КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 марта 2023 г. N 707-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ХАЛИЛОВА ГУСМАНА ЗИННАТОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ 6 И 7 СТАТЬИ 18
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
ПУНКТОМ 4.2.8 ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПУНКТАМИ 2, 8 И 15 ПОРЯДКА
ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Г.З. Халилова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин Г.З. Халилов оспаривает конституционность частей 6 и 7 статьи 18 "Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы" Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 4.2.8 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 года N 884), а также пунктов 2, 8 и 15 Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Порядок формирования федерального перечня учебников; утвержден приказом Минпросвещения России от 12 ноября 2021 года N 819; утратил силу в связи с изданием приказа Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1053).
Как следует из представленных материалов, актами судов общей юрисдикции заявителю отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными ответов уполномоченных органов в части, касающейся невозможности оценки учебника для общеобразовательных организаций на предмет наличия в нем признаков экстремизма и о признании его экстремистским материалом. При этом суды в том числе пришли к выводу, что учебное издание не содержит экстремистских материалов и сведений, относится к жанру научного стиля речи, соответствует требованиям государственных стандартов и получило положительные заключения государственных экспертиз.
По мнению Г.З. Халилова, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 33 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют суду произвольно отказывать в проверке учебного издания на соответствие Федеральному закону от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, признавая право каждого на образование (статья 43, часть 1), гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (статья 43, часть 2), относит установление федеральных государственных образовательных стандартов к компетенции Российской Федерации (статья 43, часть 5), а общие вопросы образования - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "е" части 1).
Оспариваемые нормы статьи 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривают включение учебников и учебных пособий, содержание которых должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным основным общеобразовательным программам, в федеральный перечень по результатам экспертизы, проводимой федеральным органом исполнительной власти с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6); при этом порядок формирования федерального перечня учебников, включая порядок проведения экспертизы, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (часть 7).
В соответствии с пунктом 4.2.8 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации полномочие по принятию порядка формирования федерального перечня учебников возложено на указанный орган государственной власти.
В свою очередь, Порядок формирования федерального перечня учебников предполагает включение в этот перечень учебников путем издания приказа Минпросвещения России по результатам экспертизы, организационно-техническое и аналитическое обеспечение которой возлагается на подведомственные данному Министерству организации (пункт 2); устанавливает, что экспертиза учебника заключается в анализе и оценке соответствия учебника и его содержания определенным критериям и предполагает оценку каждого критерия (пункты 7 и 8), а также определяет порядок подбора экспертов (пункт 15). Аналогичные нормы содержатся и в действующей редакции Порядка формирования федерального перечня учебников (пункты 4, 5, 7, 8 и 19).
Указанные нормативные положения призваны обеспечить государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования и создать условия для реализации права на образование путем формирования перечня учебников и учебных пособий, содержание которых соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным основным общеобразовательным программам, в которых, в частности, отсутствуют сведения (информация), направленные (направленная) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылки на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов.
Таким образом, оспариваемые нормы Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном в жалобе аспекте.
Что же касается оспариваемых положений Порядка формирования федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минпросвещения России, то оценка конституционности ведомственных нормативных правовых актов не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Халилова Гусмана Зиннатовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, а также поскольку разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------