КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 марта 2023 г. N 556-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ЗАРИПОВОЙ АЛФИИ ФЕРДИНАНТОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ
СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОФЕССИЙ
И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЛЕЧЕБНАЯ И ИНАЯ
РАБОТА КОТОРЫХ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ДАЕТ ПРАВО
НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки А.Ф. Зариповой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданка А.Ф. Зарипова оспаривает конституционность положений пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", согласно которым работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, исчисление сроков выслуги производится в следующем порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца (абзац второй); врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев (абзац третий).
По мнению заявительницы, которая работала в сельской местности, в частности в период с апреля 1991 года по октябрь 1999 года в должности акушерки больницы, оспариваемые положения, примененные в ее деле судами общей юрисдикции, противоречат статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, исключают возможность одновременного применения двух льготных порядков исчисления стажа к отдельным периодам работы, чем препятствуют досрочному назначению страховой пенсии.
А.Ф. Зарипова просит также отменить судебные решения апелляционной и кассационных инстанций по ее конкретному делу, поскольку они противоречат Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункт 20 части 1 и часть 2 статьи 30).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" закрепило правовые основания определения стажа на соответствующих видах работ и в подпункте "в" пункта 3 предусмотрело, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных, в частности, в подпункте "н" пункта 1 данного Постановления (досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения), применяется в том числе Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Оспариваемые положения пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 направлены на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществляется в сельской местности, а также в определенных должностях и структурных подразделениях учреждений здравоохранения.
Такое правовое регулирование, основанное на учете особенностей осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по той или иной должности в различных структурных подразделениях учреждений здравоохранения, а также в сельской местности, само по себе не может рассматриваться как ограничивающее права граждан на пенсионное обеспечение и не соответствующее конституционным предписаниям.
Следовательно, оспариваемые положения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы.
Разрешение же вопроса о правильности исчисления продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения до 1 ноября 1999 года, равно как и иных вопросов, поставленных А.Ф. Зариповой в жалобе, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Зариповой Алфии Фердинантовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------