ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 мая 2025 г. N 3
О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации".
2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заместителю Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателю Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации В.А. Давыдову.
Российской Федерации
И.Л.ПОДНОСОВА
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.МОМОТОВ
Российской Федерации
в Уголовный кодекс Российской Федерации
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 50, ст. 4848; 2010, N 21, ст. 2525; 2011, N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1166; 2013, N 48, ст. 6165; 2017, N 1, ст. 32; 2018, N 28, ст. 4150; N 53, ст. 8495) следующие изменения:
1) в части первой статьи 56 слова "за исключением преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 настоящего Кодекса," исключить;
2) в части третьей.2 статьи 72 слова "частями второй и третьей статьи 228," исключить;
3) в части первой статьи 82.1 слова "частью первой статьи 228" заменить словами "частями первой и второй статьи 228";
4) в статье 228:
а) в абзаце втором части второй слова "от трех до десяти" заменить словами "до пяти";
б) в абзаце втором части третьей слова "от десяти до пятнадцати" заменить словами "до десяти".
Российской Федерации
В.В.ПУТИН
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 января 2024 года N Пр-64 по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 4 декабря 2023 года, и обусловлен необходимостью дополнительной индивидуализации ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также растений и их частей, содержащих наркотические средства и психотропные вещества (далее соответственно - наркопреступления, наркотические средства, наркотики).
Согласно данным статистики <*>, в 2019 - 2024 годах количество осужденных по статьям 228 - 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также - УК РФ) за незаконный оборот наркотиков составляло заметную долю - 13% от числа всех осужденных. В 2024 году за наркопреступления осуждено 69 921 лицо.
--------------------------------
<*> Здесь и далее приведены данные судебной статистики, ведение которой относится к компетенции Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Статистические данные о результатах рассмотрения судами конкретных категорий дел размещены на сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://cdep.ru).
В деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, часто вовлекаются молодые люди, в том числе несовершеннолетние. Из числа осужденных в 2024 году за наркопреступления 33,8% лиц относились к возрастной группе от 18 до 29 лет, 1,8% лиц на момент совершения преступления не достигли совершеннолетия.
Принятые в течение последних двух десятилетий изменения уголовно-правовых норм о незаконном обороте наркотиков были направлены на усиление ответственности, в том числе на ужесточение санкций и уголовно-правовых последствий судимости. Однако проведенный Верховным Судом Российской Федерации анализ судебной практики позволяет сделать вывод об объективной необходимости более взвешенного подхода законодателя к избранию мер ответственности за такие деяния, если они не связаны со сбытом наркотиков. В связи с этим представляется важным в рамках реализации современной уголовной политики обеспечить дальнейшее расширение средств дифференциации ответственности и индивидуализации наказания, для чего законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений в ряд статей Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, предлагается исключить из части 1 статьи 56 УК РФ ссылку на часть 1 статьи 228, часть 1 статьи 231 и статью 233 УК РФ, распространив на осужденных за указанные в них преступления небольшой тяжести общее правило, установленное в названной статье Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.
На таких осужденных, больных наркоманией, которым назначены не связанные с лишением свободы наказания, суд в силу статьи 72.1 УК РФ будет вправе возложить обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию, что в полной мере согласуется с задачами, сформулированными в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733 (далее - Стратегия государственной антинаркотической политики).
Из части 3.2 статьи 72 УК РФ предлагается исключить указание на части 2 и 3 статьи 228 УК РФ. Это позволит применять к осужденным за наркопреступления, не связанные со сбытом наркотиков, общие правила зачета срока содержания под стражей в срок наказания с учетом того, что характер общественной опасности таких деяний в значительной мере отличается от характера общественной опасности иных преступлений, указанных в части 3.2 статьи 72 УК РФ.
Предложение о распространении на впервые осужденных по части 2 статьи 228 УК РФ действия статьи 82.1 УК РФ, согласно которой в отношении осужденного, признанного больным наркоманией, суд вправе применить отсрочку отбывания наказания в виде лишения свободы для его лечения и реабилитации, основано на результатах анализа правоприменительной практики в отношении наркозависимых лиц.
Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков без цели их сбыта зачастую совершают нуждающиеся в лечении наркозависимые лица (именно их заболевание является фактором, побуждающим к совершению преступления). Предоставление таким осужденным возможности пройти лечение от наркомании станет одним из важных средств ресоциализации личности и профилактики совершения повторных преступлений.
Деяния, ответственность за которые установлена статьей 228 УК РФ, - наиболее распространенные (73%) среди всех преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В 2024 году за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотиков без цели сбыта, то есть для личного потребления, осуждено 50 802 лица.
За данное преступление санкциями статьи 228 УК РФ предусмотрены длительные сроки лишения свободы, в том числе до 15 лет. Между тем анализ судебной практики указывает на излишнюю суровость этой нормы, тем более что субъекты таких преступлений - потребляющие наркотические средства лица, зачастую нуждающиеся в лечении от наркомании. На избыточность санкций обращают внимание члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной палаты Российской Федерации, правозащитники, а также суды.
За незаконный оборот наркотических средств в крупном размере без цели сбыта, для личного потребления, санкция части 2 статьи 228 УК РФ в действующей редакции предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.
Данные статистики показывают, что за указанное преступление реальное лишение свободы назначается только трети осужденных (в 2024 году - 6 245 лицам из 18 864 осужденных по части 2 статьи 228 УК РФ), при этом максимальные сроки лишения свободы судами назначаются крайне редко. Наказание на срок свыше 5 и до 8 лет назначено 2,0% осужденных за это преступление к реальному лишению свободы (124 лицам), на срок свыше 8 лет - 0,1% (9 лицам), тогда как на сроки до 3 лет (менее нижнего предела санкции, в том числе с применением статьи 64 УК РФ) наказание назначено 49,2% осужденных к реальному лишению свободы.
Между тем преступление, предусмотренное частью 2 статьи 228 УК РФ, в силу положений статьи 15 УК РФ и верхнего предела наказания в виде лишения свободы, установленного в санкции, является тяжким, что влечет соответствующие уголовно-правовые последствия судимости для всех лиц, осужденных по указанной статье, в том числе для тех, которым лишение свободы не назначалось.
Подобное положение свидетельствует о невостребованности и явной избыточности санкции части 2 статьи 228 УК РФ и необходимости ее корректировки в сторону уменьшения.
За преступление, предусмотренное частью 3 статьи 228 УК РФ, в настоящее время установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет. Столь суровые меры ответственности и отнесение деяния к категории особо тяжких преступлений также не востребованы в судебной практике и ограничивают возможность индивидуализации наказания с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности подсудимого. Так, в 2024 году по части 3 статьи 228 УК РФ осуждено всего 85 лиц, из них наказание в виде лишения свободы на сроки свыше 10 лет назначено лишь 8 осужденным, в остальных случаях сроки лишения свободы не превышали 10 лет, в том числе 36 осужденным наказание назначено на сроки от 3 до 8 лет.
Выявленные тенденции свидетельствуют о том, что рамки указанных санкций не соответствуют устанавливаемой судами степени общественной опасности каждого преступления.
Законопроектом предлагается установить в санкции части 2 статьи 228 УК РФ наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, а в санкции части 3 этой статьи - до 10 лет без указания нижних пределов санкций. Предлагаемая корректировка санкций и изменение категорий данных преступлений позволят решить обозначенную проблему так, чтобы назначение наказания наиболее полно отвечало целям, указанным в статьях 2 и 43 УК РФ.
Таким образом, законопроект, не предусматривая кардинальной либерализации уголовно-правовой политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, снижает избыточную репрессию имеющихся норм в отношении ограниченного числа вовлеченных в совершение преступлений лиц, в том числе больных наркоманией, молодежи, и направлен на гармонизацию действующего уголовно-правового регулирования указанных общественных отношений. Принятие этой законодательной инициативы обеспечит правоприменителю возможность дифференциации ответственности с учетом всех, в том числе социально значимых, факторов в соответствии с действующими положениями Стратегии государственной антинаркотической политики.
законов Российской Федерации и законов РСФСР,
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных
нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
------------------------------------------------------------------