ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 ноября 2020 г. N 302-ЭС20-18609
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационные жалобы Министерства финансов Забайкальского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.08.2020 по делу N А78-5127/2019 Арбитражного суда Забайкальского края
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество) к Министерству территориального развития Забайкальского края (определением суда от 03.12.2019 заменено на правопреемника - Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края; далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в сумме 61 386 221 рубль 76 копеек, о возложении обязанности рассмотреть заявление общества N 1735/ЗабДТВ от 28.12.2018 в соответствии с требованиями Порядка предоставления в 2016-2018 годах субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 30.10.2015 N 544 (далее - Порядок N 544), о взыскании 3000 рублей государственной пошлины,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: Министерства финансов Забайкальского края (далее - Минфин России),
решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15.07.2019, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.08.2020 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, министерство и Минфин России просят отменить постановление суда округа, ссылаясь на существенное нарушение норм права, и отказать в удовлетворении требований общества.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационных жалоб и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, общество 28.12.2018 направило в министерство заявки на получение 61 386 221 рубля 76 копеек недополученных доходов, из которых: 50 383 000 рублей 65 копеек доходов, вызванных государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение за период 2016-2017 годы; 11 003 221 рубль 11 копеек доходов, вызванных применением для группы потребителей "Население" нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления тепловой энергии, отпускаемой от объектов общества, со ссылкой на поквартальную разбивку объема недополученных доходов в разрезе кварталов 2016 - 2017 годов.
Министерство 24.01.2019 отказало обществу в предоставлении субсидии на основании подпункта 4 пункта 17 Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25.10.2018 N 457 (далее - Порядок N 457), ввиду несоответствия ресурсоснабжающей организации категориям получателей субсидий и требованиям, установленным пунктами 3, 5, 6 названного Порядка.
Считая отказ в предоставлении субсидий незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что отказ министерства в предоставлении субсидий является законным, не нарушает права и законные интересы общества, при этом заявителем избран неверный способ защиты гражданских прав.
Суды указали на несоблюдение обществом срока подачи заявок на предоставление субсидий (выпадающие доходы заявителя сформированы за 2016-2017 годы) в 2018 году; распределение субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) и передачей тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и водоотведением на основании распоряжения Правительства Забайкальского края N 526-р от 25.12.2018 до подачи обществом заявок; правомерность рассмотрения заявок в соответствии с Порядком N 457, регулирующим порядок предоставления субсидий с 01.01.2019; исключение общества из категорий получателей субсидий в силу пункта 1 Порядка N 457 ввиду наличия единственного учредителя - Российской Федерации.
Отменяя судебные акты судов нижестоящих инстанций и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции, не принимая какого-либо решения по существу спора, указал на необходимость исследования судом имеющих значение для правильного рассмотрения дела обстоятельств с учетом подлежащих применению норм материального права и проверки доводов сторон.
Суд округа действовал в пределах полномочий, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязав суд первой инстанции исследовать существенные обстоятельства для правильного разрешения спора.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, основаны на ошибочном применении положений законодательства, не подтверждают нарушения норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда округа.
При новом рассмотрении дела заявители жалоб не лишены возможности изложить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, представить соответствующие доказательства, а также иными способами обосновать свою позицию по настоящему спору.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для передачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
отказать Министерству финансов Забайкальского края и Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
М.К.АНТОНОВА
------------------------------------------------------------------