ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 июня 2018 г. N 16-АПГ18-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании недействующим решения Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 23 января 2017 г. N 35/222 "О внесении изменений в решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 3 ноября 2011 г. N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского района", по апелляционной жалобе Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 14 марта 2018 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия решения Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 23 января 2017 г. N 35/222 "О внесении изменений в решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 03 ноября 2011 г. N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского района".
По мнению административного истца, оспариваемое решение в части установления коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земельного специального назначения (Кдпр) в размере "1" "для иных объектов" противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, имеющим большую юридическую силу.
Решением Волгоградского областного суда от 14 марта 2018 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Среднеахтубинская районная Дума Волгоградской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и прокуратурой Волгоградской области представлены возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Администрации Среднеахтубинского муниципального района, ООО "СпецВодСтрой" и прокуратуры Волгоградской области в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К числу таких принципов относится, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок расчета арендной платы).
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка расчета арендной платы за пользование земельными участками в случаях, не указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, арендная плата рассчитывается в соответствии с разделами 2, 3 настоящего Порядка с учетом, в том числе: коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земельного специального назначения (Кдпр), который устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, по согласованию с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 4 и не может быть ниже 1.
В силу пункта 15 Приложения N 4 к Порядку расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, значение Кдпр подлежит определению, в том числе, и для иных объектов.
Во исполнение пункта 1.6 постановления Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п Среднеахтубинская районная Дума Волгоградской области решением от 3 ноября 2011 г. N 28/174 в пункте 15 приложения N 3 к решению установила Кдпр "для иных объектов" в размере 100.
Решением Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 23 января 2017 г. N 35/222 "О внесении изменений в решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 3 ноября 2011 г. N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского района" пункт 15 "иные объекты" приложения N 3 к решению с 24 января 2017 г. N 28/174 признан утратившим силу.
В результате принятого решения значение коэффициента Кдпр для "иных объектов" не урегулировано нормативно, и фактически уменьшилось со значения "100" до значения "1".
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, при проверке законности оспариваемого нормативного правового акта установил, что фактическое определение коэффициента Кдпр равным "1" не отвечает принципу экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Доказательств того, что административным органом определялась доходность земельных участков с учетом их местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, материалы дела не содержат.
Кроме того, в нарушение пунктов 1.6, 3 постановления Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п (в редакции от 20 марта 2017 г.) коэффициент дифференциации равный "1" не согласован с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Каких-либо новых доказательств, свидетельствующих о том, что коэффициент дифференциации определен административным ответчиком исходя из принципа экономической обоснованности, в материалы дела не представлено.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о прекращении производства по настоящему делу в связи с наличием вступившего в законную силу определения Волгоградского областного суда от 26 января 2017 г., согласно которому прекращено производство по административному делу N 3а-29/2017 по административному исковому заявлению ООО "СпецВодСтрой" об оспаривании решения Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 3 ноября 2011 г. N 28/174, является несостоятельным, поскольку при рассмотрении указанного дела на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу подлежал проверки именно оспариваемый по заявлению ООО "СпецВодСтрой" нормативный акт (решения Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 3 ноября 2011 г. N 28/174), а не нормативный правовой акт, являющийся предметом настоящего спора.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Волгоградского областного суда от 14 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Среднеахтубинской районной Думы - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------