ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 марта 2023 г. N 37-КАД22-4-К1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кульчикова Евгения Дмитриевича на решение Советского районного суда г. Орла от 9 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 31 марта 2022 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июля 2022 г. по материалам истребованного административного дела N 2а-3459/2021 по административному исковому заявлению Кульчикова Е.Д. о признании незаконными решений Урицкого межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и возложении на административного ответчика обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Кульчикова Е.Д. - Кульчикова Д.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Кульчиков Е.Д., являясь собственником жилого дома с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, 21 августа 2021 г. обратился в Урицкий межмуниципальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на земельный участок площадью 1477 кв. м под указанным жилым домом и включение сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Уведомлением Урицкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Орловской области от 26 августа 2021 г. N КУВД-001/2021-34579584/1 Кульчикову Е.Д. отказано во включении в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости на основании пункта 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку представленные на регистрацию документы не подтверждают ранее возникшее право.
Также 25 августа 2021 г. Кульчиков Е.Д. обратился в Урицкий межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Орловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, приложив аналогичный пакет документов, который представил и с заявлением от 21 августа 2021 г., и с просьбой рассмотреть совместно оба заявления.
Уведомлением от 1 сентября 2021 г. заявление от 25 августа 2021 г. оставлено без рассмотрения в связи с неуплатой государственной пошлины.
Полагая свои права нарушенными, Кульчиков Е.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными уведомлений и возложении на административного ответчика обязанности осуществить включение в ЕГРН сведений о земельном участке, расположенном под жилым домом, как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Решением Советского районного суда г. Орла от 9 декабря 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 31 марта 2022 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июля 2022 г., Кульчикову Е.Д. отказано в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Кульчиков Е.Д., полагая, что судами допущено существенное нарушение норм материального права, просит отменить судебные акты и направить административное дело на новое рассмотрение. Также ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационной жалобы.
Ходатайство Кульчикова Е.Д. о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационной жалобы рассмотрению не подлежит, поскольку заявителем кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации, с учетом времени рассмотрения административного дела судебной коллегией по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, направлена в установленный статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2022 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 17 февраля 2023 г. кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб об отмене обжалуемых судебных постановлений, Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении и разрешении заявленных исковых требований такие нарушения имели место.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как следует из части 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Исходя из содержания частей 4 и 9 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ ранее учтенными земельными участками являются в том числе земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.
При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения, согласно части 5 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, могут быть внесены в ЕГРН на основании представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документов (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что к документам, устанавливающим или подтверждающим право на объект недвижимости, относятся: государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона N 122-ФЗ.
Также согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются среди прочего акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.
Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.
В материалах дела имеется выписка из протокола от 17 мая 1955 г. N 10, из которой видно, что на заседании исполкома Хотынецкого районного Совета депутатов трудящихся Орловской области было принято решение о выделении С. земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.
Также имеется копия решения Хотынецкого районного суда Орловской области от 22 февраля 1982 г. Из текста решения суда усматривается, что жилой дом возведен на этом земельном участке в 1955 г., по похозяйственной книге за 1955 - 1957 гг. С. стал проживать в доме с 1958 года.
Впоследствии по договору купли-продажи жилого дома от 30 августа 1985 г. б/н жилой дом был продан С. Кульчикову Е.Д. В договоре имеется указание на то, что жилой дом расположен на земельном участке площадью 1477 кв. м. Договор удостоверен председателем исполкома Хотынецкого поселкового Совета народных депутатов Орловской области.
Согласно статье 21 Гражданского кодекса РСФСР, введенного в действие постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета от 11 ноября 1922 г., владение землею допускалось только на правах пользования.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" установлено, что отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование. Размер земельных участков, отводимых гражданам, определяется исполкомами областных, городских и районных советов депутатов трудящихся в соответствии с проектами планировки и застройки городов, а также в соответствии с общими нормами, устанавливаемыми Советом Министров СССР.
Таким образом, в 1955 году земельный участок был предоставлен правопредшественнику Кульчикова Е.Д. - С. в бессрочное пользование.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Исходя из приведенного правового регулирования и представленных в дело доказательств, нельзя согласиться с выводами судов о том, что спорный земельный участок не может быть отнесен к ранее учтенным. То обстоятельство, что постановлением главы администрации поселка Хотынец Орловской области от 22 апреля 2002 г. N 69 принято решение о приватизации земельного участка площадью 1477 кв. м около дома Кульчикова Е.Д. в шт. <...> ул. <...>, д. <...>, само по себе не опровергает возникновения права собственности Кульчикова Е.Д. на земельный участок в силу закона до введения в действие Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на объект недвижимости.
Поскольку спорный земельный участок обладает признаками ранее учтенного, сведения о нем могут быть внесены в ЕГРН, в свою очередь, уведомление от 1 сентября 2021 г. об оставлении без рассмотрения заявления Кульчикова Е.Д. от 25 августа 2021 г. по мотиву отсутствия документа об уплате государственной пошлины является неправомерным.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Советского районного суда г. Орла от 9 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 31 марта 2022 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июля 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Кульчикова Е.Д. удовлетворить.
Признать незаконными Уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области от 26 августа 2021 г. N КУВД-001/2021-34579584/1 об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и Уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области от 1 сентября 2021 г. о возврате заявления о государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, без рассмотрения.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области возложить обязанность повторно рассмотреть заявления Кульчикова Е.Д. от 21 августа 2021 г. и 25 августа 2021 г.
------------------------------------------------------------------