КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 января 2017 г. N 56-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН
НОВОСЕЛОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИСЛАВОВИЧА, НОВОСЕЛОВОЙ МАРГАРИТЫ
ЮРЬЕВНЫ И ПЕТРОВСКОЙ ЕЛЕНЫ СТАНИСЛАВОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 6, СТАТЬЕЙ 9,
ПУНКТАМИ 6 И 9 СТАТЬИ 13, ПУНКТОМ 7 СТАТЬИ 17 И СТАТЬЕЙ 20
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан А.В. Новоселова, М.Ю. Новоселовой и Е.С. Петровской к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.В. Новоселов, М.Ю. Новоселова и Е.С. Петровская оспаривают конституционность следующих положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":
пункта 5 статьи 6, согласно которому данный Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается в том числе на том, что гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 данного Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства;
статьи 9, устанавливающей критерии отнесения части территории Российской Федерации к зоне отселения и наделяющей Правительство Российской Федерации полномочиями по определению режима проживания жителей в данной зоне и порядка хозяйственного использования ее территории;
пунктов 6 и 9 статьи 13, в соответствии с которыми к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
пункта 7 статьи 17, согласно которому, в частности, гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз;
статьи 20, закрепляющей возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Как следует из представленных материалов, заявителям, постоянно проживающим в городе Новозыбкове Брянской области, который до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относился к зоне отселения, было отказано в удовлетворении требований о понуждении присвоить им статус "переселяемый из зоны отселения", включении их в список переселяемых и в число участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а также об обязании выдать государственный жилищный сертификат. В обоснование данного отказа суды общей юрисдикции сослались на то, что заявители не относятся к категории лиц, переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, которой предоставлено право на такую меру социальной поддержки, как улучшение жилищных условий путем обеспечения жилой площадью в размере и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителей, оспариваемые нормы противоречат статьям 1, 2, 7, 19, 35 (часть 3), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют судам отказывать гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы и изъявившим желание переселиться из зоны отселения, в получении ими статуса "переселяемые из зоны отселения" и предоставлении им меры социальной поддержки в виде однократного обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Оспариваемые нормы были применены в делах заявителей судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемое заявителями положение статьи 6 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предоставляющее гражданам, проживающим на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению, на основании объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья право в дальнейшем проживать на данной территории или переселиться на другое место жительства, как само по себе, так и во взаимосвязи со статьей 9, определяющей критерии отнесения загрязненных территорий к зоне отселения, в том числе обусловливающие обязательное отселение населения, не может расцениваться как нарушающее права заявителей, постоянно проживающих на территории, в настоящее время отнесенной к зоне проживания с правом на отселение (статья 10 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Положения пункта 7 статьи 17 во взаимосвязи с пунктом 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленные на обеспечение жилой площадью граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, и нуждающихся в улучшении жилищных условий, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителей, к перечисленным категориям не относящихся.
Что касается статьи 20 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то во взаимосвязи с пунктом 9 части первой его статьи 13, выделяющим граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения до их переселения в другие районы, в отдельную категорию пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, она устанавливает для таких лиц возмещение вреда и меры социальной поддержки и, следовательно, направлена на обеспечение их социальной защиты с учетом характера и степени вреда, причиненного их здоровью и имуществу. Нарушение своих прав данной нормой заявители усматривают в том, что ее положениями не закреплена такая мера социальной поддержки, как однократное обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью. Между тем разрешение вопроса о расширении перечня мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Новоселова Александра Владиславовича, Новоселовой Маргариты Юрьевны и Петровской Елены Станиславовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------