"Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000 - 2001 годы" от 16.12.1999
от 16 декабря 1999 года
МЕЖДУ ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
ПРОФСОЮЗОВ, ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2000 - 2001 ГОДЫ
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,
действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством,
признавая, что основными условиями постоянного роста и достижения достойного уровня жизни населения должны стать стабилизация и подъем отечественной экономики,
руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе, обеспечения государственных минимальных социальных стандартов и гарантий для всех граждан России,
стремясь к развитию коллективно - договорного регулирования социально - трудовых отношений,
обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних коллективных переговоров и консультаций, и признавая их в качестве правового акта,
заключили на основании Федерального закона "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" и Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" настоящее Генеральное соглашение (далее именуется - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально - трудовых отношений на федеральном уровне в ходе проведения социально - экономической политики в 2000 - 2001 годах и совместные действия по его реализации.
I. В области экономической политики
1. В целях реализации настоящего Соглашения Стороны обязуются совместными усилиями добиваться стабилизации и подъема экономики, укрепления экономического и финансового положения организаций путем осуществления следующих мер:
1) формирование федерального бюджета с учетом его ориентации на развитие отечественного производства и подъем экономики, совершенствование системы межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации в интересах сбалансированного развития экономики регионов и страны в целом;
2) повышение уровня жизни населения как необходимого условия достижения социальной стабильности, общественной поддержки реформ и создания позитивных трудовых и предпринимательских мотиваций, сохранение образовательного и культурного потенциала российского общества на основе единства культурного и образовательного пространства страны;
3) проведение промышленной политики, обеспечивающей:
активную поддержку отечественных производителей в целях роста объемов производства отечественных товаров, эффективности труда, качества продукции и конкурентоспособности российской промышленности и транспорта;
действенную защиту интересов отечественных производителей на внутреннем и внешних рынках на основе российского законодательства и международных норм;
содействие реструктуризации и реформированию управления хозяйствующих субъектов в соответствии с принципами и условиями рыночной экономики;
активизацию прогрессивных структурных сдвигов в экономике, поддержку структурных преобразований в промышленности в сочетании с мерами по регулированию перераспределения рабочей силы между отраслями и производствами;
соблюдение гарантий при привлечении зарубежных и отечественных инвестиций для развития реального сектора экономики, в том числе создание системы комплексной защиты прав инвесторов и осуществление мер по повышению инвестиционной активности населения;
поддержку научно - технических и инновационных проектов на конкурсной основе, финансирование фундаментальных научно - исследовательских работ;
осуществление мер по содействию развитию малого и среднего бизнеса как основы увеличения объемов производства и создания новых рабочих мест в условиях рыночной экономики;
4) государственная поддержка агропромышленного комплекса, направленная на восстановление и развитие сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности;
5) укрепление финансового положения российских организаций и предприятий за счет:
поддержания оптимального соотношения рубля и иностранной валюты;
недопущения нерегулируемой эмиссии, грозящей существенным ростом цен, снижением платежеспособности и курса рубля;
рационализации налоговой системы, имея в виду снижение налогового бремени на непосредственных товаропроизводителей;
разработки мер по повышению собираемости налогов и платежей в бюджет и социальные фонды;
завершения реформирования налоговой системы, направленной на развитие предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности;
совершенствования государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
предотвращения дальнейшего углубления ценовых диспропорций в различных секторах экономики;
установления мер защиты ключевых отраслей экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и обеспечения потребностей внутреннего рынка, в случае критического недостатка товаров на нем, посредством регулирования в соответствии с действующим законодательством производства таких товаров;
формирования и размещения на конкурсной основе заказов на продукцию и услуги для государственных нужд;
своевременного формирования, размещения и финансирования государственного оборонного заказа;
усовершенствования механизма реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
6) реализация программы разрешения кризиса неплатежей, усовершенствование механизма реструктуризации накопленной задолженности (долгов) федерального бюджета перед предприятиями и организациями и их задолженности по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
7) совершенствование системы механизмов ценового регулирования в сфере естественных монополий в целях ограничения роста цен и тарифов на их продукцию.
2. При оказании финансовой помощи за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации учитывать задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, включая задолженность по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, не допуская значительных разрывов среди субъектов Российской Федерации.
Обеспечить использование казначейской системы исполнения бюджетов высокодотационных субъектов Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, систематически не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций.
Подготовить и внести предложения об изменении порядка оказания финансовой помощи за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (и соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации - бюджетам муниципальных образований) на основе упорядочения разграничения расходных полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов) и органами местного самоуправления и закрепления под их исполнение доходных источников, достаточных для реализации конституционных прав граждан в сфере образования, медицинского обслуживания, доступа к культурным ценностям в учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней.
3. Завершить работу по подготовке проекта федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах, добиться ускорения его принятия.
4. Оказывать содействие развитию системы ипотечного кредитования в целях повышения доступности жилья для населения.
5. Создать систему мер, способствующих социальным инвестициям сбережений граждан в наиболее важные социальные программы - в строительство жилья, социально - культурных и бытовых объектов, дополнительное медицинское обслуживание, образование и отдых, негосударственное пенсионное обеспечение.
6. Стороны считают необходимым обеспечить:
увеличение уровня занятости населения;
в 2000 году - на уровне до 18 процентов,
в 2001 году - на уровне до 10 - 12 процентов.
II. Оплата труда, доходы и уровень жизни населения
7. В целях проведения согласованной политики по обеспечению роста реальной заработной платы, восстановлению ее роли в достижении высокопроизводительного труда, формировании доходов населения:
1) обеспечить в предстоящий период опережающие темпы роста доходов населения по сравнению с ростом величины прожиточного минимума, для чего:
создать макроэкономические условия для восстановления стимулирующей роли заработной платы и повышения ее удельного веса в валовом внутреннем продукте и денежных доходах населения;
выполнить модельные расчеты структуры потребления различных групп населения в целях их использования при осуществлении мер социальной реформы по повышению доходов населения и обеспечению адресной социальной поддержки населения в соответствии с действующим законодательством;
синхронизировать меры по повышению доходов населения с этапами проведения реформ в социальной сфере (социальное страхование, жилищно - коммунальная реформа, пенсионное обеспечение, изменение объемов медицинских услуг и услуг в сфере образования, финансируемых из бюджетов, системы социальных выплат);
2) разработать меры для обеспечения своевременной выплаты текущей заработной платы, стипендий и пособий в организациях независимо от формы собственности и источников финансирования, среди них:
усиление государственного и общественного контроля (с участием отраслевых федеральных и территориальных органов управления и соответствующих органов профсоюзных объединений и профсоюзов) за выделением и использованием средств на оплату труда, выплату стипендий и пособий из бюджетов всех уровней;
обеспечение реальной равнообязанности предпринимателя перед работниками по заработной плате и перед государством по налогам и другим обязательным платежам.
Осуществить подготовку законодательных или иных нормативных правовых актов в целях повышения ответственности работодателей и учредителей бюджетных организаций, представителей государства в акционерных обществах за обеспечение своевременной выплаты заработной платы;
3) разработать и реализовать совместную программу по сокращению задолженности по заработной плате, в том числе на основе реструктуризации долгов организаций перед бюджетом и поэтапной ликвидации системы неплатежей в экономике страны.
Разработать предложения по проведению реструктуризации задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов перед государственными внебюджетными фондами в целях обеспечения своевременной выплаты заработной платы и погашения задолженности по ней.
Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры для обеспечения погашения накопленной задолженности по заработной плате работникам учреждений бюджетной сферы, в том числе переданных в ведение органов местного самоуправления, включая задолженность этих организаций по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, не позднее первого квартала 2000 г.;
4) осуществить комплекс мер по поэтапному в течение 2000 - 2001 годов приближению минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума. В качестве первоочередных мер для обеспечения повышения минимальной оплаты труда:
освободить минимальную заработную плату от выполнения несвойственных ей функций технического норматива при определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, а также иных платежей и взносов. Содействовать ускорению принятия Федерального закона "О порядке установления размеров социальных выплат гражданам Российской Федерации", предусматривающего установление размеров социальных выплат в стоимостном выражении вне зависимости от минимального размера оплаты труда;
ввести новые принципы индексации минимальной оплаты труда, при которых ее сроки и размеры определяются на основе соотношения между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума, устанавливаемого законом о федеральном бюджете на соответствующий год, исходя из экономических возможностей бюджетов всех уровней, показателей индекса потребительских цен и уровня инфляции, динамики средней заработной платы.
Обеспечить согласование в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений параметров оплаты труда при подготовке проекта федерального бюджета на 2001 год.
8. Провести в 2000 году индексацию тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы с учетом роста потребительских цен и экономических возможностей государства.
Подготовить предложения о законодательном придании тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы статуса социальных государственных стандартов в области оплаты труда, обеспечиваемых на всей территории Российской Федерации за счет средств бюджетов всех уровней.
9. Провести в 2000 году работу по совершенствованию систем оплаты труда, включая следующие мероприятия:
завершить разработку системы тарифного регулирования заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики на основе тарифных коэффициентов, учитывающих сложность выполняемых работ и квалификацию работников. Провести подготовительную работу по включению тарифного регулирования в практику заключения коллективных договоров и соглашений;
продолжить работу по совершенствованию отраслевой и межотраслевой нормативной базы путем внесения изменений и дополнений в Единый тарифно - квалификационный справочник работ и профессий рабочих и в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
рекомендовать при формировании систем оплаты труда в организациях внебюджетного сектора экономики устанавливать размеры оплаты труда руководителя в зависимости от эффективности работы организаций и уровня средней заработной платы в организации.
10. Подготовить предложения по совершенствованию порядка исчисления среднего заработка.
11. Разработать проект федерального закона, регулирующего способы защиты работниками своих прав в случае задержки выплаты заработной платы.
12. Подготовить нормативный правовой акт об основных направлениях государственной политики в области оплаты труда.
III. Развитие рынка труда и гарантии
занятости населения
13. Отмечая, что необходимой основой для решения проблем занятости является эффективное развитие экономики, увязка мер социально - экономического развития, бюджетной и налоговой политики с мероприятиями по поддержанию занятости населения при разработке годовых и среднесрочных программ социально - экономического развития Российской Федерации Стороны считают необходимым:
1) разработать и использовать экономические рычаги в области налоговой, бюджетной и кредитной политики для обеспечения функционирования эффективно действующих рабочих мест и создания новых рабочих мест (в том числе в сфере малого и индивидуального предпринимательства), включающие в себя:
уточнение перечня налоговых льгот для организаций, вкладывающих средства в расширение производства, и для инновационно активных предприятий, реализующих отечественные наукоемкие технологии и социально ориентированные проекты;
стимулирование банков, выделяющих кредиты на развитие производства;
развитие кредитной кооперации;
2) предусмотреть в Федеральной программе содействия занятости населения на 2000 и 2001 годы активную политику занятости как приоритетное направление хозяйственной деятельности;
3) сформировать в I квартале 2000 г. отраслевые и региональные программы содействия занятости, не допуская при этом создания в организациях рабочих мест с заработной платой ниже прожиточного минимума в регионе;
4) обеспечить федеральную, отраслевые и региональные программы содействия занятости реальным финансированием и осуществлять контроль за эффективным использованием средств фонда занятости;
5) разработать в первом полугодии 2000 г. меры по предотвращению нелегального найма иностранных работников и усилению контроля за использованием иностранной рабочей силы.
14. При проведении конкурсов инвестиционных проектов считать одним из важнейших критериев их оценки создание новых рабочих мест и сохранение имеющихся.
15. При разработке отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров в обязательном порядке предусматривать меры, направленные на обеспечение занятости работников и их профессиональную подготовку, а также разработку планов развития персонала организаций.
16. Подготовить в первом полугодии 2000 г. предложения по дальнейшему совершенствованию законодательной базы в сфере занятости населения, по развитию общественных работ, предусмотрев решение вопросов временной, сезонной занятости учащихся и студентов, трудоустройства выпускников общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.
17. Подготовить в первом полугодии 2000 г. предложения по развитию системы материальной поддержки безработных граждан.
Принять меры по сокращению задолженности предыдущих лет по выплате пособий по безработице.
18. Усилить работу по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных отраслях и регионах.
Стороны ставят целью добиться предотвращения застойного характера безработицы и не допустить превышения уровня общей безработицы, рассчитанного по методике Международной организации труда, в 2000 году более 14 процентов и в 2001 году - более 13,5 процента.
IV. Социальное страхование, социальная защита,
отрасли социальной сферы
19. Стороны считают необходимым обеспечить соблюдение прав граждан Российской Федерации на социальную защиту и в этих целях обязуются:
1) определить приоритетные направления социальных реформ, последовательность подготовки необходимых законодательных и нормативных актов по их реализации;
2) укреплять систему обязательного социального страхования как одну из основных форм социальной защиты работающих граждан.
Выработать согласованные предложения по подготовке проектов федеральных законов о видах обязательного социального страхования, организациях - страховщиках в системе обязательного социального страхования (закрепления в них паритетного участия сторон в управлении внебюджетными фондами), пенсионном страховании работающих граждан и профессиональном пенсионном страховании.
Изучить возможности введения обязательного страхования на случай потери профессиональной пригодности по состоянию здоровья;
3) обеспечить ежегодное предварительное рассмотрение и согласование Сторонами предложений государственных внебюджетных фондов по тарифам страховых взносов, в том числе предложений Фонда социального страхования Российской Федерации по объемам средств, направляемых на финансирование санаторно - курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
4) не допускать консолидации средств государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете и снижения уровня социальных гарантий работающим гражданам;
5) перейти к адресной системе социальной защиты населения путем усиления адресной поддержки наименее обеспеченных слоев населения на основе единых критериев предоставления пособий по нуждаемости;
6) разработать принципы, критерии и условия предоставления социальных льгот населению, разграничив источники их финансирования, а также механизмы перехода от категорийного предоставления натуральных льгот к адресной социальной помощи;
7) обеспечить своевременную выплату текущих пенсий, ликвидацию и недопущение образования задолженности перед пенсионерами, формирование правовой базы в области реформирования пенсионной системы;
8) завершить введение персонифицированного учета в системе пенсионного обеспечения;
9) рассмотреть вопросы достаточности страховых средств для обеспечения объемов и видов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью и территориальными программами государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.
Обеспечить доступность для граждан медицинской помощи на основе введения на всей территории страны единого страхового полиса, сохранения главенствующей роли государственного и муниципального секторов здравоохранения;
10) ввести в практику заслушивания на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений 2 раза в год отчетов государственных внебюджетных фондов о поступлении и расходовании страховых средств.
20. Ежегодно при подготовке проекта федерального бюджета Российской Федерации:
предусматривать полное и своевременное выделение средств на выплату государственных пенсий, финансируемых в соответствии с действующим законодательством за счет федерального бюджета;
принимать участие в подготовке предложений об уровне и объемах финансирования гарантированных государством расходов на образование, здравоохранение, социальную защиту, молодежную политику, науку, культуру, физическую культуру и спорт.
21. Разработать согласованные предложения об упорядочении условий работы государственных и муниципальных учреждений оздоровления и отдыха, в том числе детских (условия и оплата труда работников, льготное налогообложение, порядок обеспечения путевками и т.д.). В целях их реализации подготовить соответствующие законодательные и нормативные правовые акты.
22. Способствовать становлению и развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения как составной части пенсионной системы Российской Федерации.
Рекомендовать предусматривать при заключении коллективных трудовых соглашений (договоров) условия страхования работников по негосударственному пенсионному обеспечению, формированию на базе негосударственных пенсионных фондов профессиональных (региональных) пенсионных систем.
23. Принять меры по реализации в 2000 - 2001 году законодательных актов, предусматривающих увеличение минимального размера пенсии.
V. Защита трудовых прав, охрана труда,
промышленная и экологическая безопасность
24. Рассматривая защиту трудовых прав, охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества, Стороны обязуются:
1) определить меры по формированию государственной системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, переходу к экономическому механизму, побуждающему работодателей соблюдать и обеспечивать безопасные условия и охрану труда.
Осуществлять совместный контроль и эффективное взаимодействие в области охраны труда, промышленной, экологической безопасности и здоровья.
Принимать меры по соблюдению технологической и производственной дисциплины в трудовых коллективах в целях предупреждения промышленных аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и охраны окружающей природной среды.
Обеспечивать необходимый уровень охраны труда, промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов в период проведения массовых акций протеста и забастовок;
2) развивать и совершенствовать нормативную правовую базу регулирования вопросов охраны труда для субъектов хозяйственной деятельности;
3) принять меры по реализации Федеральных законов "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Разработать механизм социальной защиты трудящихся от профессиональных рисков, включающий введение в действие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и принятие в его развитие соответствующих нормативных правовых актов.
25. Организовать обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных в рамках реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
26. Разработать и утвердить федеральную целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2005 годы, предусмотрев в ней меры по охране здоровья работающих, а также по пересмотру нормативной базы, содержащей требования по охране труда и промышленной безопасности.
27. Подготовить предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления налоговых льгот для организаций, производящих средства индивидуальной защиты.
28. Продолжить работу по внедрению статистической отчетности об уровнях травматизма, профессиональной заболеваемости.
29. Продолжить работу по формированию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, совместных комитетов (комиссий) по охране труда и внештатных инспекций государственной инспекции труда.
Подготовить предложения о возможном финансировании инспекции профсоюзов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
30. Совершенствовать систему компенсаций за работу с тяжелыми и вредными условиями труда.
31. Разработать порядок проведения социально - гигиенического мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, городских и сельских поселений.
32. Способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности в части повышения ответственности субъектов хозяйствования (организаций - природопользователей), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти за состояние окружающей среды.
VI. В области социально - экономических проблем
северных регионов России
33. В целях реализации социально - экономической политики на Севере России и конституционных прав граждан, гарантирующих качество и условия их жизни, Стороны считают необходимым:
1) доработать и принять Концепцию государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов России;
2) ежегодно при подготовке проекта федерального бюджета вырабатывать согласованные предложения об объемах финансирования федеральных целевых программ "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", "Дети Севера" и "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2010 года".
При расчетах в системе межбюджетных отношений всех уровней предусматривать выделение средств на реализацию Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" для организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней;
3) подготовить предложения о разграничении ответственности работодателей, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах социальной защиты граждан при ликвидации в районах Крайнего Севера градообразующих предприятий или населенных пунктов, переселении работников, безработных, пенсионеров, инвалидов и членов их семей;
4) подготовить предложения по регулированию миграционных потоков в районы Крайнего Севера путем разработки соответствующих нормативных правовых актов.
34. Осуществлять контроль за выделением бюджетных средств на переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
35. Продолжить работу по разработке механизма восстановления в Сберегательном банке Российской Федерации вкладов граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для использования их на приобретение жилья.
36. Подготовить предложения о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, связанных с освобождением от налогообложения части средств предприятий, направляемых на строительство и приобретение жилья для работников и членов их семей, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства в другие регионы, и стоимости жилья, предоставленного работнику за счет средств предприятия.
37. Принять меры по обеспечению своевременного завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в объемах, достаточных для нормальной жизнедеятельности населения, предприятий социальной сферы и жилищно - коммунального хозяйства.
VII. Социальное партнерство и координация
действий Сторон Соглашения
38. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства Стороны обязуются:
1) проводить трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации социально - экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально - трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения.
Правительство Российской Федерации в период действия настоящего Соглашения воздерживается от принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально - трудовые интересы работников, без предварительного обсуждения с соответствующими общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей;
2) продолжить работу по совершенствованию законодательной базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства, включающую в себя:
содействие ускорению разработки и принятия федерального закона, регламентирующего права и обязанности, а также порядок образования объединений работодателей;
внесение изменений и дополнений в трудовое, административное и уголовно - процессуальное законодательство Российской Федерации в части повышения ответственности работодателей за соблюдение законодательства о труде, об оплате и охране труда, о коллективных договорах и соглашениях, о коллективных трудовых спорах;
разработку проекта законодательного акта, определяющего правовой статус трудовых арбитров;
3) соблюдать и реализовывать достигнутые настоящим Соглашением договоренности и нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение его положений.
39. Стороны обязуются содействовать:
1) заключению и реализации региональных, территориальных, отраслевых (межотраслевых) и профессиональных тарифных соглашений и коллективных договоров;
2) регулированию социально - трудовых отношений на принципах социального партнерства в транснациональных корпорациях и в организациях с участием иностранного капитала, действующих на территории Российской Федерации;
3) образованию во всех субъектах Российской Федерации трехсторонних комиссий по регулированию социально - трудовых отношений для обеспечения коллективно - договорного регулирования социально - трудовых отношений в регионе;
4) вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению отраслевых, профессиональных, региональных соглашений и коллективных договоров;
5) созданию профсоюзных организаций на предприятиях независимо от формы собственности;
6) улучшению информационного и организационно - методического обеспечения системы социального партнерства;
7) развитию территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров, превращению их в центры обобщения и распространения опыта урегулирования коллективных трудовых споров.
40. В целях овладения формами и методами договорного регулирования социально - трудовых отношений Стороны договорились:
ввести в государственный образовательный стандарт высшего и профессионального образования курс лекций о регулировании трудовых отношений на принципах социального партнерства;
рассмотреть вопрос о частичном финансировании за счет средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений - базового научного и учебно - методического центра в сфере социально - трудовых отношений и других научных и учебно - методических профсоюзных центров.
41. Стороны признают необходимым обеспечить:
права профсоюзов и их объединений на уплату членских взносов в безналичной форме в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";
перечисление добровольных платежей и добровольных взносов одновременно с заработной платой.
42. Общероссийские объединения работодателей обеспечивают соблюдение прав и гарантии профсоюзной деятельности, не препятствование созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от их организационно - правовой формы.
43. Стороны считают необходимым рассмотреть вопрос о ратификации Российской Федерацией Конвенций МОТ согласно приложению 1.
44. Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по статистике проводят постоянный мониторинг качества и уровня жизни россиян по согласованному социальными партнерами перечню показателей и раз в полугодие информируют Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально - трудовых отношений о ситуации и тенденциях развития социально - экономических показателей согласно приложению 2.
45. В целях освещения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений и хода реализации настоящего Соглашения:
обеспечить регулярную публикацию в "Российской газете" материалов, посвященных развитию системы социального партнерства в России;
выделить эфирное время на телевидении и радио для распространения информации о деятельности указанной Комиссии, развитии системы социального партнерства и позиции Сторон по обсуждаемым на заседаниях Комиссии вопросам;
организовать издание ежемесячного информационного бюллетеня "Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений";
в 2-недельный срок после подписания настоящего Соглашения опубликовать его текст в "Российской газете".
46. Каждая из Сторон в месячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает и представляет в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально - трудовых отношений мероприятия, необходимые для реализации принятых обязательств.
47. Стороны ежеквартально информируют Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально - трудовых отношений о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных мероприятиями Сторон по реализации настоящего Соглашения.
48. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон.
49. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
50. Настоящее Соглашение заключено на 2000 - 2001 годы и действует до заключения нового соглашения.
51. Общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, не имеющие своих представителей в составе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение срока его действия.
52. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов, возникающих в области социально - трудовых и экономических отношений.
Совершено в Москве 16 декабря 1999 г. в четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.
к Генеральному соглашению
1. N 42 "О возмещении трудящимся в случаях профессиональных заболеваний" (1936 г.).
2. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1995 г.).
3. N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 г.).
4. N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках" (1974 г.).
5. N 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982 г.).
6. N 158 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя" (1982 г.).
7. N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.).
8. N 173 "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" (1992 г.).
9. N 174 "О предотвращении крупных промышленных аварий" (1993 г.).
10. N 175 "О неполном рабочем времени" (1994 г.).
11. N 179 "О найме и трудоустройстве моряков" (1996 г.).
к Генеральному соглашению
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Валовой внутренний продукт млрд. рублей Инвестиции в основной капитал в процентах к ВВП Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально - культурные мероприятия <*>: млрд. рублей в процентах к ВВП Численность постоянного населения <*> Средняя продолжительность жизни Коэффициент рождаемости Коэффициент смертности Естественный прирост (убыль) населения: тыс. человек на 1000 населения Денежные доходы в среднем на душу населения Реальные располагаемые денежные доходы Начисленная среднемесячная заработная плата: номинальная в целом по экономике по отраслям экономики реальная Просроченная задолженность по заработной плате Доля заработной платы в валовом внутреннем продукте Среднемесячный размер назначенных месячных пенсий (с учетом компенсации): номинальный, рублей реальный Прожиточный минимум в среднем на душу населения в том числе по социально - демографическим группам населения: трудоспособное население пенсионеры дети Отношение к прожиточному минимуму: среднедушевых доходов среднемесячной заработной платы среднего размера назначенной месячной пенсии Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, млн. человек Соотношение в уровнях среднедушевого дохода 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных слоев населения Индекс потребительских цен Доля расходов на питание в бюджете семьи Численность экономически активного населения (на конец периода), млн. человек Численность занятых в экономике: млн. человек в % к экономически активному населению Распределение занятого населения: по статусу <*> по отраслям экономики Общая численность безработных: тыс. человек в процентах к экономически активному населению Численность зарегистрированных безработных: млн. человек в % к экономически активному населению Число безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы занятости (на конец периода), человек Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года) Направлено на профессиональное обучение органами государственной службы занятости Число регионов с напряженной ситуацией на рынке труда Удельный вес работников, занятых в тяжелых и опасных условиях труда <*> в том числе женщин Производственный травматизм в том числе со смертельным исходом Профессиональные заболевания по основным видам
--------------------------------
Данное законодательное регулирование, которым установлена дифференциация минимального размера оплаты труда в зависимости от сферы применения и сроков, осуществлено в целях освобождения минимального размера оплаты труда от выполнения не свойственной ему функции норматива при расчетах платежей, не связанных с трудовыми отношениями, а также в целях организационно - технического обеспечения их взимания путем закрепления иного стоимостного выражения. Такое регулирование предусматривается соответствующими государственными социальными программами и Генеральным соглашением от 16 декабря 1999 года между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000 - 2001 годы (пункт 4 раздела II).
17. Настоящее Соглашение заключено на 1998 - 1999 годы и действует до заключения нового соглашения.
18. Каждая из Сторон в 2-месячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально - трудовых отношений комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления