КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 октября 2019 г. N 2799-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ПРЕМИНИНА АНАТОЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 31, ПУНКТОМ 2
ЧАСТИ 5 СТАТЬИ 66 И ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 6 СТАТЬИ 69 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ,
РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Н. Преминина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин А.Н. Преминин оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
пункта 3 части 1 статьи 31, предусматривающего в качестве единого требования к участникам закупки непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
пункта 2 части 5 статьи 66, согласно которому вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
пункта 2 части 6 статьи 69, закрепляющего, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.
Как следует из представленных материалов, постановлением уполномоченного должностного лица, оставленным судами без изменения, А.Н. Преминин, являющийся членом единой комиссии по осуществлению закупок (создана территориальным филиалом федерального бюджетного учреждения для организации и проведения размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд данного учреждения), был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в признании заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям документации об аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (часть 2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации), и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей. При этом суды, в числе прочего, признали правомерными выводы уполномоченного должностного лица о необоснованном отклонении заявки участника закупки - юридического лица, поскольку указанная в представленной им в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" декларации информация подтверждает, что в отношении данного участника закупки не проводится ликвидация, юридическое лицо не является несостоятельным (банкротом), в отношении него не открыто конкурсное производство (пункт 3 части 1 статьи 31 данного Федерального закона).
По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат статьям 1, 18, 19, 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той части, в какой они допускают неограниченное усмотрение государственных органов в процессе их применения при нетипичных фактических обстоятельствах, не предписывают воспроизводить буквально единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", создают возможность их произвольного применения, в том числе отождествления явно не соответствующих данному Федеральному закону формулировок в заявках участников закупки с формулировками, содержащимися в этом же Федеральном законе, а также ввиду отсутствия согласованности данных норм с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу положений гражданского законодательства признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию (пункт 1 статьи 65 ГК Российской Федерации), а ликвидация юридического лица - его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1 статьи 61 данного Кодекса). С учетом этого оспариваемые положения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", направленные на недопустимость участия в закупках юридических лиц, находящихся в процессе ликвидации, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых вынесено решение арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, и тем самым - на обеспечение эффективности осуществления закупок и надлежащего исполнения участниками закупок своих обязательств по государственному (муниципальному) контракту, не содержат какой-либо неопределенности, в том числе в части их согласованности с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Установление же и оценка фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, а также проверка правильности применения оспариваемых норм с учетом данных обстоятельств к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Преминина Анатолия Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------