ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 4 марта 2024 г. N 74-АД24-1-К9
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу адвоката Шоназарова Х.Ф., действующего на основании ордера в защиту Курманбаева А.К., на вступившие в законную силу постановление судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2022 года и постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 мая 2023 года, вынесенные в отношении гражданина Киргизской Республики Курманбаева Аксубая Кубанычовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2022 года и постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 мая 2023 года, гражданин Киргизской Республики Курманбаев А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Шоназаров Х.Ф. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении Курманбаева А.К. судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы приводит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Курманбаева А.К. к административной ответственности) административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 23 августа 2022 года в ходе проверки документов инспектором отделения по вопросам миграции ОМВД России по Алданскому району Республики Саха (Якутия) установлено, что гражданин Киргизской Республики Курманбаев А.К. в нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания - по 18 июня 2022 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении иностранного гражданина Курманбаева А.К. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его привлечения к административной ответственности по названной норме постановлением судьи районного суда, с которым согласились вышестоящие судебные инстанции.
Вместе с тем при вынесении обжалуемых судебных актов судами не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, свидетельствующие, в частности, о наличии события административного правонарушения, а также устанавливается лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность.
О совершении административного правонарушения по общему правилу составляется протокол об административном правонарушении, который должен соответствовать требованиям, установленным положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.
К событию административного правонарушения относятся время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
Для решения вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо установить, имеются ли законные основания временного проживания (пребывания) иностранного лица на территории Российской Федерации.
Для указанных целей проверке подлежит наличие у иностранного гражданина документа, подтверждающего его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также наличие в силу действующего национального законодательства самого права иностранного гражданина пребывать на территории Российской Федерации на определенную дату.
Согласно материалам дела гражданин Киргизской Республики Курманбаев А.К. прибыл на территорию Российской Федерации 06 июня 2016 года, поставлен на миграционный учет по адресу: <...>, срок регистрации с 23 сентября 2021 года по 18 июня 2022 года.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364) приостановлено с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерации временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 1253-р утвержден Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение, в который в соответствии с изменениями, внесенными распоряжением Правительства России от 06 июня 2022 года N 1465-Р, с 6 июня 2022 года включена Киргизская Республика.
Таким образом, в силу Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 течение срока временного пребывания Курманбаева А.К. на территории Российской Федерации приостановилось до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерации временных ограничений на транспортное сообщение с Киргизской Республикой и на момент составления протокола об административном правонарушении - 24 августа 2022 года, и его привлечения 25 августа 2022 года к административной ответственности за уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания - 18 июня 2022 года, срок временного пребывания Курманбаева А.К. на территории Российской Федерации не истек.
Между тем вопрос о том, подпадает ли пребывание Курманбаева А.К. на территории Российской Федерации под действие Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364, судьей районного суда не разрешался и не исследовался, что свидетельствует о том, что в ходе производства по данному делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены.
Оспаривая законность привлечения Курманбаева А.К. к административной ответственности, установленной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник Шоназаров Х.Ф. в числе прочего последовательно указывал на необоснованное неприменение в рассматриваемом случае положений Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364.
Отклоняя приведенный довод, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) указал на то, что положения Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 не распространяются на случаи истечения срока действия паспорта иностранного гражданина.
Между тем проживание на территории Российской Федерации по удостоверяющему личность иностранного гражданина документу с истекшим сроком действия Курманбаеву А.К. не вменялось.
Кроме того, со ссылкой на названный Указ судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) пришел к выводу о том, что поскольку транспортное сообщение с Киргизской Республикой открыто 06 июня 2022 года, то Курманбаев А.К. имел возможность с означенной даты вылететь в Киргизию.
Однако данные выводы судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия), с которыми согласился судья кассационной инстанции, сделаны без учета положений подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364, которыми установлено, что течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства, а также сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, приостанавливается с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерации временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством. Как отмечено выше, Курманбаев А.К. поставлен на миграционный учет на срок с 23 сентября 2021 года по 18 июня 2022 года.
Изложенное свидетельствует о том, что доводы о наличии у Курманбаева А.К. права находиться на территории Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 нижестоящими судами надлежаще не проверен.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях, а потому состоявшиеся по настоящему делу судебные акты законными признать нельзя, ввиду чего они подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно частям 1, 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, составляет один год со дня обнаружения административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Курманбаева А.К. дела об административном правонарушении, имели место 23 августа 2022 года, следовательно, срок давности привлечения названного лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по данному делу истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2022 года и постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 мая 2023 года, вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 сентября 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу защитника Шоназарова Х.Ф. удовлетворить частично.
Постановление судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2022 года и постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 мая 2023 года, вынесенные в отношении гражданина Киргизской Республики Курманбаева Аксубая Кубанычовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
------------------------------------------------------------------