ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 мая 2021 г. N 305-ЭС21-6322
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Правительства Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.01.2021 по делу N А40-223825/2019,
Общество с ограниченной ответственностью "Бутово Молл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Правительству Москвы о признании незаконным бездействия, выраженного в нераспространении действия пункта N 24687 приложения N 1 на отношения, возникшие с 01.01.2017 при принятии постановления Правительства Москвы от 29.05.2019 N 600-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" (далее - Постановление N 600-ПП), и в не включении нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, Чечерский проезд, д. 51, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 700-ПП) (в редакции постановления Правительства Москвы N 789-ПП от 29.11.2016 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" (далее - Постановление N 789-ПП)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лента", Департамент городского имущества города Москвы, Управление Росреестра по Москве, Мосгорстройнадзор и Мосгорнаследие.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.01.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Правительство Москвы, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что здание на момент утверждения Перечня на 2017 год (29.11.2016), равно как и на начало налогового периода 2017 год (01.01.2017), не соответствовало критериям отнесения к объектам недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, установленным налоговым законодательством.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром и торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации Закон города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) не может противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации.
В то же время, согласно статье 14 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации город Москва как субъект Российской Федерации в Законе о налоге на имущество организаций вправе уточнить сферу применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по своему усмотрению.
Реализуя свои полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, московский законодатель уточнил сферу применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по своему усмотрению и отказался от отнесения к объектам недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, объектов, предназначенных для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В полномочия Департамента входит определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), внесении в него изменений.
Указанный выше Перечень ежегодно утверждается постановлением Правительства Москвы в срок, определенный пунктом 1 статьи 5 Налогового Кодекса Российской Федерации, то есть не позднее чем за месяц до начала очередного налогового периода.
Перечень на 2017 год утвержден постановлением Правительства Москвы от 28.1.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП.
Здание введено в эксплуатацию только 02.11.2016 и поставлено на кадастровый учет 06.12.2016 с присвоением кадастрового номера 77:17:0130405:2211.
При формировании и утверждении Перечня на 2017 год Департаментом использовались данные Единого государственного реестра недвижимости, а также информация Департамента городского имущества города Москвы, не содержащие сведений об объекте недвижимости с кадастровыми номерами 77:17:0130405:2211.
На момент утверждения Перечня на 2017 постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 780-ПП здание не было поставлено на кадастровый учет и не могло было быть включено в указанный Перечень.
Кроме того, на момент утверждения Перечня на 2017 год (29.11.2016), равно как и на начало налогового периода 2017 год (01.01.2017), здание не отвечало ни одному из критериев, установленных налоговым законодательством, в связи с чем у Департамента и Правительств а Москвы отсутствовали законные основания для включения его в Перечень.
На дату утверждения Перечня на 2017 год (29.11.2016) и на начало налогового периода 2017 год (01.01.2017) земельный участок с кадастровым номером 77:17:0130405:1, в границах которого расположено здание, имел вид разрешенного использования: "под жилищное строительство с развитой инфраструктурой", который не предусматривал размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Учитывая, что ЕГРН является источником достоверных сведений об объектах недвижимого имущества, включая сведения о виде разрешенного использования земельного участка, выводы судов относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:01304-05:1, сделанные на основе анализа градостроительного план земельного участка, основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, то есть после принятия постановления N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП, после начала налогового периода 2017 год, в связи с чем не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям.
Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 4 Закона города Москвы от 28.03.2017 N 48 "О землепользовании в городе Москве" до введения в действие Правил землепользования и застройки в городе Москве" от 29.11.2016 N 780-ПП установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства города Москвы.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 14.08.2017 N 25857 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:030405:1" установлены следующие виды разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания (1.2.5)); объекты придорожного сервиса (4.9.1) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)).
На основании данного распоряжения сведения о видах разрешенного использования земельного участка были внесены в ЕГРН 13.10.2017, что подтверждается выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка от 21.11.2017, а также установлено судами в рамках дела N А40-51754/2018.
Вопреки сведениям кадастра недвижимости, подтвержденным выпиской из ЕГРН, суды сделали ошибочные выводы о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:030405:1, в границах которого расположено здание, отвечал требованиям подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона города Москвы о налоге на имущество.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости).
Акт о фактическом использовании здания для целей налогообложения в установленном законом порядке до принятия Перечня на 2017 год (29.11.2016) и до начала налогового периода 2017 год (01.01.2017) не составлялся, соответственно, выводы судов о фактическом использовании здания необоснованны.
Заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как установлено судами, обществу стало известно о нарушении его прав, выразившемся в не включении объекта недвижимости в перечень на 2017 год, а также в не распространении действия пункта N 24687 приложения N 1, содержащего в себе информацию о здании с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, на отношения, возникшие с 01.01.2017, 30.05.2019 при опубликовании Постановления N 600-ПП на официальном сайте органа власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Полагая, что бездействие Правительства Москвы носит длящийся характер, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. К таким объектам недвижимости в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них. Понятие торгового центра определено пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с положениями статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64), налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в отношении, в частности:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1.000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как правомерно отметили суды, из вышеприведенных положений закона следует, что для установления наличия или отсутствия правовых оснований для включения объекта недвижимости в соответствующий перечень достаточно установления любого из критериев, а именно: либо критерия соответствия вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, цели размещения на нем торговых объектов, либо критерия фактического использования объекта недвижимости для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судами установлено, что спорный объект является зданием торгового центра, в связи с чем может быть отнесен к пункту 1 статьи 1.1 Закон N 64.
29.12.2011 распоряжением Администрации муниципального образования сельское поселение Воскресенское Ленинского муниципального района Московской области N 346-р/о утвержден градостроительный план земельного участка N RU50503000-GPU2638. Согласно пунктам 2, 2.2 градостроительного плана земельного участка градостроительный регламент земельного участка не установлен, при этом установлены требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, назначение объекта капитального строительства: многофункциональный торгово-развлекательный центр. Согласно сведениям чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования, параметром разрешенного строительства также является объект капитального строительства - многофункциональный торгово-развлекательный центр.
07.08.2015 Комитетом государственного строительного надзора города Москвы выдано разрешение на строительство N 77-231000-011441-2015. Наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией: общественно-жилой комплекс с развитой инфраструктурой (2-я очередь строительства - многофункциональный торгово-развлекательный комплекс), кадастровый номер земельного участка, в пределах которого осуществляется строительство: 77:17:0130405:1. Сведения о градостроительном плане земельного участка: от 29.12.2011 N RU50503000-GPU2638, выдан Администрацией Ленинского муниципального района Московской области (впоследствии, после утверждения 10.12.2015 нового градостроительного плана сведения о градостроительном плане изменены на градостроительный план N RU77-231000-016683, выданный Москомархитектурой, что внесено правкой с отметкой "исправленному верить" заместителя председателя Мосгосстройнадзора). Наименование объекта капитального строительства, входящего в состав имущественного комплекса, в соответствии с проектной документацией: общая площадь: 152.655,39 кв. м, адрес (местоположение объекта): г. Москва, НАО, п. Воскресенское, д. Язово.
14.10.2015 Москомстройнвестом проведено заседание Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, по результатам чего составлен протокол от 14.10.2015 N 34. Комиссией рассмотрен вопрос N 44 "О проекте градостроительного плана земельного участка по адресу: поселение Воскресенское, д. Язово (НАО). По результатам рассмотрения вопроса принято решение согласиться с оформлением градостроительного плана земельного участка по адресу: пос. Воскресенское, д. Язово (кадастровый номер 77:17:0130405:1), предусмотрев, помимо всего прочего, основные виды разрешенного использования земельного участка:
- торговые центры (торгово-развлекательные центры) (4.2); - обслуживание автотранспорта (4.9).
Протокол заседания направлен, в том числе в адрес заместителей мэра Москвы в Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Департамента градостроительной политики города Москвы, Департамента развития новых территорий города Москвы, Москомархитектуры, Мосгосстройнадзора, Управления координации деятельности комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
10.12.2015 приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы N 4297 утвержден градостроительный план N RU77-231000-016683 земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130405:1. Основными видами разрешенного использования земельного участка установлены виды: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2), обслуживание автотранспорта (4.9); иные показатели: общая площадь объекта 165.000 кв. м, количество машиномест - 2.004 м/м. Сведения об утвержденном градостроительном плане земельного участка внесены в ранее выданное разрешение на строительство от 07.08.2015 N 77-231000-011441-2015.
02.11.2016 Комитетом государственного строительного надзора города Москвы выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 77-231000-0075502016, наименование объекта: общественно-жилой комплекс с развитой инфраструктурой (2-я очередь строительства - многофункциональный торгово-развлекательный комплекс), расположенный по адресу: г. Москва, НАО, Чечерский проезд, д. 51, пос. Воскресенское, на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0130405:1, строительный адрес: г. Москва, НАО, пос. Воскресенское, д. Язово, общественно-жилой комплекс с развитой инфраструктурой (2-я очередь строительства - многофункциональный торгово-развлекательный комплекс). Общая площадь объекта: 152.655,39 кв. м.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и разрешенному использованию земельного участка.
Как обоснованно указали суды, осуществление Правительством Москвы совокупности последовательных действий по выдаче документации на строительство и ввод в эксплуатацию торгово-развлекательного комплекса, площадью 152.655,39 кв. м, на указанном земельном участке дает основание полагать, что Правительство Москвы обладало достоверной информацией о виде разрешенного использования земельного участка задолго до внесения сведений о таком изменении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Также суды отметили, что согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), до 31.12.2017 разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определялось в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ, в указанном случае вид разрешенного использования указывался уполномоченными органами в составе градостроительного плана земельного участка.
Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Москвы, приложение - книга 12 НАО, для земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130405:1, вид разрешенного использования установлен в соответствии с градостроительным планом земельного участка, утвержденным до принятия правил землепользования и застройки г. Москвы (код земельного участка в книге - 23116683, что соответствует градостроительному плану земельного участка N RU77-231000-016683, утвержденному 10.12.2015 приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы N 4297).
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130405:1 определен в соответствии с градостроительным планом земельного участка N RU77-231000-016683, утвержденным 10.12.2015 приказом Комитета по Архитектуре и градостроительству города Москвы N 4297, и фактическим использованием земельного участка.
Правительством Москвы не опровергнуты доводы общества о том, что фактическое использование здания торгово-развлекательного центра с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, как объекта торговли, осуществлялось уже с 2016 года, что свидетельствует о соответствии здания критерию включения в соответствующий перечень на 2017 год, а именно: критерию фактического использования для целей размещения объектов торговли по состоянию на 01.01.2017.
Судами обоснованно отклонен довод Правительства Москвы, заключающийся в не утверждении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211 в связи с отсутствием кадастрового номера здания в утвержденных результатах определения кадастровой стоимости на сайте ООО "ЭЛКОД". Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211 определена при постановке здания на кадастровый учет 06.12.2016 и внесена в кадастр недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН на здание, представленной обществом в материалы дела.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать в передаче кассационной жалобы Правительства Москвы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------