КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 декабря 2021 г. N 2932-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
МАЛИНИНОЙ ОЛЬГИ ВЕНИАМИНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 25.15 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.В. Малининой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданка О.В. Малинина оспаривает конституционность части 2 статьи 25.15 КоАП Российской Федерации, предусматривающей, что извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Как следует из представленных материалов, постановлением должностного лица органа ГИБДД от 14 февраля 2019 года О.В. Малинина как собственник транспортного средства была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.9 "Превышение установленной скорости движения" КоАП Российской Федерации, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятисот рублей.
Заявительница утверждает, что она случайно узнала о вынесении в отношении нее названного постановления и 9 июля 2019 года направила в суд жалобу с ходатайством о восстановлении срока обжалования, мотивируя это тем, что копия постановления была направлена не по месту ее жительства, а по адресу, указанному в регистрационных данных транспортного средства. Определением судьи Октябрьского районного суда города Владимира от 14 августа 2019 года, оставленным без изменения вышестоящими судами, в том числе постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2020 года, в удовлетворении данного ходатайства было отказано. Как установили суды, административное правонарушение было выявлено работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами; при вынесении постановлений по таким делам сведения о собственнике (владельце) транспортного средства вносятся автоматически из соответствующих информационных баз ГИБДД; после регистрации автомобиля О.В. Малинина сменила место жительства; при этом она в нарушение установленного порядка не внесла соответствующие изменения в регистрационные данные своего транспортного средства. Учитывая указанные обстоятельства, суды посчитали, что заявительница была надлежащим образом извещена о вынесенном в отношении нее постановлении по делу об административном правонарушении, а названная ею причина пропуска срока обжалования данного постановления не является уважительной.
Заявительница просит признать оспариваемое законоположение не соответствующим статьям 2, 4 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 24 (часть 2), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1), 49 (часть 1), 55 (часть 3) и 120 Конституции Российской Федерации, поскольку оно позволяет извещать лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, не по фактическому месту их жительства, а по адресу, указанному в регистрационных данных автомобиля.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает общие правила извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, в соответствии с которыми извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства, а также предусматривает обязанность выслать копию постановления по делу об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого оно вынесено (статья 25.15 и часть 2 статьи 29.11).
Особый порядок привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств, предусматривающий, что постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, привлекаемого к административной ответственности (часть 3 статьи 28.6 КоАП Российской Федерации), предполагает, что сведения о месте жительства указанного лица определяются на основе баз данных, располагаемых государственным органом, должностные лица которого уполномочены возбуждать такие дела.
В соответствии с действовавшими на начало судебного разбирательства по делу заявительницы Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 399, утратившему силу в связи с изданием приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 950) владелец транспортного средства обязан зарегистрировать транспортное средство (внести изменения в регистрационные данные транспортного средства) в течение 10 суток после приобретения (возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных); изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями Госавтоинспекции; сведения о транспортном средстве и его владельце, указываемые в свидетельстве о регистрации транспортного средства, а также техническом паспорте (техническом талоне) транспортного средства, включающие в числе прочего адрес регистрации физического лица, подлежат обязательному учету с внесением в банки данных о владельцах транспортных средств; транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства, выдаваемых органами регистрационного учета (пункты 6, 11, 14 и 26).
Действующие Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1764) также непосредственно закрепляют, что регистрация транспортных средств, принадлежащих гражданам Российской Федерации, производится с внесением в банки данных Министерства внутренних дел Российской Федерации адреса, указанного в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (пункт 8).
Вместе с тем суд, разрешая вопрос о принятии к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выясняет вопрос о соблюдении установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП Российской Федерации срока обжалования, исчисляемого со дня вручения или получения копии постановления. При этом в случае пропуска данного срока, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП Российской Федерации, с обязательным извещением указанного лица; об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение, которое исходя из общих принципов осуществления правосудия может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту (пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, часть 2 статьи 25.15 КоАП Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, обеспечивающего судебный контроль за соблюдением срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении и разрешением вопроса о возможности восстановления этого срока, не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Малининой Ольги Вениаминовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------