Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2024 N 1526-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тимошевской Елены Анатольевны на нарушение ее конституционных прав рядом положений отдельных нормативных актов"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 июня 2024 г. N 1526-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

ТИМОШЕВСКОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ

ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ ОТДЕЛЬНЫХ

НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Е.А. Тимошевской к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка Е.А. Тимошевская оспаривает конституционность отдельных положений:

Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 1 января 2017 года), устанавливавших круг плательщиков страховых взносов (статья 5);

определявших для плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, размер уплачиваемых ими страховых взносов, а также порядок их исчисления, порядок и сроки их уплаты (статьи 14 и 16);

Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", согласно которым части 18 и 19 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" изложены в новой редакции (пункт "б" части 3 статьи 13); Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу (часть 5 статьи 18); определены полномочия соответствующих органов по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (статья 20);

Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющих порядок определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (пункт 3 статьи 210), правила учета профессиональных налоговых вычетов (пункт 3 статьи 221), а также дохода для определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам (пункт 9 статьи 430);

части 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", закрепляющей формулу определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом в том числе начисленных и уплаченных за соответствующий календарный год за застрахованное лицо сумм страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование данной пенсии.

По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения, примененные в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 7 (часть 2), 8 (часть 2), 15 (часть 1), 16 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку устанавливают неопределенный порядок исчисления размера дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не обеспечивают надлежащего контроля за их начислением и уплатой, что позволяет занижать размер получаемой адвокатами, осуществляющими деятельность в составе коллегий (бюро), страховой пенсии по старости.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, ее статья 57, обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы, что во взаимосвязи с положениями ее статей 15, 18 и 19 исключает незаконные и несправедливые фискальные платежи и подразумевает обязанность платить налоги в размере не большем, чем это предусмотрено законом, который должен определить все существенные элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога, чтобы условия налогообложения обеспечивали полноту и своевременность взимания фискальных платежей с обязанных лиц и вместе с тем его правомерность. Формальная определенность и полнота элементов налогового обязательства сообразно структуре каждого налога и его экономико-правовым характеристикам гарантируют обоснованность налогообложения, позволяют обязанным лицам добросовестно платить налоги, а налоговой службе - правомерно контролировать исполнение этой обязанности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 года N 5-П, от 17 марта 2009 года N 5-П, от 22 июня 2009 года N 10-П, от 3 июня 2014 года N 17-П и др.).

Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" устанавливал круг плательщиков страховых взносов, в том числе не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам (статья 5), обязанность отдельных плательщиков, в частности адвокатов, уплачивать соответствующие страховые взносы в фиксированных размерах (статья 14) в порядке и сроки, определенные его статьей 16.

В свою очередь, внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ изменения, которым указанный выше Федеральный закон был признан утратившим силу, скорректировали систему исчисления, уплаты и администрирования страховых взносов с учетом закрепления соответствующего регулирования в Налоговом кодексе Российской Федерации и возложения соответствующих полномочий на налоговые органы (пункт 5 статьи 18 и статья 20).

В частности, в системе действующего законодательного регулирования пункт 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, определяя порядок учета отдельными плательщиками страховых взносов, в том числе адвокатами, дохода для целей исчисления размера страховых взносов, предусматривает, что такой доход определяется в соответствии со статьей 210 данного Кодекса, которая предполагает учет всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (пункт 1).

В свою очередь, оспариваемые пункт 3 статьи 210 и пункт 3 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности применения налоговых вычетов для целей определения налоговой базы по налогу на доходы физического лица, исчисления и уплаты данного налога в установленном законом размере и не регулируют вопросы, связанные с уплатой страховых взносов и установлением размера пенсии.

Таким образом, оспариваемые положения Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ не содержат неопределенности и позволяли (позволяют) определить плательщика страховых взносов, исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц и страховые взносы в законно установленном размере.

Кроме того, адвокаты в период осуществления адвокатской деятельности относятся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, и имеют право получать в органах Фонда обязательного пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 1 января 2023 года - Пенсионного фонда Российской Федерации), а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг информацию о начислении и уплате страховых взносов, а в случае несогласия со сведениями, содержащимися в их индивидуальных лицевых счетах, обращаться с заявлением об исправлении указанных сведений в соответствующие органы либо в суд (статья 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").

Что касается пункта 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" как в действующей редакции, так и в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, то он устанавливает единый для всех застрахованных лиц порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом суммы страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование данной пенсии.

Указанная норма в системе правового регулирования направлена на обеспечение соотносимости размера страховой пенсии как одного из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и начисленных (уплаченных) на эти цели страховых взносов.

Следовательно, оспариваемые законоположения являются элементами правового механизма обязательного пенсионного страхования, призваны обеспечивать его нормальное функционирование и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы.

Разрешение же с учетом фактических обстоятельств конкретного дела вопросов о начислении и уплате страховых взносов за период адвокатской деятельности Е.А. Тимошевской, в том числе в части определения их размера, а также о своевременности проведения перерасчета установленной ей страховой пенсии по старости, равно как и оценка правильности применения судами норм права, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тимошевской Елены Анатольевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления