ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 февраля 2021 г. N 58-КАД20-12-К9
Судья Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации Хаменков В.Б., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Кораблева Дениса Анатольевича на определение судьи Амурского городского суда Хабаровского края от 18 октября 2019 года, апелляционное определение судьи Хабаровского краевого суда от 24 января 2020 года и кассационное определение судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года по административному материалу N 13-1071/2019 по административному иску Кораблева Д.А. к врио начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6) о признании незаконным отказа в предоставлении информации о лимите наполнения названного учреждения и количестве отбывающих в нем наказание осужденных, возложении обязанности предоставить такую информацию,
письмом врио начальника ФКУ ИК-6 от 5 сентября 2019 года Кораблеву Д.А., отбывающему наказание в местах лишения свободы, отказано в предоставлении информации о лимите наполнения названного учреждения и количестве отбывающих в нем наказание осужденных, поскольку запрашиваемая им информация не относится к информации, касающейся прав и обязанностей осужденных.
Кораблев Д.А. обратился в суд с указанными выше требованиями, ссылаясь на то, что непредставление ему запрашиваемых сведений нарушает его право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Определением судьи Амурского городского суда Хабаровского края от 18 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Хабаровского краевого суда от 24 января 2020 года, отказано в принятии административного искового заявления на основании статьи 128 Кодекса административного судопроизводства, поскольку из его содержания не следует, что отказ в предоставлении запрашиваемой информации нарушает права Кораблева Д.А., затрагивает его свободы и законные интересы.
Кассационным определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года указанные определения судов оставлены без изменения.
В связи с поступлением в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобы Кораблева Д.А. об отмене названных судебных актов по запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации административный материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 4 февраля 2021 года передан для рассмотрения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив представленные материалы, проверив доводы кассационной жалобы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает обжалуемые судебные акты незаконными исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, обеспечении защиты информации, регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Статьей 3 этого федерального закона установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах:
свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
установления ограничений доступа к информации только федеральными законами;
открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
достоверности информации и своевременности ее предоставления.
В силу части 6 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 2 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статья 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", часть 1 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Обращаясь в суд, Кораблев Д.А. оспаривал законность принятого в отношении его должностным лицом решения об отказе в предоставлении запрашиваемых им сведений.
Правомерность такого отказа подлежала проверке при рассмотрении и разрешении административного дела по существу. Следовательно, вывод судов о том, что отказ административного ответчика права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает, является преждевременным.
Обстоятельства, на которых основан вывод судов о том, что запрашиваемая информация прав и свобод истца не затрагивает, в судебных актах не приведены.
При таких данных у судов отсутствовали правовые основания для отказа в принятии административного искового заявления Кораблева Д.А., соответственно, вынесенные ими судебные акты являются незаконными и подлежат отмене, как принятые с существенным нарушением норм процессуального права и нарушающие право административного истца на доступ к правосудию.
На основании изложенного судья Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определение судьи Амурского городского суда Хабаровского края от 18 октября 2019 года, апелляционное определение судьи Хабаровского краевого суда от 24 января 2020 года и кассационное определение судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года отменить.
Административный материал направить в Амурский городской суд Хабаровского края для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
В.Б.ХАМЕНКОВ
------------------------------------------------------------------