ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 августа 2024 г. N 34-КГ24-5-К3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Асташова С.В.,
судей Киселева А.П. и Кротова М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска к комитету имущественных отношений г. Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе комитета имущественных отношений г. Мурманска на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 17 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 ноября 2023 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кротова М.В., выслушав представителя ГОУП "Мурманскводоканал" Чалых К.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска обратился в суд с иском к комитету имущественных отношений г. Мурманска (далее - комитет) и просил возложить на комитет обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии на учет бесхозяйное имущество - участок сети холодного водоснабжения, проходящий транзитом по подвальному помещению многоквартирного дома N 5 по ул. Чумбарова-Лучинского в г. Мурманске.
В обоснование требований прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска указал, что прокуратурой округа проведен мониторинг реализации органами местного самоуправления полномочий, связанных с организацией работы по принятию в собственность бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которого установлено, что объект инженерной инфраструктуры - участок сети холодного водоснабжения, проходящий транзитом по подвальному помещению многоквартирного дома N 5 по ул. Чумбарова-Лучинского в г. Мурманске (далее - объект) в реестре муниципальной собственности не числится. О наличии бесхозяйного объекта сети комитету стало известно 15 ноября 2021 г. из информации комитета по жилищной политике администрации г. Мурманска.
По полученным сведениям, указанный объект инженерной инфраструктуры в хозяйственном ведении иных организаций, в том числе ГОУП "Мурманскводоканал", не находится, на балансе организаций и на обслуживании не состоит, сведения о нем отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в реестре федерального имущества, в реестре государственного имущества Мурманской области. Обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечение содержания в исправном и безопасном состоянии в отношении указанного объекта фактически никто не исполняет.
Длительное отсутствие времени у объекта собственника и непринятие мер к своевременной передаче объекта в эксплуатацию негативно влияют на надежность и качество оказываемых коммунальных услуг, создают угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, нарушают права, как граждан, так и юридических лиц.
Решением Ленинского районного суда г. Мурманска от 17 мая 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 ноября 2023 г., исковые требования удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2024 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставлены без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кротова М.В. от 3 июля 2024 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом, прокуратурой округа проведен мониторинг реализации органами местного самоуправления полномочий, связанных с организацией работы по принятию в собственность бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которого установлено, что объект инженерной инфраструктуры - участок сети холодного водоснабжения, проходящий транзитом по подвальному помещению многоквартирного дома N 5 по ул. Чумбарова-Лучинского в г. Мурманске в реестре муниципальной собственности не числится.
15 ноября 2021 г. в комитет имущественных отношений г. Мурманска из комитета по жилищной политике администрации г. Мурманска поступило обращение с просьбой поставить указанный участок сети холодного водоснабжения, состоящий из трубопроводов диаметром ~ 89 мм, -57 мм, протяженностью ~ 139 п. м на учет в качестве бесхозяйного с последующей передачей на содержание и обслуживание ГОУП "Мурманскводоканал" по передаточному акту, в связи с аварийной ситуацией.
В соответствии с поступившими на запросы комитета имущественных отношений г. Мурманска ответами МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, ГОБУ "Имущественная казна Мурманской области", ГОКУ "Центр технической инвентаризации", Управления Росреестра по Мурманской области, ГОУП "Мурманскводоканал" спорный участок сети водоснабжения в реестрах федерального имущества, государственного имущества Мурманской области не учитывается, на балансе ГОУП "Мурманскводоканал" не состоит, в хозяйственное ведение предприятия не передавался, им не обслуживается, право собственности на него в установленном порядке не регистрировалось.
Согласно информации ППК "Роскадастр" компания не располагает сведениями о постановке на учет участка сети холодного водоснабжения, проходящего транзитом по подвальному помещению многоквартирного дома N 5 по ул. Чумбарова-Лучинского в г. Мурманске.
По сообщению комитета по развитию городского хозяйства от 7 марта 2023 г., в оперативном управлением комитета и подведомственных комитетах муниципальных учреждений отсутствует объект - участок сети холодного водоснабжения, проходящий транзитом по подвальному помещению многоквартирного дома N 5 по ул. Чумбарова-Лучинского в г. Мурманске, сведений о его принадлежности не имеется.
Согласно ответу ООО "Севжилсервис" от 16 мая 2023 г. обслуживание и содержание спорного участка сети холодного водоснабжения управляющая организация не осуществляет, указанный участок трубопровода к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома не относится.
Выпиской из ЕГРН подтверждено, что 11 апреля 2011 г. зарегистрировано право собственности Мурманской области на производственно-технологический комплекс "Водопроводная сеть Ленинского округа г. Мурманска" и право хозяйственного ведения на него ГОУП "Мурманскводоканал".
Из материалов реестрового дела следует, что спорный участок сети водоснабжения в указанный технологический комплекс не включен, что также подтверждается выпиской из технического паспорта на производственно-технологический комплекс "Водопроводная сеть Ленинского округа г. Мурманска", инвентарный номер 13970.
Судом также установлено, что 23 апреля 2021 г. между администрацией г. Мурманска и ГОУП "Мурманскводоканал" заключено соглашение о взаимодействии по вопросам выявления, передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, оформления права собственности муниципального образования г. Мурманск на бесхозяйные объекты в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 2.1 соглашения, стороны объединяют свои усилия и осуществляют взаимодействие по следующим основным направлениям: выявление бесхозяйных объектов; подготовка необходимых документов и постановку бесхозяйных объектов на учет в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; передача бесхозяйных объектов в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства; эксплуатация бесхозяйных объектов организацией водопроводно-канализационного хозяйства; своевременное обращение в суд с требованием о признании права собственности муниципального образования г. Мурманск на бесхозяйные объекты по истечении года со дня постановки таких бесхозяйные объектов на учет в ЕГРН; своевременная государственная регистрация права собственности муниципального образования г. Мурманск на основании решения суда, вынесенного в отношении бесхозяйных объектов.
Пунктом 3.1.2 соглашения установлено, что комитет проводит мероприятия по установлению признаков бесхозяйной вещи, результатом которых является признание вещи бесхозяйной, организует изготовление технической документации на бесхозяйный объект и обеспечивает его на учет в органах Росреестра, либо прекращение мероприятий в связи с выявлением собственника объекта.
В случае принятия органом Росреестра решения о постановке бесхозяйного объекта на учет, комитет направляет в адрес ГОУП "Мурманскводоканал" акт приема-передачи бесхозяйного объекта в эксплуатацию (пункт 3.1.5 соглашения).
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что спорный участок водопроводной сети является бесхозяйным и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, указав, что бездействие комитета имущественных отношений г. Мурманска по непринятию мер к постановке на учет спорного объекта бесхозяйного недвижимого имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права неопределенного круга лиц.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суды апелляционной инстанции и кассационный суд общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что с обжалуемыми судебными постановлениями нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Включению в реестр муниципальной собственности спорного имущества должна предшествовать процедура, предусмотренная частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При этом пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 данной статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Названные выше положения гражданского законодательства предусматривают обязанность приобретения органом местного самоуправления права собственности в отношении недвижимой вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. При этом в отношении бесхозяйных линейных объектов право собственности разрешается приобрести лицам, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
При этом согласно статье 50 данного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, действующий на момент возникновения спорных правоотношений, был утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. N 931.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 133 данного кодекса вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
На основании статьи 133.1 указанного кодекса недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с пунктом 5 статьи 2 которого водопроводная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Согласно статье 8 данного закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5).
Исходя из приведенных норм закона для решения вопроса о признании спорного участка водопроводной сети бесхозяйной недвижимой вещью и возложении обязанности на орган местного самоуправления поставить в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии на учет данное имущество, суду необходимо было установить является ли спорный участок водопроводной сети самостоятельной недвижимой вещью.
Как следует из материалов дела, спорный объект был построен и вводился в эксплуатацию (технологически присоединен к водопроводной сети) для обеспечения водоснабжением многоквартирных домов N 5 и 7, по ул. Чумбарова-Лучинского в г. Мурманске и Мурманской коррекционной школы N 1 по ул. Чумбарова-Лучинского в г. Мурманске более 50 лет назад.
В силу статьи 94 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего период возникновения спорного объекта, государство является единым собственником всего государственного имущества. Государственное имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
В целях формирования правового механизма разграничения единой государственной собственности на собственность Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации (а затем и собственность муниципальных образований), предпринятого в процессе становления России как федеративного государства, развития экономических основ конституционного строя, ускорения процессов приватизации государственного и муниципального имущества и во исполнение требований Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-I "О собственности в РСФСР", которым был определен имущественный состав государственной и муниципальной собственности (статьи 20 - 23), а также Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. N 1531-I "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", установившего организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 (далее - Постановление N 3020-1), Верховный Совет Российской Федерации постановил, разграничить государственную собственность в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. 114-рп (далее - Порядок N 114-рп), для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов.
Согласно пункту 4 Порядка N 114-рп, по объектам, отнесенным к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (приложение N 2 Постановления N 3020-1), представляются для регистрации отдельные перечни, согласованные с органами государственного управления, в ведении которых находятся указанные объекты.
При согласовании указанных перечней объектов федеральной собственности органы государственного управления исходят из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.
Решением Совета народных депутатов Мурманской области от 27 января 1993 г. в соответствии с Постановлением N 3020-1 утвержден перечень предприятий, имущества, передаваемых в государственную собственность Мурманской области, разработанный Комитетом по управлению госимуществом Мурманской области и утвержденный решением малого Совета областного Совета народных депутатов от 9 июня 1992 N 68, согласованный органами госуправления Российской Федерации с изменениями, возникшими в процессе выполнения Программы приватизации области.
В пункте 107 Приложения N 1 Решения Совета народных депутатов Мурманской области от 27 января 1993 г., производственно-технологический комплекс "Областное производственное объединение водопроводно-канализационного хозяйства "Облводоканал" (с 1995 года ГОУП "Мурманскводоканал" - далее предприятие "Водоканал"), передано в государственную собственность Мурманской области.
На момент принятия Постановления N 3020-1, предприятие "Водоканал", в том числе спорный участок, относились к объектам государственной собственности в силу закона.
Правительством Российской Федерации во исполнение Порядка N 114-рп принято постановление от 22 ноября 1993 г. N 1191 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Мурманской области" (далее - Постановление N 1191), которым в государственную собственность Мурманской области переданы государственные предприятия, организации и учреждения согласно Приложению N 1, в том числе предприятие "Водоканал".
Следовательно, государственный орган, действующий от имени собственника, принял решение не передавать предприятие "Водоканал" в муниципальную собственность.
С учетом того, что предприятие "Водоканал" является предприятием по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем, обеспечивает водоснабжением граждан г. Мурманска и других населенных пунктов Мурманской области, то на основании приложения N 2 Постановления N 3020-1 и Постановления N 1191 Мурманская область как собственник предприятия "Водоканал", регистрирует в 2011 году право собственности на объекты инженерной инфраструктуры г. Мурманска.
Отсутствие информации о спорном участке единой водопроводной сети Ленинского округа г. Мурманска в техническом паспорте (инвентарный номер 13970), не свидетельствует о бесхозяйности данного участка.
Оставив без внимания указанные обстоятельства, суд удовлетворил требования прокурора и возложил на ответчика обязанность по постановке на учет участка водопроводной сети как бесхозяйного имущества, тем самым, в нарушение положений пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, фактически подтвердил бесхозяйный статус вещи без установления ее собственника, устанавливая его отсутствие, равно как и то, что данный участок водопроводной сети является недвижимым имуществом.
Вместе с тем, судом не установлены технические характеристики спорного объекта, назначение и наличие или отсутствие возможности постановки его на учет как бесхозяйного имущества в качестве отдельного объекта, и не проверен факт того, является ли данный объект составной частью водопроводной сети.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судебными инстанциями нарушения норм права являются существенным, они повлияли на результат рассмотрения дела и не могут быть устранены без отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит нужным отменить решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 17 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 ноября 2023 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2024 г., а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 17 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 ноября 2023 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2024 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
------------------------------------------------------------------