КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. N 3011-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КУБАШЕВА РУСЛАНА КАЗЫМОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПУНКТОМ 1 ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 412.5 И ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ
412.7 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.К. Кубашева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Р.К. Кубашев, который отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы и которому постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 августа 2015 года отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, просит признать не соответствующими статьям 15 (часть 4), 46 и 52 Конституции Российской Федерации, а также пункту 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод пункт 1 части второй статьи 412.5 "Рассмотрение надзорных жалобы, представления" и пункт 5 статьи 412.7 "Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации" УПК Российской Федерации, как лишающие возможности мотивированной, обоснованной проверки Президиумом Верховного Суда Российской Федерации обжалуемых судебных решений на предмет исправления допущенного, по утверждению заявителя, нарушения его прав в его деле.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовая природа и предназначение надзорного производства предполагает единоличное рассмотрение судьей надзорных жалобы, представления как предварительную процедуру, введение которой обусловлено целью не допустить превращение суда надзорной инстанции в обычную (ординарную) судебную инстанцию и исключить передачу в суд надзорной инстанции явно необоснованных обращений (постановления от 17 июля 2002 года N 13-П и от 5 февраля 2007 года N 2-П, определения от 23 июня 2015 года N 1333-О, от 16 июля 2015 года N 1585-О и N 1619-О). В случае, если по результатам изучения надзорных жалобы, представления не выявлены основания пересмотра судебных решений в порядке надзора, судья Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 части второй статьи 412.5 УПК Российской Федерации).
При этом согласно статье 412.7 УПК Российской Федерации такое постановление помимо прочего должно содержать мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (пункт 5). Соответственно, данная норма, применяемая в единстве с частью четвертой статьи 7 того же Кодекса, не допускает отказ суда от рассмотрения и оценки всех доводов надзорной жалобы, а также от мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются.
Таким образом, оспариваемые законоположения не могут расцениваться как нарушающие права заявителя в обозначенном им аспекте, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кубашева Руслана Казымовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 348-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черченцова Виктора Владимировича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 412.5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по своей природе процедура предварительного единоличного изучения надзорных жалоб, представлений, в рамках которой определяется наличие или отсутствие правовых оснований для передачи дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, в том числе исходя из доводов, изложенных в жалобе, и содержания обжалуемых судебных решений, а в случае необходимости - и из материалов истребованного судьей уголовного дела, обусловлена целью не допустить превращение суда надзорной инстанции в обычную (ординарную) судебную инстанцию и исключить передачу в суд надзорной инстанции явно необоснованных обращений, а потому не может расцениваться в качестве нарушающей конституционные права граждан (определения от 23 июня 2015 года N 1333-О, от 16 июля 2015 года N 1585-О и N 1619-О, от 22 декабря 2015 года N 3011-О, от 25 февраля 2016 года N 278-О и от 25 октября 2016 года N 2203-О).
Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2409-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Демченко Николая Андреевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части второй статьи 412.5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В случае, если по результатам изучения надзорных жалобы, представления не выявлены основания пересмотра судебных решений в порядке надзора, судья Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 части второй статьи 412.5 УПК Российской Федерации, выносит постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. При этом согласно пункту 5 статьи 412.7 данного Кодекса такое постановление помимо прочего должно содержать мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Соответственно, данные нормы, применяемые в единстве с частью четвертой статьи 7 УПК Российской Федерации, предъявляющей к судебным решениям требования законности, обоснованности и мотивированности, не допускают отказ суда от рассмотрения и оценки всех доводов надзорной жалобы, а также от мотивировки соответствующего решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 3011-О, от 23 июня 2016 года N 1270-О и от 19 июля 2016 года N 1708-О).
Определение Конституционного Суда РФ от 25.10.2016 N 2203-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кубашева Руслана Казымовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 75, частью первой статьи 412.5 и частью первой статьи 412.9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Согласно части первой статьи 412.5 УПК Российской Федерации надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с установленными статьями 412.1 - 412.3 этого Кодекса правилами, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного уголовного дела. Указанная норма устанавливает предварительный единоличный порядок изучения судьей суда надзорной инстанции поступивших надзорных жалобы, представления, который, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, не может расцениваться в качестве нарушающего конституционные права граждан (определения от 23 июня 2015 года N 1333-О, от 16 июля 2015 года N 1585-О и N 1619-О, от 22 декабря 2015 года N 3011-О и от 25 февраля 2016 года N 278-О).
Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1708-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трегубова Леонида Алексеевича на нарушение его конституционных прав пунктом "в" части третьей статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации, частью первой статьи 389.1, частью первой статьи 389.5, частью первой статьи 389.36, статьями 412.1, 412.5 и 412.7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью второй статьи 15, частью третьей статьи 35, статьями 335 и 338 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, положениями Федерального закона от 9 июля 1998 года N 95-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 15 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР", Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 433-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
При этом согласно статье 412.7 УПК Российской Федерации такое постановление помимо прочего должно содержать мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (пункт 5). Соответственно, данная норма, применяемая в единстве с частью четвертой статьи 7 того же Кодекса, не допускает отказ суда от рассмотрения и оценки всех доводов надзорной жалобы, а также от мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 3011-О).