ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 декабря 2020 г. N 44-ИКАД20-2-А4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Любимова Леонида Сергеевича на решение Пермского краевого суда от 23 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 апреля 2020 года по делу N За-650/2020 по административному исковому заявлению Любимова Л.С. об отмене решения окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2 от 7 марта 2020 года N 04/02 "Об извещении кандидата в депутаты Любимова Леонида Сергеевича о недостатках в документах, представленных в окружную избирательную комиссию N 2".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей кассационную жалобу Любимова Л.С. оставлению без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением избирательной комиссии Пермского края от 24 января 2020 года N 101/01-3 на 26 апреля 2020 года назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2.
Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края возложены на территориальную избирательную комиссию Кировского района города Перми, постановлением избирательной комиссии Пермского края от 24 января 2020 года N 101/03-3.
Ввиду несоблюдения Любимовым Л.С., при подаче документов в окружную избирательную комиссию по выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2 (далее - ОИК N 2) требований статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и статей 28, 29, 32, 52, 57 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее - Закон Пермского края N 766-ПК) решением ОИК N 2 от 7 марта 2020 года N 04/02 Любимов Л.С., выдвинутый избирательным объединением "Пермское краевое отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", был уведомлен о выявленных недостатках в документах, представленных в окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу N 2 для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2. В приложении к оспариваемому решению ОИК N 2 указано следующее: "Сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах" представлены и оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, требований Закона Пермского края N 766-ПК", "Сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации..." и "Сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства..." отсутствуют среди документов, необходимых к представлению для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в соответствии с Законом Пермского края N 766-ПК; "Первый финансовый отчет" представлен и оформлен с нарушением требований Закона Пермского края N 766-ПК.
Не согласившись с решением окружной избирательной комиссии N 2 от 7 марта 2020 года N 04/02, Любимов Л.С. обратился в Пермский краевой суд с указанным выше заявлением.
Решением Пермского краевого суда от 23 марта 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Любимова Л.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 апреля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, адресованной в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Любимовым Л.С. ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения допущены не были.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что при отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата предусмотрено законом, или при несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата.
Аналогичные положения содержаться в части 3 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее - Закон Пермского края N 766-ПК).
Как установлено судами и следует из материалов дела, на дату принятия ОИК N 2 оспариваемого решения от 7 марта 2020 года, представленные Любимовым Л.С. документы не в полной мере соответствовали требованиям законодательства о выборах.
В этой связи ОИК N 2 в соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ ОИК N 2 вправе была вынести решение об имеющихся недостатках в представленных Любимовым Л.С. документах.
При этом суды согласились с доводами Любимова Л.С. о том, что им до вынесения оспариваемого решения ОИК N 2 некоторые из указанных в оспариваемом решении недостатков представленных документов были устранены.
Однако, учитывая то обстоятельство, что административным истцом были допущены иные нарушения, перечисленные в оспариваемом решении ОИК N 2, и не устраненные на дату его принятия суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены такого решения.
Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемое решение ОИК N 2 не указывает на какие-либо конкретные недостатки, проверялся судами и был признан несостоятельным. При этом судами было учтено, что, приведение в приложении к оспариваемому решению ОИК N 2 сведений об отдельных документах с указанием о наличии недостатков в их представлении и заполнении, в совокупности с приведенными сведениями в самом тексте решения о нарушении при их оформлении положений, содержащихся в конкретных статьях как Федерального закона N 67-ФЗ, так и Закона Пермского края N 766-ПК, в полной мере отвечает требованиям части 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Ввиду того, что отмена или изменение судебных постановлений в кассационном порядке допустимы лишь в случаях, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене решения Пермского краевого суда от 23 марта 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 апреля 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Пермского краевого суда от 23 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 апреля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Любимова Л.С. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------