ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 августа 2024 г. N 5-АД24-82-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу с дополнениями Ездакова Д.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Московской административной дорожной инспекции от 10 марта 2021 года N 0356043010221031002000138, решение начальника Московской административной дорожной инспекции от 2 апреля 2021 года, решение судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 5 марта 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 27 апреля 2023 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Ездакова Дениса Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением заместителя начальника Московской административной дорожной инспекции от 10 марта 2021 года N 0356043010221031002000138 Ездаков Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением начальника Московской административной дорожной инспекции от 0 2 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 5 марта 2022 года, решением судьи Московского городского суда от 27 апреля 2023 года и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2024 года, указанное постановление от 10 марта 2021 года изменено в части указания места совершения административного правонарушения как "г. Москва, Севастопольский просп., д. 24А, с. 1" вместо "г. Москва, Севастопольский просп., д. 24, к. А". В остальной части постановление по делу оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ездаков Д.А. выражает несогласие с вынесенными в его отношении актами, считая их незаконными, и ставит вопрос об отмене данных актов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы приводит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 23.79 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 12.16 этого Кодекса, в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
В силу статьи 1 Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Москвы о передаче городу Москве части федеральных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, заключенного 1 ноября 2013 года Министерство внутренних дел Российской Федерации передает, а Правительство Москвы принимает полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных на территории города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2013 года N 679-ПП "О Московской административной дорожной инспекции" в числе прочего установлено, что Московская административная дорожная инспекция (далее - МАДИ) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим привлечение лиц, совершивших административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы об административных правонарушениях, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти о передаче части их полномочий Правительству Москвы.
Частью 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 этой статьи.
Нарушение, предусмотренное частью 4 этой статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей (часть 5 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), "дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Прилегающей территорией признается территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.).
Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с разделом 3 Приложения 1 к Правилам дорожного движения, дорожный знак 3.27 "Остановка запрещена" запрещает остановку и стоянку транспортных средств. Зона действия данного знака распространяется только на ту сторону дороги, на которой он установлен, от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта, за исключением случаев, когда зона его действия ограничена другими дорожными знаками. Действие указанного дорожного знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми установлены соответствующие знаки.
В случае, если остановка или стоянка транспортного средства имела место в зоне действия дорожных знаков 3.27 "Остановка запрещена", 3.28 "Стоянка запрещена", 3.29 "Стоянка запрещена по нечетным числам месяца", 3.30 "Стоянка запрещена по четным числам месяца" или разметки, например, 1.10, 1.17, действия лица подлежат квалификации по части 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как усматривается из материалов дела, 7 марта 2021 года в 13.26 часов по адресу: г. Москва, Севастопольский просп., д. 24А, с. 1, водитель Ездаков Д.А., управляя транспортным средством "Фольксваген Пассат", государственный регистрационный знак <...>, Ездаков Д.А. преднамеренно прекратил движение транспортного средства в зоне действия дорожного знака 3.27 "Остановка запрещена", установленного совместно со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.24 "Работает эвакуатор" Приложения N 1 к Правилам дорожного движения.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом о задержании транспортного средства от 7 марта 2021 года (л.д. 27); протоколом об административном правонарушении 7 марта 2021 года (л.д. 30, оборот); схемой дислокации дорожных знаков (л.д. 31); фотоматериалом (л.д. 38 - 44, 47) и иными материалами дела, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том.
Довод жалобы о том, что действие дорожного знака 3.27 "Остановка запрещена" не распространялось на место размещения транспортного средства, безосновательны.
Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются, если иное прямо не предусмотрено Правилами дорожного движения, на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 данных Правил, - на тротуаре (пункт 12.1 Правил дорожного движения).
Действующим нормативным регулированием предусмотрен прямой запрет на остановку и стоянку транспортных средств в зоне действия запрещающего дорожного знака 3.27 на той стороне дороги (на всех ее элементах), на которой он установлен, за исключением стоянки на прилегающей территории (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2024 года N 1758-О).
Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется информационным дорожным знаком 6.4 "Парковка (парковочное место)" и линиями дорожной разметки, указанным знаком и одним из знаков дополнительной информации (табличек) 8.6.1 - 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам и мопедам в местах, обозначенных дорожным знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3 и 8.6.6 - 8.6.9 (пункт 12.2 этих Правил).
В соответствии с разъяснениями, сформулированными в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20, нарушение правил стоянки на тротуаре как элементе дороги, предназначенном для движения пешеходов и примыкающем к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенном от них газоном (пункт 12.2 ПДД РФ), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае, если остановка или стоянка транспортного средства имела место в зоне действия дорожных знаков 3.27 "Остановка запрещена", 3.28 "Стоянка запрещена", 3.29 "Стоянка запрещена по нечетным числам месяца", 3.30 "Стоянка запрещена по четным числам месяца" или разметки, например, 1.10, 1.17, действия лица подлежат квалификации по части 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая является специальной по отношению к статье 12.19 данного Кодекса.
В дело приобщена заверенная копия письменного ответа и.о. главы Управы района Черемушки города Москвы на запрос начальника МАДИ, из содержания которого следует, что в соответствии с информационной системой "Публичная кадастровая карта России" земельный участок, указанный на представленном МАДИ графическом материале (кадастровый номер 77:06:0004006:33) имеет разрешенное использование "Для общего пользования с целью эксплуатации улично-дорожной сети", в соответствии с паспортом объекта дорожного хозяйства, является тротуаром.
Таким образом, действия Ездакова Д.А., выразившиеся в преднамеренном прекращении движения (стоянке) транспортного средства на тротуаре рядом с домом по указанному выше адресу в зоне действия дорожного знака 3.27 "Остановка запрещена", установленного совместно со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.24 "Работает эвакуатор", обосновано квалифицированы по части 5 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а доводы настоящей жалобы основаны на ошибочном толковании Ездаковым Д.А. норм закона, установленные по делу обстоятельства и выводы о его виновности в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.
Приложения к Правилам дорожного движения являются их неотъемлемой частью, в связи с чем несоблюдение требований, предусмотренных Приложениями дорожных знаков и разметки, является нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации.
Событие совершенного Ездаковым Д.А. административного правонарушения описано в постановлении по делу об административном правонарушении в соответствии с диспозицией части 5 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с указанием в качестве квалифицирующего признака на нарушение требований дорожного знака 3.27 установленного совместно со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.24 "Работает эвакуатор" Приложения N 1 к Правилам дорожного движения.
Порядок и срок давности привлечения Ездакова Д.А. к административной ответственности по части 5 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Административное наказание назначено Ездакову Д.А. согласно санкции части 5 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Право на защиту при производстве по делу реализовано.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены вышестоящим должностным лицом и судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Ссылки в дополнениях к жалобе на судебные акты, вынесенные в рамках разрешения гражданского дела по иску ГКУ "АМПП" к Ездакову Д.А. о взыскании стоимости перемещения (хранения) транспортного средства, правового значения для разрешения настоящего дела об административном правонарушении не имеют и во внимание не принимаются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление заместителя начальника Московской административной дорожной инспекции от 10 марта 2021 года N 0356043010221031002000138, решение начальника Московской административной дорожной инспекции от 2 апреля 2021 года, решение судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 5 марта 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 27 апреля 2023 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Ездакова Дениса Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Ездакова Д.А. - без удовлетворения.
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
------------------------------------------------------------------