Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2021 N 309-ЭС20-11566 по делу N А60-27425/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 января 2021 г. N 309-ЭС20-11566

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трейд-Фарм" (далее - общество "Трейд-Фарм") на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.06.2020 по делу N А60-27425/2019 Арбитражного суда Свердловской области

по заявлениям, объединенным в одно производство, общества с ограниченной ответственностью "Альфа Фарм" (далее - общество "Альфа Фарм") и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная станция переливания крови" (далее - ГБУЗ СО "ОСПК", учреждение) о признании недействительными пунктов 1, 2 решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 17.04.2019 N 08-16/4-2018, а также о признании незаконным и отмене постановления от 21.06.2019 N 066/04/14.32-865/2019 о привлечении ГБУЗ СО "ОСПК" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 4 852 936, 99 рублей,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества "Трейд-Фарм", Министерства здравоохранения Свердловской области (далее - министерство), акционерного общества "НПО Микроген" (далее - общество "НПО Микроген"),

установила:

решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.09.2019, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019, в удовлетворении требований о признании незаконными решения и предписания управления отказано; постановление о назначении административного наказания изменено в части назначения такого наказания в виде штрафа в размере, превышающем 2 426 468, 50 рублей.

Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 03.06.2020 решение и постановление судов изменил, а именно, признал недействительными пункт 2 решения управления и предписание от 17.04.2019 по делу N 08-16/4-2018; в остальной части судебные акты оставлены без изменения.

В кассационной жалобе общество "Трейд Фарм" просит отменить постановление суда кассационной инстанции в части признания недействительным пункта 2 решения и предписания антимонопольного органа, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Заявитель жалобы полагает, что судом кассационной инстанции дано неверное толкование подпункта "е" пункта 6 части 1 статьи 23, подпункта "к" пункта 2 части 1 статьи 23 статей 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) во взаимосвязи с вынесенными Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) разъяснениями, изложенными в письмах от 16.02.2011 N ИА/5123 и от 08.07.2016 N ИА/46433/16, а также в пункте 13 Обзора практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года), утвержденного протоколом Президиума ФАС России.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и материалов дела, истребованного из Арбитражного суда Свердловской области, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Оспариваемым решением антимонопольного органа в действиях ГБУЗ СО "ОСПК" и общества "Альфа Фарм" выявлены нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Нарушения выразились в достижении названными лицами ограничивающего конкуренцию устного соглашения, исполнение которого привело к получению данным обществом преимуществ при участии в закупочных процедурах на поставку спорного препарата и созданию хозяйствующим субъектам-конкурентам препятствий к доступу на соответствующий рынок (пункт 1 оспариваемого решения).

Согласно выданному на основании пункта 2 решения управления предписанию от 17.04.2019 обществу "Альфа Фарм" предложено перечислить в федеральный бюджет доход в размере 172 783 050, 24 рублей, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства и составляющий суммарный объем полученных денежных средств в результате предоставленных скидок.

Также на основании решения от 17.04.2019 постановлением антимонопольного органа ГБУЗ СО "ОСПК" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Несогласие с названными ненормативными актами послужило основанием для оспаривания их в судебном порядке.

Суды, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", КоАП РФ, при оценке представленных доказательств и обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи признали доказанными выводы антимонопольного органа, изложенные в пункте 1 оспариваемого решения, о заключении между ГБУЗ СО "ОСПК" и обществом "Альфа Фарм" ограничивающего конкуренцию устного соглашения.

Установив, что антиконкурентное соглашение повлекло увеличение дохода общества "Альфа Фарм" путем получения скидок при покупке иммуноглобулина против клещевого энцефалита, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 51 Закона защите конкуренции, пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что полученная скидка представляет собой доход, полученный в результате выявленного нарушения и подлежит принудительному изъятию в бюджет.

Признавая пункт 2 решения и предписание антимонопольного органа недействительными, суд округа исходил из того, что при определении санкции за административное правонарушение антимонопольный орган не учел официальные разъяснения и позицию ФАС России, из которых следует, что предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выдается только в том случае, когда не представляется возможным рассчитать административный штраф исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

Поскольку в решении антимонопольного органа не приводилось доказательств невозможности исчисления штрафа с учетом совокупного размера суммы выручки правонарушителей от реализации всех товаров (работ, услуг), возложение на общество "Альфа Фарм" обязанности по перечислению в бюджет является неправомерным.

Меры административной ответственности применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом правила их применения устанавливаются законодательно и не могут произвольно определяться административным органом без четкого указания порядка применения такой санкции в нормативном акте.

Позиция суда кассационной инстанции о необходимости применения в спорной ситуации разъяснений ФАС России направлена достижение соответствующих целей и задач административного наказания, предусмотренных статьями 1.2 и 3.1 КоАП РФ.

На основании изложенного доводы кассационной жалобы общества "Трейд Фарм" не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и (или) процессуального права, и не могут являться основанием для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Одновременно с кассационной жалобой обществом "Трейд Фарм" заявлено ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности положений подпункта "к" пункта 2 части 1 статьи 23 и части 3 статьи 51 Закона о защите конкуренции в том смысле, который им придается правоприменительной практикой (письмами от 08.07.2016 N ИА/46433/16 и от 16.02.2011 N ИА/5123, пунктом 13 Обзора практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России, утвержденного протоколом Президиума ФАС России).

Согласно части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.

В соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

В силу указанных норм обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона является правом арбитражного суда в случае возникновения у него сомнений в соответствии примененного или подлежащего применению закона Конституции Российской Федерации.

В данном случае предусмотренных названными нормами оснований для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации не усматривается.

Руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать обществу с ограниченной ответственностью "Трейд Фарм" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Т.В.ЗАВЬЯЛОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления