Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 30.03.2023 N 707-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Халилова Гусмана Зиннатовича на нарушение его конституционных прав частями 6 и 7 статьи 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 4.2.8 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, а также пунктами 2, 8 и 15 Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 марта 2023 г. N 707-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ХАЛИЛОВА ГУСМАНА ЗИННАТОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ 6 И 7 СТАТЬИ 18

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",

ПУНКТОМ 4.2.8 ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПУНКТАМИ 2, 8 И 15 ПОРЯДКА

ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ

К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ

АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Г.З. Халилова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин Г.З. Халилов оспаривает конституционность частей 6 и 7 статьи 18 "Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы" Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 4.2.8 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 года N 884), а также пунктов 2, 8 и 15 Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Порядок формирования федерального перечня учебников; утвержден приказом Минпросвещения России от 12 ноября 2021 года N 819; утратил силу в связи с изданием приказа Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1053).

Как следует из представленных материалов, актами судов общей юрисдикции заявителю отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными ответов уполномоченных органов в части, касающейся невозможности оценки учебника для общеобразовательных организаций на предмет наличия в нем признаков экстремизма и о признании его экстремистским материалом. При этом суды в том числе пришли к выводу, что учебное издание не содержит экстремистских материалов и сведений, относится к жанру научного стиля речи, соответствует требованиям государственных стандартов и получило положительные заключения государственных экспертиз.

По мнению Г.З. Халилова, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 33 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют суду произвольно отказывать в проверке учебного издания на соответствие Федеральному закону от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, признавая право каждого на образование (статья 43, часть 1), гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (статья 43, часть 2), относит установление федеральных государственных образовательных стандартов к компетенции Российской Федерации (статья 43, часть 5), а общие вопросы образования - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "е" части 1).

Оспариваемые нормы статьи 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривают включение учебников и учебных пособий, содержание которых должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным основным общеобразовательным программам, в федеральный перечень по результатам экспертизы, проводимой федеральным органом исполнительной власти с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6); при этом порядок формирования федерального перечня учебников, включая порядок проведения экспертизы, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (часть 7).

В соответствии с пунктом 4.2.8 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации полномочие по принятию порядка формирования федерального перечня учебников возложено на указанный орган государственной власти.

В свою очередь, Порядок формирования федерального перечня учебников предполагает включение в этот перечень учебников путем издания приказа Минпросвещения России по результатам экспертизы, организационно-техническое и аналитическое обеспечение которой возлагается на подведомственные данному Министерству организации (пункт 2); устанавливает, что экспертиза учебника заключается в анализе и оценке соответствия учебника и его содержания определенным критериям и предполагает оценку каждого критерия (пункты 7 и 8), а также определяет порядок подбора экспертов (пункт 15). Аналогичные нормы содержатся и в действующей редакции Порядка формирования федерального перечня учебников (пункты 4, 5, 7, 8 и 19).

Указанные нормативные положения призваны обеспечить государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования и создать условия для реализации права на образование путем формирования перечня учебников и учебных пособий, содержание которых соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным основным общеобразовательным программам, в которых, в частности, отсутствуют сведения (информация), направленные (направленная) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылки на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов.

Таким образом, оспариваемые нормы Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном в жалобе аспекте.

Что же касается оспариваемых положений Порядка формирования федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минпросвещения России, то оценка конституционности ведомственных нормативных правовых актов не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Халилова Гусмана Зиннатовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, а также поскольку разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления