Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 апреля 2013 г. N 148н
КВАЛИФИКАЦИИ В ЦЕЛЯХ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.
М.А.ТОПИЛИН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 12 апреля 2013 г. N 148н
КВАЛИФИКАЦИИ В ЦЕЛЯХ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее - Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.
1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
1.3. Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей: "Полномочия и ответственность", "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации".
Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.
II. Описание уровней квалификации
┌────┬────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────────┐ │Уро-│ Показатели уровней квалификации │ Основные пути │ │вень├─────────────────┬───────────────────┬──────────────────┤ достижения │ │ │ Полномочия и │ Характер умений │ Характер │ уровня │ │ │ ответственность │ │ знаний │ квалификации │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │1 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Краткосрочное │ │уро-│руководством │стандартных │элементарных │обучение или │ │вень│ │заданий (обычно │фактических знаний│инструктаж │ │ │Индивидуальная │физический труд) │и (или) │ │ │ │ответственность │ │ограниченного │Практический опыт │ │ │ │ │круга специальных │ │ │ │ │ │знаний │ │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │2 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Основные программы│ │уро-│руководством с │стандартных │специальных знаний│профессионального │ │вень│элементами │заданий │ │обучения программы│ │ │самостоятельности│ │ │профессиональной │ │ │при выполнении │Выбор способа │ │подготовки по │ │ │знакомых заданий │действия по │ │профессиям │ │ │ │инструкции │ │рабочих, │ │ │Индивидуальная │ │ │должностям │ │ │ответственность │Корректировка │ │служащих, │ │ │ │действий с учетом │ │программы │ │ │ │условий их │ │переподготовки │ │ │ │выполнения │ │рабочих, служащих │ │ │ │ │ │(как правило, не │ │ │ │ │ │менее 2 месяцев) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Практический опыт │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │3 │Деятельность под │Решение типовых │Понимание │Основные программы│ │уро-│руководством с │практических задач │технологических │профессионального │ │вень│проявлением │ │или методических │обучения - │ │ │самостоятельности│Выбор способа │основ решения │программы │ │ │при решении │действия на основе │типовых │профессиональной │ │ │типовых │знаний и │практических задач│подготовки по │ │ │практических │практического │ │профессиям │ │ │задач │опыта │Применение │рабочих, │ │ │ │ │специальных знаний│должностям │ │ │Планирование │Корректировка │ │служащих, │ │ │собственной │действий с учетом │ │программы │ │ │деятельности │условий их │ │переподготовки │ │ │исходя из │выполнения │ │рабочих, служащих,│ │ │поставленной │ │ │программы │ │ │руководителем │ │ │повышения │ │ │задачи │ │ │квалификации │ │ │ │ │ │рабочих, служащих │ │ │Индивидуальная │ │ │(до одного года) │ │ │ответственность │ │ │ │ │ │ │ │ │Практический опыт │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │4 │Деятельность под │Решение различных │Понимание научно- │Образовательные │ │уро-│руководством с │типов практических │технических или │программы среднего│ │вень│проявлением │задач │методических основ│профессионального │ │ │самостоятельности│ │решения │образования - │ │ │при решении │Выбор способа │практических задач│программы │ │ │практических │действия из │ │подготовки │ │ │задач, требующих │известных на │Применение │квалифицированных │ │ │анализа ситуации │основе знаний и │специальных знаний│рабочих (служащих)│ │ │и ее изменений │практического │ │ │ │ │ │опыта │Самостоятельная │Основные программы│ │ │Планирование │ │работа с │профессионального │ │ │собственной │Текущий и итоговый │информацией │обучения - │ │ │деятельности │контроль, оценка и │ │программы │ │ │и/или │коррекция │ │профессиональной │ │ │деятельности │деятельности │ │подготовки по │ │ │группы │ │ │профессиям │ │ │работников │ │ │рабочих, │ │ │исходя из │ │ │должностям │ │ │поставленных │ │ │служащих, │ │ │задач │ │ │программы │ │ │ │ │ │переподготовки │ │ │Ответственность │ │ │рабочих, служащих,│ │ │за решение │ │ │программы │ │ │поставленных │ │ │повышения │ │ │задач или │ │ │квалификации │ │ │результат │ │ │рабочих, служащих │ │ │деятельности │ │ │ │ │ │группы работников│ │ │Практический опыт │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │5 │Самостоятельная │Решение различных │Применение │Образовательные │ │уро-│деятельность по │типов практических │профессиональных │программы среднего│ │вень│решению │задач с элементами │знаний │профессионального │ │ │практических │проектирования │технологического │образования - │ │ │задач, требующих │ │или методического │программы │ │ │самостоятельного │Выбор способов │характера │подготовки │ │ │анализа ситуации │решения в │ │специалистов │ │ │и ее изменений │изменяющихся │Самостоятельный │среднего звена, │ │ │ │(различных) │поиск информации, │программы │ │ │Участие в │условиях рабочей │необходимой для │подготовки │ │ │управлении │ситуации │решения │квалифицированных │ │ │решением │ │поставленных │рабочих │ │ │поставленных │Текущий и итоговый │профессиональных │(служащих). │ │ │задач в рамках │контроль, оценка и │задач │ │ │ │подразделения │коррекция │ │Основные программы│ │ │ │деятельности │ │профессионального │ │ │Ответственность │ │ │обучения - │ │ │за решение │ │ │программы │ │ │поставленных │ │ │профессиональной │ │ │задач или │ │ │подготовки по │ │ │результат │ │ │профессиям │ │ │деятельности │ │ │рабочих, │ │ │группы работников│ │ │должностям │ │ │или подразделения│ │ │служащих, │ │ │ │ │ │программы │ │ │ │ │ │переподготовки │ │ │ │ │ │рабочих, служащих,│ │ │ │ │ │программы │ │ │ │ │ │повышения │ │ │ │ │ │квалификации │ │ │ │ │ │рабочих, служащих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Дополнительные │ │ │ │ │ │профессиональные │ │ │ │ │ │программы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Практический опыт │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │6 │Самостоятельная │Разработка, │Применение │Образовательные │ │уро-│деятельность, │внедрение, │профессиональных │программы высшего │ │вень│предполагающая │контроль, оценка и │знаний │образования - │ │ │определение задач│корректировка │технологического │программы │ │ │собственной │направлений │или методического │бакалавриата │ │ │работы и/или │профессиональной │характера, в том │ │ │ │подчиненных по │деятельности, │числе, │Образовательные │ │ │достижению цели │технологических │инновационных │программы среднего│ │ │ │или методических │ │профессионального │ │ │Обеспечение │решений │Самостоятельный │образования - │ │ │взаимодействия │ │поиск, анализ и │программы │ │ │сотрудников и │ │оценка │подготовки │ │ │смежных │ │профессиональной │специалистов │ │ │подразделений │ │информации │среднего звена │ │ │ │ │ │ │ │ │Ответственность │ │ │Дополнительные │ │ │за результат │ │ │профессиональные │ │ │выполнения работ │ │ │программы │ │ │на уровне │ │ │ │ │ │подразделения или│ │ │Практический опыт │ │ │организации │ │ │ │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │7 │Определение │Решение задач │Понимание │Образовательные │ │уро-│стратегии, │развития области │методологических │программы высшего │ │вень│управление │профессиональной │основ │образования - │ │ │процессами и │деятельности и │профессиональной │программы │ │ │деятельностью, в │(или) организации │деятельности │магистратуры или │ │ │том числе, │с использованием │ │специалитета │ │ │инновационной, с │разнообразных │Создание новых │ │ │ │принятием решения│методов и │знаний прикладного│Дополнительные │ │ │на уровне крупных│технологий, в том │характера в │профессиональные │ │ │организаций или │числе, │определенной │программы │ │ │подразделений │инновационных │области │ │ │ │ │ │ │Практический опыт │ │ │Ответственность │Разработка новых │Определение │ │ │ │за результаты │методов, │источников и поиск│ │ │ │деятельности │технологий │информации, │ │ │ │крупных │ │необходимой для │ │ │ │организаций или │ │развития области │ │ │ │подразделений │ │профессиональной │ │ │ │ │ │деятельности и/или│ │ │ │ │ │организации │ │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │8 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │ │уро-│стратегии, │исследовательского │знаний │подготовки научно-│ │вень│управление │и проектного │междисциплинарного│педагогических │ │ │процессами и │характера, │и межотраслевого │кадров в │ │ │деятельностью (в │связанных с │характера │аспирантуре │ │ │том числе, │повышением │ │(адъюнктуре), │ │ │инновационной) с │эффективности │Оценка и отбор │программы │ │ │принятием решения│процессов │информации, │ординатуры, │ │ │на уровне крупных│ │необходимой для │программы │ │ │организаций │ │развития области │ассистентуры- │ │ │ │ │деятельности │стажировки │ │ │Ответственность │ │ │ │ │ │за результаты │ │ │Образовательные │ │ │деятельности │ │ │программы высшего │ │ │крупных │ │ │образования - │ │ │организаций и │ │ │программы │ │ │(или) отрасли │ │ │магистратуры или │ │ │ │ │ │специалитета │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Дополнительные │ │ │ │ │ │профессиональные │ │ │ │ │ │программы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Практический опыт │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │9 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │ │уро-│стратегии, │методологического, │фундаментальных │подготовки научно-│ │вень│управление │исследовательского │знаний │педагогических │ │ │большими │и проектного │междисциплинарного│кадров в │ │ │техническими │характера, │и межотраслевого │аспирантуре │ │ │системами, │связанных с │характера │(адъюнктуре), │ │ │социальными и │развитием и │ │программы │ │ │экономическими │повышением │ │ординатуры, │ │ │процессами │эффективности │ │программы │ │ │ │процессов │ │ассистентуры- │ │ │Значительный │ │ │стажировки │ │ │вклад в │ │ │ │ │ │определенную │ │ │Дополнительные │ │ │область │ │ │профессиональные │ │ │деятельности │ │ │программы │ │ │ │ │ │ │ │ │Ответственность │ │ │Практический опыт │ │ │за результаты │ │ │ │ │ │деятельности на │ │ │ │ │ │национальном или │ │ │ │ │ │международном │ │ │ │ │ │уровнях │ │ │ │ └────┴─────────────────┴───────────────────┴──────────────────┴──────────────────┘
Предложения об актуализации общекультурных компетенций (при наличии во ФГОС ВО общекультурных компетенций) вносятся разработчиком ФГОС ВО с учетом описания умений в трудовых функциях. При этом необходимо соблюдать требования, отраженные в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н) и, при необходимости, требований к личностным характеристикам специалиста, содержащимся в ПС.
<1> См. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены Приказом Минтруда России N 148н от 12 апреля 2013 г.).
1.3. Все образовательные программы, реализуемые Центром, должны проходить профессионально-общественную аккредитацию <1>.
приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов";
приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта";
<*> После разработки и утверждения профессиональных стандартов для работников автомобильного и городского наземного транспорта (с применением уровней квалификации с I по IX) приведенная тарифная сетка может быть переработана с учетом дифференциации квалификационных уровней по тарифным коэффициентам для каждого разряда (см. приказ Минтруда России N 148н от 12 апреля 2013 г.).
<*> После разработки и утверждения профессиональных стандартов для работников дорожного хозяйства (с применением уровней квалификации с I по IX) приведенная тарифная сетка может быть переработана с учетом дифференциации квалификационных уровней по тарифным коэффициентам для каждого разряда (см. Приказ Минтруда России N 148н от 12 апреля 2013 г. "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов").
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления