ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 апреля 2023 г. N 31-АД23-2-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Ксенофонтовой Светланы Витальевны на вступившие в законную силу постановление административной комиссии городской административной комиссии г. Чебоксары от 28 сентября 2021 г. N 4-21-2712, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 января 2022 г. N 12-79/2022 (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 3 марта 2022 г. N 21-124/2022 и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 мая 2022 г. N 16-3154/2022, вынесенные в отношении Ксенофонтовой Светланы Витальевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике",
постановлением административной комиссии городской административной комиссии г. Чебоксары от 28 сентября 2021 г. N 4-21-2712, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 января 2022 г. N 12-79/2022, решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 3 марта 2022 г. N 21-124/2022 и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 мая 2022 г. N 16-3154/2022, Ксенофонтова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ксенофонтова С.В. просит об отмене постановления административной комиссии и судебных актов, вынесенных в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5.3.1.13 Правил благоустройства территории г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2017 г. N 1006 (далее - Правила благоустройства территории г. Чебоксары) на озелененных территориях, занятых травянистыми растениями (включая газоны, цветники и иные территории), в том числе на детских и спортивных площадках, площадках для выгула и дрессировки собак, запрещается размещение вне зависимости от времени года транспортных средств, в том числе частей разукомплектованных транспортных средств, транспортных средств, имеющих признаки брошенных транспортных средств, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращения и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционированием объектов жизнеобеспечения населения.
Согласно части 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" размещение транспортных средств на озелененных территориях (газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями), на детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, расположенных в границах населенных пунктов, в нарушение требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Чувашской Республики, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей.
Частью 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как усматривается из материалов дела, 15 сентября 2021 г. в 07 часов 01 минуту на озелененной территории возле д. 15 по просп. 9-й Пятилетки в г. Чебоксары Чувашской Республики в нарушение пункта 5.3.1.13 Правил благоустройства территории г. Чебоксары выявлен факт размещения транспортного средства "Chevrolet KL1T Aveo", государственный регистрационный знак <...>, собственником которого является Ксенофонтова С.В.
Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства "Дозор М" (идентификатор N А689, свидетельство о поверке N 0160862, поверка действительна до 14 сентября 2022 г.), имеющего функцию фотосъемки (л.д. 27, 73 - 74).
Согласно материалам дела данное специальное техническое средство размещено в установленном порядке на транспортном средстве, движущемся по маршруту, утвержденному приказом муниципального казенного учреждения "Земельное управление" муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики от 1 июля 2021 г. N 41/1 "Об утверждении маршрута фиксации на специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением согласно статьям 10.5 и 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (л.д. 66 - 67).
Как обоснованно отмечено в обжалуемых актах, указание в постановлении административной комиссии на ранее действовавший приказ данного учреждения от 1 февраля 2021 г. N 8 и содержащий сведения, не противоречащие названному выше приказу, не свидетельствует о том, что патрулирование в момент фиксации правонарушения являлось незаконным и полученные при этом доказательства недопустимы.
Представленные по запросу суда в материалы дела руководство по эксплуатации БТКП 402169.001 РЭ и паспорт БТКП 402169.001 ПС программно-аппаратного комплекса измерения интервалов времени и координат с фото- и видеофиксацией "Дозор М" N А689, свидетельство о поверке N 0160862 (л.д. 48 - 64) подтверждают работу специального технического средства, размещенного на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, в автоматическом режиме - осуществление им без какого-либо непосредственного воздействия на него человека фиксации в зоне своего обзора (контроля) всех административных правонарушений в сфере благоустройства (автоматической фиксации транспортных средств на озелененной территории), для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Фотоматериал и перечисленные документы исследованы в рамках судебного разбирательства и получили надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что не имеется необходимой совокупности доказательств, подтверждающих вину Ксенофонтовой С.В., и об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения не основаны на материалах дела. Вопреки утверждению заявителя фотоматериал и перечисленные выше документы объективно свидетельствуют о том, что она в нарушение пункта 5.3.1.13 Правил благоустройства территории г. Чебоксары разместила транспортное средство на озелененной территории (газоне), что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Изложенный в обжалуемых актах вывод о наличии в деянии Ксенофонтовой С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления по делу об административном правонарушении выполнены, установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса, в том числе и место совершения административного правонарушения.
Сведения, полученные с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, в том числе о месте совершения административного правонарушения, содержатся в фотоматериале и отражены в принятых по делу актах.
Постановление административной комиссии по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оформлено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью председателя административной комиссии, его копия изготовлена путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе. Сведения об электронной цифровой подписи, ее владельце и сроке действия, удостоверяющем центре (БУ "Центр информационных технологий" Мининформполитики Чувашии), в постановлении отражены. Утверждение заявителя о том, что постановление не подписано, противоречит материалам дела.
Постановление административной комиссии и судебные решения соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержат необходимые сведения, которые должны быть отражены в них в силу указанных норм, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения. Событие административного правонарушения описано в означенных актах с учетом диспозиции части 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" и с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
Довод жалобы о необходимости применения положений части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основано на неверном толковании заявителем указанной нормы.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, и не ставят под сомнение их законность.
Несогласие заявителя с оценкой установленных административной комиссией и судебными инстанциями обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Назначение Ксенофонтовой С.В. наказания в виде административного штрафа основано на данных, подтверждающих необходимость применения к ней указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для изменения вида назначенного административного наказания не имеется.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, предусмотренном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Вместе с тем имеются основания для их изменения.
Из материалов дела усматривается, что в постановлении судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 мая 2022 г. неверно указана дата вынесения решения судьи Верховного Суда Чувашской Республики - 3 февраля 2022 г. вместо 3 марта 2022 г.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 мая 2022 г. N 16-3154/2022, вынесенное в отношении Ксенофонтовой С.В. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит изменению путем указания в его вводной, мотивировочной и резолютивной частях даты вынесения решения судьи Верховного Суда Чувашской Республики 3 марта 2022 г. вместо 3 февраля 2022 г.
В остальной части данный акт, а также постановление административной комиссии городской административной комиссии г. Чебоксары от 28 сентября 2021 г. N 4-21-2712, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 января 2022 г. N 12-79/2022, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 3 марта 2022 г. N 21-124/2022, вынесенные в отношении Ксенофонтовой С.В. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 мая 2022 г. N 16-3154/2022, вынесенное в отношении Ксенофонтовой С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", изменить, указав в его вводной, мотивировочной и резолютивной частях дату вынесения решения судьи Верховного Суда Чувашской Республики 3 марта 2022 г. вместо 3 февраля 2022 г.
В остальной части данный акт, а также постановление административной комиссии городской административной комиссии г. Чебоксары от 28 сентября 2021 г. N 4-21-2712, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 января 2022 г. N 12-79/2022, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 3 марта 2022 г. N 21-124/2022, вынесенные в отношении Ксенофонтовой С.В. по настоящему делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу Ксенофонтовой С.В. - без удовлетворения.
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
------------------------------------------------------------------