ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 апреля 2023 г. N 49-АД23-5-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Зиалетдиновой Х.Х. на вступившие в законную силу постановление судьи Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2022 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Зиалетдиновой Хакимы Хисамовны (далее - ИП Зиалетдинова Х.Х.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением судьи Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2022 года, ИП Зиалетдинова Х.Х. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 года указанные акты изменены, из этих актов исключено указание на нарушение ИП Зиалетдиновой Х.Х. требований п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в части несоблюдения физическими лицами в магазине "Маляш" социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, отсутствии в торговом зале разметки, позволяющей соблюдать расстояние между посетителями не менее 1,5 метров. В остальной части постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Зиалетдинова Х.Х. выражает несогласие с состоявшимися по делу об административном правонарушении актами и ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 указанной статьи те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCOV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан инфекций, вызванных новым коронавирусом COVID-19, указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года N УГ-111 на территории края введен режим функционирования "Повышенная готовность".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (пункт 2).
Пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного закона.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 названного закона).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
В соответствии с пунктом 4.4 указанных санитарно-эпидемиологических правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (пункт 6.1 СП 3.1.3597-20).
Из материалов дела следует, что 26 октября 2021 года в период с 16 часов 50 минут до 18 часов 00 минут должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Республике Башкортостан в Дуванском, Белокатайском, Кигинском, Мечетлинском, Салаватском районах при осмотре помещений, и находящихся там вещей и документов, по месту осуществления ИП Зиалетдиновой Х.Х. деятельности в магазине "Миляш" по адресу: Республика Башкортостан, Мечетлинский район, с. Большеустьинское, ул. Первомайская, д. 5, выявлено нарушение названным лицом в условиях введенного на территории Республики Башкортостан режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) санитарных правил и невыполнение противоэпидемических мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции, в нарушение требований пункта 1 статьи 24, пункта 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ, пунктов 4.4, 6.1 СП 3.1.3597-20, а именно: в магазине не обеспечено соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены и социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; в торговом зале отсутствуют разметка, позволяющая соблюдать расстояние между посетителями не менее 1,5 метров, оборудование по обеззараживанию воздуха; не организован дезинфекционный режим, для дезинфекции поверхностей применяется "Белизна", не обладающая вирулицидным действием; на момент осмотра не осуществлялся входной фильтр-контроль температуры тела сотрудников (последняя запись в журнале от 28 июля 2020 года).
В связи с внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 февраля 2022 года N 4 в пункт 4.4 СП 3.1.3597-20 изменениями постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 года постановление и решение предыдущих судебных инстанций изменены, из этих актов исключено указание на нарушение ИП Зиалетдиновой Х.Х. требований п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в части несоблюдения физическими лицами в магазине "Маляш" социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, отсутствии в торговом зале разметки, позволяющей соблюдать расстояние между посетителями не менее 1,5 метров. В остальной части постановление и решение оставлены без изменения.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 28 - 31), протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов с фотоматериалом (л.д. 46 - 56), видеозаписью, и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ИП Зиалетдиновой Х.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Вопреки доводам жалобы порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
По настоящему делу проверка в силу требований Федерального закона N 248-ФЗ от 31 июля 2020 года "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в отношении ИП Зиалетдиновой Х.Х. не назначалась и не проводилась. Факт нарушений был выявлен при непосредственном обнаружении, при осуществлении уполномоченным органом исполнения возложенных в силу закона обязанностей, явилось основанием для составления протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении, а также протоколы, отражающие применение мер обеспечения производства по делу составлены уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 27.12, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существенных недостатков, влекущих признание их недопустимыми доказательствами, не имеют.
Иные доводы жалобы правовых аргументов, могущих служить основанием для отмены или изменения принятых судебных актов, не содержат.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление судьи Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2022 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 года, вынесенные в отношении ИП Зиалетдиновой Хакимы Хисамовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Зиалетдиновой Х.Х. - без удовлетворения.
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
------------------------------------------------------------------