ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 апреля 2023 г. N 127-КАД23-1-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Голубевой Надежды Афанасьевны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 9 ноября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 12 апреля 2022 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2022 г. по материалам истребованного административного дела N 2а-4179/2021 по административному исковому заявлению Голубевой Н.А. о признании незаконными решений государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Голубева Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Е.В. (далее также - государственный регистратор) от 8 декабря 2020 г. N КУВД-001/2020-25115145/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, от 9 марта 2021 г. N КУВД-001/2020-25115145/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...> (далее также - земельный участок); о возложении обязанности на административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет указанного земельного участка и государственную регистрацию прав на Голубеву Н.А.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 9 ноября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 12 апреля 2022 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2022 г., отказано в удовлетворении административного искового заявления Голубевой Н.А.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Голубева Н.А., полагая, что судами допущено существенное нарушение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Решением Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 26 июня 2008 г. N 15 Голубевой Н.А. выдано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0100 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <...> (пункт 1); в случае не предоставления Голубевой Н.А. проекта отвода земельного участка на утверждение поселкового совета в течение 12 месяцев решение считается утратившим силу (пункт 2).
Решением Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 23 июня 2009 г. N 21 Голубевой Н.А. продлен срок оформления документации до 23 июня 2010 г.
Решением Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 25 июня 2010 г. Голубевой Н.А. утвержден генеральный план индивидуальной застройки на земельном участке площадью 0,0100 га, расположенного по адресу: <...> (пункт 1); указанный земельный участок отнесен к категории земель - "земли жилой и общественной застройки" (пункт 1).
Голубевой Н.А. в 2010 г. получено заключение Управления главного архитектора Ялтинского городского совета N 012-5/1673 о возможности целевого использования указанного земельного участка.
В целях реализации решения Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 26 июня 2008 г. N 15, кадастровым инженером Г. в 2020 г. по заказу заявителя подготовлен межевой план испрашиваемого земельного участка.
В августе 2020 г. Голубева Н.А. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым с заявлением о проведении государственного кадастрового учета указанного земельного участка и о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав.
Администрация г. Ялты Республики Крым 20 ноября 2020 г., обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности муниципального образования на указанный земельный участок с приложением межевого плана и решения Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 26 июня 2008 г. N 15 о выдаче Голубевой Н.А. разрешения на разработку документации по землеустройству.
Уведомлением государственного регистратора от 8 декабря 2020 г. N КУВД-001/2020-25115145/1 приостановлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав до 9 марта 2021 г. со ссылкой на то, что решение Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 26 июня 2008 г. N 15 является не действующим.
В связи с неустранением замечаний уведомлением государственного регистратора от 9 марта 2021 г. N КУВД-001/2020-25115145/2 администрации муниципального образования отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указанного земельного участка, что явилось основанием для обращения Голубевой Н.А. с настоящим административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды пришли к выводу о правомерности принятых решений административного ответчика, поскольку в соответствии с законом субъекта Российской Федерации право граждан на завершение оформления прав на земельные участки должно возникнуть на основании решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. В данном случае такое решение было принято 26 июня 2008 г. Продление срока действия указанного решения не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку юридически значимым обстоятельством закон определяет дату принятия решения органа местного самоуправления, а не срок его действия.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых решений государственного регистратора, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями данной статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 названной статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта бесплатно - в собственность, в том числе гражданам Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Согласно пункту 5 Порядка для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что правовое регулирование, установленное статьей 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, не содержит положений, ограничивающих граждан Российской Федерации в реализации права на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на основании актов, которыми дано разрешение на разработку документации по землеустройству.
В связи с тем, что имеется действующее неисполненное решение Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятое в 2008 г. с внесенными в него изменениями в 2009 г., для завершения оформления которого заявителем принимались все необходимые меры по подготовке соответствующей документации до вступления в силу Закона N 38-ЗРК, выводы судебных инстанций о том, что у административного ответчика имелись правовые основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении испрашиваемого земельного участка основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 9 ноября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 12 апреля 2022 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2022 г. отменить.
Признать незаконными решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крыму от 8 декабря 2020 г. N КУВД-001/2020-25115145/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, от 9 марта 2021 г. N КУВД-001/2020-25115145/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...>.
Возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление администрации города Ялты Республики Крым о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
------------------------------------------------------------------