Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2024 N 307-ЭС24-11027 по делу N А56-9935/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 августа 2024 г. N 307-ЭС24-11027

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и общества с ограниченной ответственностью "УНР-398" на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2024 по делу N А56-9935/2023 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

по заявлению Некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 08.11.2022 N 78/26076/22,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "УНР-398",

установила:

Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - антимонопольный орган, управление) от 08.11.2022 N 78/26076/22 (далее - предупреждение).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УНР-398" (далее - ООО "УНР-398", общество, подрядчик).

Решением суда первой инстанции от 19.07.2023 в удовлетворении заявленного фондом требования отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области оставлено без изменения.

Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 27.03.2024 указанные судебные акты отменил, требование фонда удовлетворил, признав недействительным оспариваемое предупреждение антимонопольного органа.

Антимонопольный орган и ООО "УНР-398" обратились в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационными жалобами, ставя вопрос об отмене принятого по делу постановления суда кассационной инстанции в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При изучении доводов жалоб управления и общества по материалам дела, истребованного из Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, установлены основания для передачи кассационных жалоб с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между фондом и ООО "УНР-398" посредством проведения электронных процедур заключены договоры от 12.03.2021 N 4-298/А/КР/2021, от 23.04.2021 N 18-245/А/КР/2021 и от 08.06.2021 N 1-330/А/КР/2021 на выполнение капитального ремонта крыш многоквартирных домов в Санкт-Петербурге.

Уведомлениями от 17.01.2022 N 2-1451/22, от 21.01.2022 N 2-2479/22, от 21.01.2022 N 2-2478/22 фонд в одностороннем порядке отказался от исполнения названных договоров, сославшись на нарушение подрядчиком начальных сроков выполнения работ более чем на 5 дней.

При этом фонд провел аукционы и заключил договоры подряда от 20.04.2022 и от 29.04.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту крыш многоквартирных домов в отношении тех же объектов с обществами с ограниченной ответственностью "ТВК-Инжиниринг" и "СК Ренова".

Общество, посчитав действия фонда незаконными, обратилось в антимонопольный орган с соответствующей жалобой, по результатам рассмотрения которой управление установило наличие в действиях фонда признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ), в связи с чем вынесло предупреждение о необходимости устранения последствий действий, содержащих признаки нарушения положений данной нормы Закона, путем отзыва соответствующих односторонних отказов от договоров.

Отказывая в удовлетворении заявленного фондом требования, суды первой и апелляционной инстанций основывали свои выводы на положениях статей 15, 39.1 Закона о защите конкуренции, постановлении Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - постановление Правительства N 615), и пришли к выводу о законности вынесенного антимонопольным органом в адрес фонда предупреждения ввиду наличия в его действиях признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.

Суд кассационной инстанции не согласился с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций и исходил из следующего.

Фонд создан Правительством Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 765 "О создании некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - постановление N 765), является юридическим лицом, созданным в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (МКД), расположенных на территории Санкт-Петербурга, за счет взносов на капитальный ремонт МКД собственников помещений, а также средств областного бюджета и иных не запрещенных бюджетным законодательством Российской Федерации источников.

Исходя из правового положения регионального оператора фонд осуществляет аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора, исполняет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту, производит финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД в пределах средств этих фондов с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

В целях выполнения возложенных функций региональным оператором производятся закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном постановлением N 615 (часть 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).

На основании анализа приведенных правовых норм суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что фонд не является органом исполнительной власти и не осуществляет функции указанных органов, следовательно, не может быть признан субъектом ответственности по статье 15 Закона о защите конкуренции.

Привлечение подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД в соответствии с постановлением Правительства N 615 с проведением конкурентных способов определения подрядной организации, вопреки утверждению антимонопольного органа, по мнению суда округа не свидетельствует о наделении фонда властными полномочиями.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для принятия мер антимонопольного реагирования в виде вынесения предупреждения в связи с установлением признаков нарушения запрета, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.

Выражая несогласие с принятым по делу постановлением суда округа, заявители кассационных жалоб приводят следующее обоснование своей позиции по данному делу.

В соответствии с пунктом 117 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Закон N 414-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится осуществление регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор.

На основании части 1 статьи 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональные фонды капитального ремонта многоквартирных домов осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории субъектов Российской Федерации в рамках утвержденных региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии со статьей 178 ЖК РФ и на основании постановления N 765 в Санкт-Петербурге создан фонд, - как не имеющий членства унитарная некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Санкт-Петербурга, а также на реализацию иных функций, предусмотренных ЖК РФ, законами Санкт-Петербурга и Уставом фонда.

Тем самым Правительство Санкт-Петербурга, по мнению антимонопольного органа, фактически наделило фонд полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренными пунктом 117 части 1 статьи 44 Закона N 414-ФЗ.

Отношения, связанные с проведением в Санкт-Петербурге капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулируются нормами Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 690-120), согласно пункту 1 статьи 6 которого региональный оператор осуществляет функции, предусмотренные ЖК РФ, названным Законом и Уставом регионального оператора в порядке, предусмотренном этим Законом или иными законами Санкт-Петербурга.

Квалифицируя действия фонда на предмет возможного нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган исходит из того, что в соответствии с нормами статей 180, 182 ЖК РФ, Положением о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства N 615, фонду делегированы властные полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выраженные в реализации функций технического заказчика при осуществлении работ по договорам о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга.

Указанный вывод следует из правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П, согласно которой деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Публично значимые функции могут возлагаться на организации, правовое положение которых определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.12.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и деятельность которых не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 N 19-П). Такие обязанности могут возлагаться актами Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, в том числе соглашениями или уставами организаций.

Таким образом, являясь региональным оператором, техническим заказчиком и организатором конкурсов, фонд относится к лицам, на чьи действия распространяются требования части 1 статьи 15, части 1 статьи 16, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Выражая несогласие с постановлением суда кассационной инстанции, ООО "УНР-398" также отмечает, что к моменту выдачи управлением оспариваемого предупреждения уже имелось вступившее в законную силу постановление суда апелляционной инстанции от 26.10.2022 по делу N А56-16130/2022 о признании недействительным одностороннего отказа фонда договора N 1-330/А/КР/2021. Также в производстве арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области находились дела N А56-14705/2022 и N А56-16129/2022 о признании незаконными односторонних отказов от договоров N 18-245/А/КР/2021 и N 4-298/А/КР/2021.

Таким образом, на момент его выдачи оспариваемое предупреждение обладало признаком исполнимости, поскольку работы в рамках договоров, заключенных с новыми подрядчиками, принимались фондом в период с 29.09.2022 по 16.11.2022 и 21.12.2022. Правовая оценка указанным обстоятельствам судом кассационной инстанции не дана.

Судебные акты первой и апелляционной инстанций были отменены судом округа лишь в связи с тем, что антимонопольный орган применил с целью предупреждения неправомерных действий со стороны фонда положения ст. 15 Закона N 135-ФЗ, а не иную норму этого же Закона. Между тем, выявление признаков нарушения законодательства о защите конкуренции не изменяет процедуру вынесения предупреждения, не исключает допущенных фондом неправомерных действий и наступивших для ООО "УНР-398" неблагоприятных последствий.

Таким образом, по мнению заявителей кассационных жалоб, необоснованные выводы суда округа привели к нарушению прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общества, а также неопределенного круга лиц - хозяйствующих субъектов, осуществляющих ремонтно-строительную деятельность на рынке капитального ремонта многоквартирных домов.

Отмена обжалуемого судебного акта в порядке кассационного производства позволит восстановить и защитить не только нарушенные права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности неопределенного круга лиц, но и охраняемые законом публичные интересы, поскольку оспариваемое в данном деле предупреждение направлено на соблюдение требований статьи 15 Закона о защите конкуренции и не препятствует фонду в осуществлении полномочий организации, осуществляющей функции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изложенные в жалобе антимонопольного органа и ООО "УНР-398" доводы заслуживают внимания, в этой связи кассационные жалобы вместе с делом подлежат передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

передать кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и общества с ограниченной ответственностью "УНР-398" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Т.В.ЗАВЬЯЛОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления