КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 декабря 2015 г. N 3021-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЛИЗИНГОВАЯ
КОМПАНИЯ "ЦЕНТР-КАПИТАЛ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 5, ПУНКТАМИ 4 И 5
СТАТЬИ 142 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы АО "Объединенная лизинговая компания "Центр-Капитал" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Определением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлениями судов вышестоящих инстанций, было оставлено без рассмотрения дело по иску АО "Объединенная лизинговая компания "Центр-Капитал" к АО "ВАМИН Татарстан" о взыскании задолженности по лизинговым платежам, выкупной цены, досрочных платежей за владение и пользование спецтехникой и неустойки за просрочку уплаты лизинговых платежей. Определениями арбитражного суда, вынесенными в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) АО "ВАМИН Татарстан", заявителю также было отказано во включении его требований в реестр требований кредиторов должника, в определенной части требования были признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов АО "ВАМИН Татарстан". При этом суды, руководствуясь отдельными положениями Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и разъяснениями, данными в ряде постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходили, в частности, из того, что договор выкупного лизинга был заключен и финансирование предоставлено лизингодателем лизингополучателю ранее возбуждения дела о банкротстве лизингополучателя, а следовательно, заявленные АО "Объединенная лизинговая компания "Центр-Капитал" требования как требования лизингодателя к лизингополучателю относятся к реестровым требованиям, а не к текущим. Кроме того, указывая, что требования АО "Объединенная лизинговая компания "Центр-Капитал" были заявлены после закрытия реестра требований кредиторов, суды на основании пункта 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" пришли к выводу, что они подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации АО "Объединенная лизинговая компания "Центр-Капитал" оспаривает конституционность пункта 1 статьи 5 и пунктов 4 и 5 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
По мнению заявителя, данные законоположения противоречат статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в которой они, соответственно, позволяют расценивать периодические платежи по гражданско-правовому договору как в качестве текущих платежей, так и в качестве платежей, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, а также не предусматривают возможности восстановления сроков на включение требований кредиторов в реестр при наличии уважительных причин их пропуска.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 февраля 2014 года N 222-О, применительно к договору финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа имущественный интерес лизингодателя заключается в размещении денежных средств (посредством приобретения в собственность указанного лизингополучателем имущества и предоставления последнему этого имущества за плату), а интерес лизингополучателя - в пользовании имуществом и последующем его выкупе, иными словами, целью сторон такого договора является приобретение лизингополучателем предмета лизинга за счет лизингодателя на определенных договором условиях.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в целях данного Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено данным Федеральным законом; возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Данные положения, рассматриваемые с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2014 года N 37), а также выводов судов о заключении сторонами договора лизинга и предоставлении финансирования лизингодателем лизингополучателю ранее возбуждения дела о банкротстве лизингополучателя, притом что денежное обязательство лизингополучателя возвратить полученное от лизингодателя финансирование и уплатить вознаграждение за предоставленное финансирование возникает в момент получения предмета лизинга в пользование, не содержат неопределенности в вопросе о характере требований лизингодателя к лизингополучателю в случае, когда договор выкупного лизинга был заключен и финансирование предоставлено лизингодателем лизингополучателю ранее возбуждения дела о банкротстве лизингополучателя, а соответственно, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Что касается оспариваемого заявителем пункта 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающего, в частности, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника, то Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что закрытие реестра требований кредиторов обусловлено необходимостью создания определенности имущественного положения кредиторов и должника в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, а возможность удовлетворения требований, предъявленных до и после закрытия реестра требований кредиторов, зависит от фактической платежеспособности конкретного должника и наличия у него имущества, достаточного для удовлетворения таких требований (определения от 22 апреля 2014 года N 952-О, от 16 июля 2015 года N 1699-О и др.). Таким образом, указанная норма также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя.
Кроме того, представленными материалами не подтверждается применение пункта 5 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в конкретном деле с участием заявителя, поэтому в силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в этой части жалоба также не может быть признана допустимой.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Объединенная лизинговая компания "Центр-Капитал", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------