы.

Ресурсами реализации Концепции являются:

ведущие научные организации, центры Российской академии образования, Российской академии наук и научные подразделения образовательных организаций высшего образования;

образовательные организации высшего образования;

организации дополнительного профессионального образования;

ПМПЖ;

ППМС-центры.

Источниками финансирования реализации основных мероприятий настоящей Концепции будут являться:

федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на выполнение мероприятий в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", а также средств, выделяемых на организацию методического обеспечения образовательной деятельности и организацию проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики;

региональные бюджеты субъектов Российской Федерации с учетом задач по реализации Концепции.


4. Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате реализации Концепции будут обеспечены:

1) нормативно-правовое, организационно-управленческое и научно-методическое единство деятельности Службы в Российской Федерации на основе:

создания Координационного совета Службы при Минобрнауки России, реализующего задачи межведомственного и внутриведомственного взаимодействия;

создания Федерального ресурсного центра Службы при участии Российской академии образования, Российской академии наук и образовательных организаций высшего образования;

разработки и внедрения положения о Службе для всех уровней образования;

разработки и внедрения стандартов оказания профессиональной помощи различным категориям обучающихся: испытывающих трудности в обучении и социализации, находящихся в трудной жизненной ситуации, с ОВЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с признаками одаренности, а также высокой учебно-познавательной мотивацией и других;

создания комплекса разработанных или адаптированных и стандартизированных психодиагностических, коррекциопно-развивающих и реабилитационных методов для реализации задач Службы с учетом результатов масштабных популяционных исследований современного ребенка как базы для стандартизации психодиагностических методов;

создания единой экспериментальной веб-платформы для сбора данных, их обработки и хранения в психологическом ЦОД в соответствии с разработанным регламентом сбора и использования информации;

создания веб-портала Службы для обеспечения доступности профессиональной информации для специалистов Службы, всех участников образовательных отношений (включая возможность получения информации о ресурсах Службы, консультационной поддержки в процессе выбора программ оказания психологической помощи, при планировании индивидуальных образовательных траекторий и т.д.);

2) сформированная система кадрового обеспечения Службы на основе:

обеспечения повышения квалификации специалистов Службы;

создания единой федеральной системы аттестации и оценки квалификации специалистов Службы;

разработки и внедрения эффективных механизмов стимулирования и поддержки профессионального развития кадрового состава Службы;

3) доступность, качество и полнота спектра профессиональной психологической помощи для всех категорий обучающихся независимо от места их проживания в соответствии с принятыми стандартами, что приведет:

к созданию инфраструктуры безопасной психологической образовательной среды для обучающихся, удовлетворяющей общественные потребности в решении психологических проблем позитивной социализации, воспитания, образования и оздоровления детей и молодежи;

к созданию инфраструктуры образовательной среды, обеспечивающей индивидуализацию обучения, развития, воспитания и образования обучающихся, проявивших выдающиеся способности;

к повышению социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет формирования человеческого капитала, укрепления социальной консолидации и стабильности общества, оптимизации межкультурной коммуникации.


5. Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа: I этап - 2018 - 2020 годы, II этап - 2021 - 2025 годы.

На I этапе планируется:

создать Координационный совет Службы при Минобрнауки России при участии ведущих научных и образовательных организаций высшего образования; сформировать систему нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Службы;

создать Федеральный ресурсный центр Службы при участии Российской академии образования и образовательных организаций высшего образования;

провести мониторинг эффективности деятельности существующих региональных служб;

разработать и начать апробацию моделей межведомственного и межуровневого взаимодействия специалистов Службы;

разработать региональные планы (комплексы мер) по развитию региональных служб с учетом положений, закрепленных в Концепции;

разработать (актуализировать) стандарты оказания услуг в сфере профессиональной помощи обучающимся;

разработать критерии оценки эффективности деятельности Службы.

На II этапе реализации Концепции предполагается:

апробировать и внедрить результаты I этапа;

продолжить исполнение региональных планов (комплексов мер) по развитию региональных служб с учетом положений, закрепленных в Концепции; оказывать методическую и информационную поддержку региональным службам;

ввести качественные критерии оценки эффективности деятельности Службы, разработанные в ходе проведенного мониторинга в регионах;

модернизировать имеющуюся инфраструктуру региональных служб;

создать систему профессиональной помощи на разных уровнях и видах образования.

В рамках реализации Концепции Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями будет осуществлять проведение мониторинга реализации основных выполняемых мероприятий в целях оценки их эффективности.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления