Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2023 N 67-КГ23-8-К8

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 июля 2023 г. N 67-КГ23-8-К8

УИД 54RS0003-01-2021-005410-94

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июля 2023 г. с использованием системы видеоконференц-связи кассационные жалобы Миюшовой Оксаны Геннадьевны, Миюшовой Галины Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 г.

по делу N 2-716/2022 Заельцовского районного суда г. Новосибирска по иску Миюшова Александра Григорьевича, Миюшовой Галины Николаевны, Миюшовой Оксаны Геннадьевны, Миюшова И.А., Миюшовой А.А., Илларионовой Евгении Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетней Миюшовой Д.А., к Сибирскому таможенному управлению о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия, о взыскании единовременного пособия.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Миюшовой О.Г. по доверенности Хомутцовой И.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы Миюшовой О.Г., возражения на кассационные жалобы представителя Сибирского таможенного управления по доверенности Стафеевой В.Г., представителя Федеральной таможенной службы по доверенности Буровой Т.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Миюшова Оксана Геннадьевна (супруга Миюшова Александра Александровича) 26 октября 2021 г. обратилась в суд с иском к Сибирскому таможенному управлению о признании незаконным решения от 11 августа 2021 г. об отказе в выплате единовременного пособия членам семьи умершего сотрудника Сибирского таможенного управления Миюшова Александра Александровича, возложении на Сибирское таможенное управление обязанности выплатить ей (супруге) и детям Миюшовой А. и Миюшову И., как членам семьи полковника таможенной службы Миюшова Александра Александровича, умершего 5 января 2019 г., единовременное пособие на основании статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в размере 801 684,94 руб. в пользу каждого (дело N 2а-4475/2021).

Миюшов Александр Григорьевич, Миюшова Галина Николаевна (родители Миюшова Александра Александровича) 24 ноября 2021 г. обратились в суд с иском к Сибирскому таможенному управлению, в котором просили признать незаконным отказ в выплате им единовременного пособия как членам семьи сотрудника таможенного органа Миюшова Александра Александровича в связи с его гибелью (смертью) в период прохождения службы в таможенных органах, взыскать с Сибирского таможенного управления в их пользу единовременное пособие в размере 713 573,09 руб. каждому (дело N 2-716/2021).

Протокольным определением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 14 декабря 2021 г. названные дела объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований истцами указано, что Миюшов Александр Александрович (сын Миюшова Александра Григорьевича и Миюшовой Галины Николаевны, супруг Миюшовой Оксаны Геннадьевны, отец Миюшовой А., <...> года рождения, Миюшова И., <...> года рождения) с 2000 года проходил службу в таможенных органах в различных должностях, последняя занимаемая должность - <...>, имел специальное звание "полковник таможенной службы".

5 января 2019 г. Миюшов А.А. на личном автомобиле попал в дорожно-транспортное происшествие, от полученных травм в котором скончался в этот же день (5 января 2019 г.).

Приказом Федеральной таможенной службы от 9 января 2019 г. N 4-К служба Миюшова А.А. в таможенных органах прекращена 5 января 2019 г. в связи со смертью.

Заключением Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной таможенной службы России от 4 декабря 2019 г. травма Миюшова А.А. <...>, полученная им 5 января 2019 г. в результате дорожно-транспортного происшествия и приведшая к его смерти, признана заболеванием, полученным в период военной службы.

11 августа 2021 г. комиссией по рассмотрению вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи сотрудника Сибирского таможенного управления и лицам, находившимся на его иждивении, в случае гибели (смерти) при выполнении им служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах (далее также - комиссия), были рассмотрены заявления Миюшова А.Г., Миюшовой Г.Н. (родители Миюшова А.А.) и Миюшовой О.Г. (супруга Миюшова А.А.) о выплате им, а также несовершеннолетним детям Миюшова А.А. единовременного пособия в связи с его смертью. По результатам рассмотрения этих заявлений комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выплаты им единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), поскольку травма, приведшая к смерти Миюшова А.А., не находится в причинно-следственной связи с выполнением им служебных обязанностей. Решение комиссии, оформленное протоколом N 3, утверждено и.о. начальника Сибирского таможенного управления 16 августа 2021 г.

О принятом решении Миюшова Г.Н. и Миюшова О.Г. были уведомлены Сибирским таможенным управлением письмом от 23 августа 2021 г.

Истцы Миюшов А.Г., Миюшова Г.Н. и Миюшова О.Г. такое решение комиссии считают незаконным.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядок выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденные приказом Федеральной таможенной службы от 6 августа 2013 г. N 1452, Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, истцы полагают, что установление причинной связи увечья (травмы, заболевания) со смертью сотрудника относится к исключительной компетенции военно-врачебной экспертизы и такая формулировка травмы, приведшей к смерти Миюшова А.А., как "заболевание получено в период военной службы" предусмотрена частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в качестве основания для выплаты единовременного пособия.

Представитель ответчика Сибирского таможенного управления Стафеева В.Г. в суде иск не признала.

Третье лицо Илларионова Е.Н., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Миюшовой Д.А., полагала требования истцов подлежащими удовлетворению в части, касающейся прав ее несовершеннолетней дочери.

Решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 24 февраля 2022 г. исковые требования Миюшова Александра Григорьевича, Миюшовой Галины Николаевны и Миюшовой Оксаны Геннадьевны удовлетворены частично, признаны незаконными решение комиссии Сибирского таможенного управления от 11 августа 2021 г. об отсутствии оснований для удовлетворения требований по выплате единовременного пособия членам семьи сотрудника Сибирского таможенного управления Миюшова Александра Александровича и лицам, находящимся на его иждивении, и отказы в выплате от 23 августа 2021 г. На Сибирское таможенное управление возложена обязанность выплатить членам семьи полковника таможенной службы Миюшова Александра Александровича единовременное пособие в размере 4 008 424,72 руб. в равных долях: отцу Миюшову Александру Григорьевичу, матери Миюшовой Галине Николаевне, супруге Миюшовой Оксане Геннадьевне, сыну Миюшову И.А., дочери Миюшовой А.А., дочери Миюшовой Д.А.

На решение суда первой инстанции представителем Сибирского таможенного управления Стафеевой В.Г. была подана апелляционная жалоба.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г., рассмотревшей дело по правилам производства в суде первой инстанции, решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 24 февраля 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Миюшова Александра Григорьевича, Миюшовой Галины Николаевны, Миюшовой Оксаны Геннадьевны, Миюшова И.А., Миюшовой А.А., Илларионовой Евгении Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетней Миюшовой Д.А., отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 г. апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

В поданных в Верховный Суд Российской Федерации кассационных жалобах Миюшовой О.Г. и Миюшовой Г.Н. ставится вопрос об отмене принятых по делу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 г., как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационных жалоб 2 мая 2023 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 3 июля 2023 г. кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Истцы Миюшов А.Г., Миюшова Г.Н., Миюшова О.Г., Миюшов И.А., Миюшова А.А., Илларионова Е.Н., действующая в интересах несовершеннолетней Миюшовой Д.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, письменных возражений на них представителя Сибирского таможенного управления Стафеевой В.Г. и представителя Федеральной таможенной службы России Фоменко Д.С., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит кассационные жалобы Миюшовой О.Г. и Миюшовой Г.Н. подлежащими удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения суда апелляционной инстанции и определения кассационного суда общей юрисдикции.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции и кассационным судом общей юрисдикции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Миюшова А.Г., Миюшовой Г.Н., Миюшовой О.Г. о признании незаконным решения комиссии Сибирского таможенного управления об отказе в выплате единовременного пособия, исходил из того, что право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеют члены семьи умершего (погибшего) сотрудника таможенных органов, и лица, состоявшие на его иждивении, в случае его смерти (гибели) в том числе от заболевания, полученного в период прохождения службы, при этом вопрос об установлении причинной связи заболеваний находится в исключительной компетенции военно-врачебной комиссии.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции по апелляционной жалобе представителя Сибирского таможенного управления Стафеевой В.Г. отменил это решение, протокольным определением от 23 июня 2022 г. перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как судом первой инстанции был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, и привлек к участию в деле в качестве истцов Миюшова И.А., Миюшову А.А.

После перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции протокольным определением от 7 июля 2022 г. изменил процессуальное положение третьего лица Илларионовой Е.Н. (законного представителя несовершеннолетней Миюшовой Д.А.) на третье лицо с самостоятельными требованиями.

Судом апелляционной инстанции к производству были приняты исковые заявления Миюшова И.А., Миюшовой А.А. (дети погибшего Миюшова Александра Александровича), Илларионовой Евгении Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Миюшова Александра Александровича - Миюшовой Д.А., о признании незаконным отказа Сибирского таможенного управления в выплате единовременного пособия членам семьи сотрудника Сибирского таможенного управления Миюшова Александра Александровича.

Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что Миюшов А.А. с 22 августа 2000 г. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации в различных должностях, последняя занимаемая должность - <...>.

Миюшов А.Г. и Миюшова Г.Н. являются родителями Миюшова А.А.

Миюшов А.А. с 14 января 2005 г. состоял в браке с Миюшовой (Крупновой) О.Г., их дети - дочь Миюшова А.А., <...> года рождения, сын Миюшов И.А., <...> года рождения.

Миюшов А.А. также является отцом Миюшовой Д.А., <...> года рождения, мать Миюшовой Д.А. - Илларионова Е.Н.

5 января 2019 г. Миюшов А.А. умер, причина смерти - травмы, полученные в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 5 января 2019 г.

Приказом ФТС России от 9 января 2019 г. N 4-К служба в таможенных органах Российской Федерации заместителя начальника Сибирского таможенного управления - начальника оперативной таможни, полковника таможенной службы Миюшова А.А. прекращена 5 января 2019 г. в связи со смертью.

Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной таможенной службы России от 4 декабря 2019 г. причинная связь полученной Миюшовым А.А. 5 января 2019 г. травмы, приведшей к его смерти, указана в формулировке "заболевание получено в период военной службы".

Решением комиссии по рассмотрению вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи сотрудника Сибирского таможенного управления и лицам, находившимся на его иждивении, в случаях его гибели (смерти) при выполнении им служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах от 11 августа 2021 г., оформленным протоколом N 3, утвержденным начальником Сибирского таможенного управления 16 августа 2021 г., в выплате членам семьи Миюшова А.А. (супруге Миюшовой О.Г., дочери Миюшовой А.А., сыну Миюшову И.А., дочери Миюшовой Д.А., отцу Миюшову А.Г., матери Миюшовой Г.Н.) единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, отказано по причине того, что смерть Миюшова А.А. произошла в нерабочий праздничный день, травмы Миюшова А.А., повлекшие его смерть, не относятся к заболеванию, полученному в период прохождения службы в таможенных органах.

В письме от 23 августа 2021 г. Сибирским таможенным управлением Миюшовой О.Г. сообщено, что по результатам рассмотрения ее заявления о выплате ей и ее несовершеннолетним детям Миюшовой А.А. и Миюшову И.А. единовременного пособия в связи со смертью Миюшова А.А. комиссией принято решение об отсутствии оснований для таких выплат в связи с тем, что смерть Миюшова А.А. не находится в причинно-следственной связи с выполнением им служебных обязанностей.

На заседании комиссии по рассмотрению вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи сотрудника Сибирского таможенного управления и лицам, находившимся на его иждивении, в случаях его гибели (смерти) при выполнении им служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах, состоявшемся 10 ноября 2021 г., протокол которого утвержден начальником Сибирского таможенного управления 15 ноября 2021 г., комиссией принято решение о выплате членам семьи Миюшова А.А. (отцу Миюшову А.Г., матери Миюшовой Г.Н., супруге Миюшовой О.Г., сыну Миюшову И.А., дочери Миюшовой А.А., дочери Миюшовой Д.А.), предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременного пособия в размере 4 008 424,72 руб. в равных долях.

Письмами от 22 ноября 2021 г. Сибирское таможенное управление сообщило Миюшовой Г.Н., Миюшову А.Г., Миюшовой О.Г., Илларионовой Е.Н. о принятом решении о выплате им, а также несовершеннолетним Миюшову И., Миюшовой А., Миюшовой Д., единовременного пособия.

В письме Федеральной таможенной службы России от 16 февраля 2022 г. по результатам рассмотрения письма Сибирского таможенного управления от 16 января 2022 г. по разъяснениям о наличии/отсутствии причинно-следственной связи между фактом гибели Миюшова А.А. и исполнением им служебных обязанностей Сибирскому таможенному управлению указано, что выявление наличия или отсутствия причинно-следственной связи между фактом гибели (смерти) и исполнением застрахованным лицом служебных обязанностей относится к полномочиям комиссии таможенного органа при проведении служебного расследования. При этом в силу пункта 1.8 Регламента проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2019 г. (приложение N 1 к государственному контракту от 17 декабря 2018 г. N 248) страховые суммы не выплачиваются в случае нахождения застрахованного лица на отдыхе, в том числе в отпуске и на обеденном перерыве, а под исполнением служебных обязанностей понимается в том числе следование к месту службы и обратно, которым признается максимально короткий и целесообразный для данной местности маршрут движения застрахованного лица при минимальных и целесообразных временных затратах без отвлечения на любые иные цели, отличные от цели следования к месту службы (и обратно).

Письмом от 17 февраля 2022 г. медицинским управлением Федеральной таможенной службы России в ответ на обращение Сибирского таможенного управления от 17 ноября 2021 г. о выплате единовременного пособия членам семьи Миюшова А.А. разъяснено, что заключением Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной таможенной службы России от 4 декабря 2019 г. о травме Миюшова А.А. в формулировке "заболевание получено в период военной службы" причинно-следственная связь этой травмы с выполнением Миюшовым А.А. служебных обязанностей не устанавливалась, в связи с чем окончательную позицию по вопросу выплаты единовременного пособия членам семьи Миюшова А.А. следует формировать после установления указанной причинно-следственной связи. По мнению медицинского управления Федеральной таможенной службы России, право на единовременное пособие у членов семьи погибшего (умершего) сотрудника таможенных органов возникает только в случае, если увечье или иное повреждение здоровья получены сотрудником в связи с выполнением им служебных обязанностей. Между тем, следует учитывать, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи заболевания с формулировкой "заболевание получено в период военной службы", в том числе в случае, когда увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей.

Согласно заключению служебного расследования по факту гибели 5 января 2019 г. Миюшова А.А., оформленному актом N 1 от 21 февраля 2022 г., причинно-следственная связь между фактом гибели заместителя начальника Сибирского таможенного управления - начальника оперативной таможни Миюшова А.А. и исполнением им служебных обязанностей отсутствует.

Суд апелляционной инстанции, разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и отказывая в удовлетворении исковых требований Миюшова А.Г., Миюшовой Г.Н., Миюшовой О.Г., Миюшова И.А., Миюшовой А.А., а также Илларионовой Е.Н., действующей в интересах несовершеннолетней Миюшовой Д.А., сослался на положения статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядок выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденные приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 1452, и пришел к выводу о том, что единовременное пособие подлежит выплате членам семьи погибшего сотрудника таможенного органа только в случае если смерть сотрудника наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах, то есть увечье или иное повреждение здоровья должны быть получены сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей, а в случае если смерть сотрудника связана с неблагоприятным течением заболевания, то такое заболевание должно быть получено в период прохождения службы.

Поскольку обязательным условием для получения единовременного пособия членами семьи погибшего сотрудника таможенного органа и лицами, состоявшими на его иждивении, является наличие причинно-следственной связи между травмами, приведшими к смерти сотрудника с исполнением им служебных обязанностей, а между травмами Миюшова А.А., полученными им в дорожно-транспортном происшествии 5 января 2019 г., приведшими к его смерти, и исполнением им служебных обязанностей, причинно-следственная связь не установлена, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие оснований для признания за Миюшовым А.Г., Миюшовой Г.Н., Миюшовой О.Г., Миюшовым И.А., Миюшовой А.А., Миюшовой Д.А. права на единовременное пособие, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции также отметил, что заключение военно-врачебной комиссии от 4 декабря 2019 г. вынесено в соответствии с подпунктом "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе и свидетельствует лишь о том, что увечье получено Миюшовым А.А. в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей.

Кассационный суд общей юрисдикции, оставляя без изменения апелляционное определение суда апелляционной инстанции, не установил нарушения либо неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции и кассационного суда общей юрисдикции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Прохождение службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статьи 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).

Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов (статья 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).

Жизнь и здоровье сотрудника таможенного органа подлежат обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 42 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).

Сотрудникам таможенных органов и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации (статья 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ служба в таможенных органах прекращается в случаях увольнения сотрудника таможенного органа или его гибели (смерти).

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе в таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе выплата единовременного пособия.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.

Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, считаются: 1) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); 2) родители погибшего (умершего); 3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 2 и 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в том числе в части 2 названной статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Приказом руководителя Федеральной таможенной службы России от 6 августа 2013 г. N 1452 утверждены Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Правил членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.

В пункте 3 Правил приведен перечень лиц, имеющих право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, аналогичный установленному в части 3 статьи 12 названного федерального закона.

В силу пункта 9 Правил сотрудник (члены семьи и иждивенцы) для решения вопроса о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации или сумм возмещения имущественного ущерба подает(ют) письменное заявление на имя начальника таможенного органа, где сотрудник проходит службу (замещал последнюю должность).

Решение о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации, сумм возмещения имущественного ущерба принимается начальником таможенного органа по месту службы потерпевшего (пункт 10 Правил).

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что письмо таможенного органа с указанием объема финансирования расходов на выплату пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм возмещения имущественного ущерба и документами, указанными в пунктах 18 - 21 и 23 этих Правил, направляется в Главное управление тылового обеспечения ФТС России.

Главное управление тылового обеспечения ФТС России в срок не более 15 календарных дней проводит проверку документов, указанных в пункте 11 Правил, на соответствие требованиям частей 2 - 5 статьи 12 Федерального закона и направляет их в Главное финансово-экономическое управление (пункт 12 Правил).

В пункте 18 Правил приведен перечень документов, которые необходимо представить членам семьи погибшего (умершего) сотрудника и его иждивенцам для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия.

К таким документам, в частности, относится копия заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья, заболевания, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период военной службы", приведших к гибели (смерти) сотрудника (подпункт "г" пункта 18 Правил).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.

Военно-врачебная экспертиза проводится в том числе в таможенных органах Российской Федерации в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц (пункт 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (пункт 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией соответствующего заключения о причинной связи увечий, заболеваний приведены в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе.

Так, согласно подпункту "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье или заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Заключение военно-врачебной экспертизы с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" выносится, если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (абзац четвертый подпункта "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлена социальная гарантия для членов семьи сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу в том числе в таможенных органах, в виде выплаты единовременного пособия в размере трех миллионов рублей в равных долях (пункт 1 части 2 статьи 12 названного закона) в случае гибели (смерти) сотрудника по причинам, названным в этом законе. К таким причинам относится гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.

Установление причинной связи увечий, заболеваний сотрудника, в том числе приведших к его смерти, с прохождением им службы относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии, заключение которой относится к числу обязательных документов для рассмотрения вопроса о выплатах единовременного пособия членами семьи погибшего (умершего) сотрудника. При этом заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья, приведшего к смерти сотрудника, в формулировке "заболевание получено в период военной службы" является достаточным для решения вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи умершего сотрудника таможенных органов. В таком случае определять наличие причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы, с выполнением им служебных обязанностей в таможенных органах согласно нормативным правовым актам, регламентирующим условия и порядок выплаты названного единовременного пособия, не требуется, поскольку право на получение членами семьи сотрудника таможенных органов единовременного пособия возникает в случае наступления смерти такого сотрудника как по причине увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, так и по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.

Суд апелляционной инстанции при разрешении исковых требований членов семьи умершего сотрудника таможенных органов Миюшова А.А. к Сибирскому таможенному управлению о взыскании единовременного пособия, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, неправильно истолковал приведенные нормативные положения, регулирующие порядок и условия выплаты единовременного пособия членам семьи умершего сотрудника таможенных органов.

Делая вывод о том, что право членов семьи сотрудника таможенных органов Миюшова А.А. на получение единовременного пособия возникает только при наличии причинно-следственной связи между травмами Миюшова А.А., полученными им в дорожно-транспортном происшествии 5 января 2019 г. и приведшими к его смерти, с исполнением им служебных обязанностей в таможенных органах, суд апелляционной инстанции не учел, что военно-врачебной комиссией причинная связь полученной Миюшовым А.А. 5 января 2019 г. травмы, приведшей к его смерти, указана в формулировке "заболевание получено в период военной службы", а это обстоятельство является самостоятельным основанием для получения членами семьи такого сотрудника единовременного пособия. Установления причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы в таможенных органах, с выполнением им служебных обязанностей в таком случае не требуется.

Суждение суда апелляционной инстанции о том, что единовременное пособие подлежит выплате членам семьи погибшего сотрудника только если его смерть связана с неблагоприятным течением заболевания и это заболевание было получено сотрудником в период прохождения службы противоречит приведенному правовому регулированию об основаниях для выплаты такого пособия и документах, которые подтверждают наличие таких оснований, в числе которых заключение военно-врачебной комиссии.

Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что установление причинной связи увечий, заболеваний сотрудника, в том числе приведших к его смерти, с прохождением им службы относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии. Заключением Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России от 4 декабря 2019 г. причинная связь полученных Миюшовым А.А. в дорожно-транспортном происшествии травм, приведших к его смерти, указана в формулировке "заболевание получено в период прохождения военной службы". На основании этого заключения члены семьи умершего полковника таможенной службы Миюшова А.А. в соответствии с нормативными положениями пункта 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ поставили вопрос о выплате им единовременного пособия.

Судом апелляционной инстанции при принятии решения об отказе членам семьи сотрудника таможенных органов Миюшова А.А. в удовлетворении их требований о признании права на получение единовременного пособия, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также не учтено, что в отношении членов семьи Миюшова А.А. комиссией Сибирского таможенного управления по рассмотрению вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи сотрудника Сибирского таможенного управления Миюшова А.А. было принято два противоположных решения - от 11 августа 2021 г. об отказе в выплате единовременного пособия, которое было утверждено руководителем Сибирского таможенного управления 16 августа 2021 г., и от 10 ноября 2021 г. о выплате такого пособия, которое было утверждено руководителем Сибирского таможенного управления 15 ноября 2021 г.

В нарушение положений статей 195, пунктов 2, 3 части 3 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции какой-либо оценки этим обстоятельствам не дано, причины, по которым не было реализовано решение комиссии о выплате членам семьи умершего сотрудника таможенных органов Миюшова А.А. единовременного пособия, судом апелляционной инстанции не выяснены. Между тем имеет место ситуация правовой неопределенности, созданная самим ответчиком - Сибирским таможенным управлением, поскольку оба его решения от 11 августа 2021 г. об отказе в выплате единовременного пособия и от 10 ноября 2021 г. о выплате такого пособия недействительными не признаны и являются действующими, что привело к нарушению прав членов семьи сотрудника таможенных органов Миюшова А.А. на получение в связи с его смертью единовременного пособия.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает не соответствующим закону вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Миюшова А.Г., Миюшовой Г.Н., Миюшовой О.Г., Миюшова И.А., Миюшовой А.А. и Миюшовой Д.А. права на получение единовременного пособия, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 20 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, как членов семьи сотрудника таможенных органов Миюшова А.А., умершего согласно заключению военно-врачебной комиссии вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.

Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационным жалобам Миюшовой О.Г. и представителя Миюшова А.Г., Миюшовой Г.Н. законность судебного постановления суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым также указать на существенное нарушение судом апелляционной инстанции, а также кассационным судом общей юрисдикции положений части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

По настоящему делу членами семьи сотрудника таможенных органов Миюшова А.А. были заявлены исковые требования о взыскании в связи с его смертью единовременного пособия. Это пособие, исходя из нормативных положений Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе положений статьи 12 "Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей" названного закона, является одной из форм исполнения государством обязанности возместить вред, который может быть причинен жизни и здоровью сотруднику таможенных органов при прохождении им службы в таможенных органах, посредством которой в случае гибели (смерти) такого сотрудника членам его семьи обеспечивается гарантированный государством объем возмещения вреда, призванный компенсировать им как членам семьи погибшего (умершего) сотрудника таможенных органов последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие гибели (смерти) сотрудника таможенных органов при прохождении им службы.

Поскольку заявленные членами семьи сотрудника таможенных органов Миюшова А.А. исковые требования о признании за ними права на получение единовременного пособия в связи со смертью Миюшова А.А. в период прохождения службы в таможенных органах по своей сути направлены на возмещение им вреда, причиненного смертью их кормильца - сына, супруга и отца - сотрудника таможенных органов Миюшова А.А., то по такой категории споров участие прокурора в силу положений части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным.

В нарушение требований части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, а также кассационный суд общей юрисдикции рассмотрели спор о взыскании единовременного пособия членам семьи сотрудника таможенных органов Миюшова А.А. в связи с его смертью без участия прокурора и дачи им заключения.

При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом апелляционном рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 г. по делу N 2-716/2022 Заельцовского районного суда г. Новосибирска отменить.

Направить дело на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в ином составе суда.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления