Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2024 N 1726-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС" на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 75, а также пунктами 1 и 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 июня 2024 г. N 1726-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ

К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА

С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС"

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 75,

А ТАКЖЕ ПУНКТАМИ 1 И 14 СТАТЬИ 101 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС" (далее - ООО "ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС") оспаривает конституционность пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, в частности, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения совокупной обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения обязанности по уплате налогов, а также положений статьи 101 данного Кодекса, устанавливающих порядок и сроки принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 1) и основания для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (пункт 14).

Как следует из представленных материалов, вступившими в законную силу актами арбитражных судов частично (в части размера штрафа) удовлетворены требования ООО "ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС" о признании недействительными решений налогового органа. При этом суды пришли к выводу, что предельные сроки проведения выездной налоговой проверки и оформления ее результатов инспекцией не нарушены, в том числе с учетом факта реорганизации инспекции; нарушение же установленного налоговым законодательством срока для вынесения решения по результатам налоговой проверки не является основанием для освобождения от пени, начисленной за соответствующий период, поскольку налогоплательщик имел возможность исполнить свою налоговую обязанность в установленный законом срок.

По мнению ООО "ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС", оспариваемые законоположения противоречат статьям 8 (часть 2), 15 (часть 2), 35 (часть 3), 45, 54 (часть 2), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют с учетом обстоятельств реорганизации налогового органа принимать решение о привлечении к ответственности налогоплательщика тому налоговому органу, который формально не проводил налоговую проверку, в том числе с участием налогоплательщика в рассмотрении ее материалов; позволяют налоговому органу вносить изменения в ранее принятое решение без соблюдения установленных законом условий - без рассмотрения материалов проверки с участием налогоплательщика; позволяют начислять пени налогоплательщику за период, когда налоговым органом нарушался срок на принятие решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

Определяя в главе 14 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, подлежащую осуществлению в установленном законом порядке, федеральный законодатель, в частности, установил порядок и сроки принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 1 статьи 101) и основания для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (пункт 14 статьи 101).

Таким образом, оспариваемые положения статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в силу их буквального содержания определяют условия, направленные на обеспечение надлежащего порядка проведения налоговых проверок и принятия решений по их итогам, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, в деле которого судами установлено соблюдение прав налогоплательщика при проведении проверки, в том числе с учетом обстоятельства реорганизации проводившего проверку налогового органа.

Что же касается статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, то, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу установления и уплаты пени, в системе действующего налогового законодательства обязанность по своевременной уплате налога в установленном законом размере, как и ответственность за ее неисполнение, возложена именно на налогоплательщика, который в том числе обязан в полной мере компенсировать нанесенный им ущерб несвоевременной уплатой налогов путем уплаты пени за каждый день просрочки; уплата пени связывается с днем возникновения недоимки по налогу, и пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения соответствующей обязанности налогоплательщиком по день ее исполнения (Определение от 28 марта 2024 года N 603-О).

Таким образом, оспариваемое положение статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления