Законодательство РФ

Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 (ред. от 01.05.2022) "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания торгово-промышленных палат в Российской Федерации, устанавливает организационно-правовые формы и направления их деятельности, определяет принципы их взаимоотношений с государством.


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Понятие торгово-промышленной палаты

1. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме союза для представления и защиты законных интересов своих членов и в целях развития предпринимательства, экономической и внешнеторговой деятельности, реализации иных целей и задач, предусмотренных настоящим Законом.

2. Торгово-промышленная палата может заниматься приносящей доход деятельностью лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.

3. Торгово-промышленная палата является юридическим лицом.

4. Торгово-промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

5. Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам.

6. Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею организаций, так же как и эти организации не отвечают по обязательствам торгово-промышленной палаты.

7. Торгово-промышленная палата, выполняя функции, предусмотренные ее уставом, действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации.


Статья 2. Законодательство о торгово-промышленных палатах

1. Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на членов торгово-промышленных палат при осуществлении деятельности, не связанной с членством в торгово-промышленных палатах.

3. Наименование "торгово-промышленная палата" и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях организаций, созданных в соответствии с положениями настоящего Закона.

Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания "торгово-промышленная палата", "торговая палата" или "промышленная палата" и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.

В случае неправомерного использования организацией в своем наименовании словосочетания "торгово-промышленная палата", "торговая палата" или "промышленная палата" Торгово-промышленная палата Российской Федерации, заинтересованная торгово-промышленная палата, прокурор, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о запрете использования такого словосочетания.


Статья 3. Цели и задачи торгово-промышленных палат

1. Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

2. Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

оказывают помощь российским организациям и индивидуальным предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики, организаций и индивидуальных предпринимателей;

организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также с социальными партнерами;

содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским организациям и индивидуальным предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

содействуют урегулированию споров, возникающих между субъектами предпринимательской деятельности;

обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;

выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.


Статья 4. Публично-правовые образования и торгово-промышленные палаты

1. Государственные органы и органы местного самоуправления оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями торгово-промышленных палат.

2. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц в деятельность торгово-промышленных палат, равно как и вмешательство торгово-промышленных палат в деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, не допускается.

3. Соответствующие государственные органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации торгово-промышленными палатами.


Глава II. ОБРАЗОВАНИЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ

И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 5. Принципы образования торгово-промышленных палат

1. Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей.

2. Торгово-промышленные палаты образуются на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории одного или нескольких муниципальных образований.

На территории субъекта Российской Федерации, равно как и на территории муниципального образования субъекта Российской Федерации, может быть образована только одна торгово-промышленная палата соответствующего уровня.


Статья 6. Порядок образования торгово-промышленной палаты и ее органов управления

1. Торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее тридцати учредителей.

2. Учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты.

3. Высшим органом торгово-промышленной палаты является общее собрание ее членов, а в торгово-промышленных палатах с числом членов более ста - съезд или конференция.

Порядок созыва и проведения заседаний высшего органа торгово-промышленной палаты, а также его компетенция и порядок принятия им решений определяются уставом торгово-промышленной палаты в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.

4. Уставом торгово-промышленной палаты также может предусматриваться образование коллегиального органа управления (совета). К компетенции указанного органа уставом торгово-промышленной палаты может быть отнесено, в частности, решение следующих вопросов:

а) принятие решений о создании торгово-промышленной палатой других юридических лиц или об участии торгово-промышленной палаты в других юридических лицах;

б) принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств торгово-промышленной палаты;

в) утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности торгово-промышленной палаты;

г) утверждение финансового плана торгово-промышленной палаты и внесение в него изменений;

д) назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора.

5. Для осуществления текущего руководства деятельностью торгово-промышленной палаты ее высшим органом избирается единоличный исполнительный орган (президент, председатель, директор или др.). Уставом торгово-промышленной палаты может также предусматриваться образование коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции или др.), председателем которого является единоличный исполнительный орган торгово-промышленной палаты.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации в порядке, определяемом ее уставом, согласовывает кандидатуры на должность единоличного исполнительного органа других торгово-промышленных палат.

6. Коллегиальный орган управления (совет) Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены ее уставом, вправе созывать и проводить заседания высшего органа других торгово-промышленных палат.


Статья 7. Членство в торгово-промышленной палате

1. Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские юридические лица, в том числе российские организации, объединяющие юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Членство торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации и торгово-промышленных палат муниципальных образований в Торгово-промышленной палате Российской Федерации является обязательным.

Членство торгово-промышленных палат муниципальных образований в торгово-промышленной палате соответствующего субъекта Российской Федерации является обязательным.

Членство иных организаций и индивидуальных предпринимателей в торгово-промышленных палатах является добровольным.


Статья 8. Устав торгово-промышленной палаты

1. Учредительным документом торгово-промышленной палаты является ее устав, который должен содержать следующие сведения:

а) наименование, место нахождения, предмет и цели деятельности торгово-промышленной палаты;

б) территория, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;

в) условия о порядке вступления (принятия) в члены торгово-промышленной палаты и выхода из торгово-промышленной палаты или исключения из ее членов;

г) права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;

д) порядок образования, состав и компетенция органов управления торгово-промышленной палаты, сроки их полномочий, порядок созыва и принятия ими решений;

е) источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;

ж) порядок внесения изменений в устав торгово-промышленной палаты;

з) порядок реорганизации и ликвидации торгово-промышленной палаты;

и) порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации торгово-промышленной палаты.

2. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленной палаты.

3. Устав торгово-промышленной палаты не должен противоречить законодательству Российской Федерации и уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.


Статья 9. Государственная регистрация торгово-промышленных палат

1. Торгово-промышленные палаты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. Решение о государственной регистрации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и торгово-промышленной палаты, созданной на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, принимается федеральным органом государственной регистрации.

3. Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

4. Документы, необходимые для государственной регистрации торгово-промышленной палаты, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия ее устава.

Документы, необходимые для внесения изменений в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", если иное не установлено другими федеральными законами, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации в течение одного месяца со дня наступления таких изменений.

5. Наряду с документами, необходимыми для государственной регистрации торгово-промышленной палаты в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации представляются решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание торгово-промышленной палаты и заключение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии устава торгово-промышленной палаты уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

6. Торгово-промышленная палата приобретает права юридического лица со дня внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

7. Государственная регистрация изменений, вносимых в устав торгово-промышленной палаты, и внесение изменений в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", осуществляются в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация торгово-промышленной палаты.

Решение о государственной регистрации изменений, вносимых в устав торгово-промышленной палаты, принимается с учетом заключения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии указанных изменений уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

8. За государственную регистрацию торгово-промышленной палаты, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.


Статья 10. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты

1. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты возможен лишь по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также в случае:

а) нарушения установленного настоящим Законом порядка создания торгово-промышленной палаты;

б) несоответствия устава торгово-промышленной палаты уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

в) непредставления в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации документов, указанных в пункте 5 статьи 9 настоящего Закона.

1.1. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты по основаниям, не указанным в пункте 1 настоящей статьи, является незаконным.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2015 N 451-ФЗ.

3. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты может быть обжалован в арбитражный суд.


Статья 11. Прекращение деятельности торгово-промышленных палат

1. Деятельность торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации или ликвидации.

2. Реорганизация и ликвидация торгово-промышленных палат осуществляются решениями их высших органов.

Торгово-промышленные палаты могут быть ликвидированы также в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, а также статьей 14 настоящего Закона.

3. Государственная регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты при ее создании.

Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных документов и порядок их представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией или торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, определяется Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в указанной государственной регистрации на основании статьи 10 настоящего Закона, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

4. В случае слияния двух или нескольких торгово-промышленных палат все имущественные права и обязанности каждой из них переходят к вновь образованной торгово-промышленной палате.

При присоединении торгово-промышленной палаты к другой торгово-промышленной палате к последней переходят все имущественные права и обязанности присоединенной палаты.

5. В случае разделения торгово-промышленной палаты к образованным в результате этого разделения торгово-промышленным палатам переходят в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.

При выделении из торгово-промышленной палаты одной или нескольких торгово-промышленных палат к каждой из них переходят в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.

Разделение имущественных прав и обязанностей утверждается высшим руководящим органом реорганизованной торгово-промышленной палаты.

6. Имущество ликвидированной торгово-промышленной палаты после удовлетворения претензий кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.


Глава III. ПРАВА ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ


Статья 12. Права торгово-промышленных палат

1. Торгово-промышленные палаты имеют право:

а) участвовать в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, в форме, определяемой органами государственной власти или органами местного самоуправления;

б) направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления заключения по результатам экспертиз проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, проектов муниципальных правовых актов;

в) представлять законные интересы своих членов и принимать меры по их защите в государственных, муниципальных и иных органах;

г) участвовать в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательства, в том числе путем участия в разработке и реализации государственных и муниципальных программ и проектов в области развития предпринимательства;

д) оказывать юридическую, информационную, консультационную и иную помощь организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью;

е) по предложению соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления принимать участие в работе ведомственных, межведомственных и иных комиссий, экспертных советов и других органов и организаций, образуемых указанными органами;

ж) оказывать содействие организациям и индивидуальным предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем, программ для электронных вычислительных машин, баз данных, осуществлении других авторских и смежных прав, а также оказывать содействие в оценке, реализации и защите интеллектуальных прав;

з) в соответствии с законодательством Российской Федерации проводить по поручению государственных и муниципальных органов, российских и иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан экспертизу по определению страны происхождения товаров, иные экспертизы и контроль качества, количества и комплектности товаров, а также экспертизу выполненных работ и оказанных услуг;

и) выдавать сертификаты о происхождении товаров, удостоверять документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности;

к) выдавать в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, документы, подтверждающие страну происхождения товаров, выполнения работ, оказания услуг, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

л) в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводить независимую идентификационную экспертизу товаров и технологий;

м) выполнять функции организаций, входящих в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности;

н) вести негосударственный реестр российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом, а также другие негосударственные реестры;

о) организовывать выставки, ярмарки и конгрессы, в том числе международные, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок российских товаров за рубежом;

п) для реализации своих целей и задач создавать в Российской Федерации и за рубежом организации, учреждать в Российской Федерации деловые советы по сотрудничеству с иностранными государствами, а также совместно с иностранными организациями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;

р) в установленном законодательством Российской Федерации порядке получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения торгово-промышленными палатами возложенных на них функций и задач;

с) формировать и использовать информационные ресурсы, содержащие деловую и иную информацию, учреждать средства массовой информации;

т) учреждать для разрешения гражданско-правовых споров, в том числе с участием членов торгово-промышленных палат, в соответствии с законодательством Российской Федерации третейские суды, утверждать положения о них, порядок рассмотрения споров третейскими судами и списки третейских судей (арбитров), рекомендовать третейские соглашения, третейские (арбитражные) оговорки;

у) участвовать в выработке и реализации мер по противодействию коррупции при осуществлении хозяйственной деятельности;

ф) содействовать обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, эффективному управлению инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками;

х) осуществлять научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по проблемам, связанным с экономикой, развитием и правовым регулированием предпринимательства;

ц) участвовать в разработке проектов технических регламентов и стандартов, осуществлять оценку соответствия товаров, работ, услуг и систем качества техническим регламентам и стандартам;

ч) организовывать встречи и визиты делегаций российских и иностранных организаций и предпринимателей, симпозиумы, конференции и иные мероприятия по вопросам развития предпринимательства, экономической и внешнеэкономической деятельности;

ш) принимать участие в реализации российских и международных программ, направленных на выполнение задач, отнесенных к компетенции торгово-промышленных палат;

щ) в установленном законодательством Российской Федерации порядке организовывать профессиональное обучение, повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров для предпринимательской деятельности;

э) выступать в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в качестве организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

ю) осуществлять иные права и полномочия, предусмотренные уставами торгово-промышленных палат и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

2. Торгово-промышленные палаты могут выполнять в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления отдельные согласованные с торгово-промышленными палатами функции в сфере экономики, возложенные на торгово-промышленные палаты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

3. Торгово-промышленные палаты могут оказывать услуги своим членам безвозмездно, если это предусмотрено уставами торгово-промышленных палат.

4. Юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации.

5. Права торгово-промышленных палат закрепляются в их уставах и осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Статья 13. Собственность торгово-промышленных палат

1. Торгово-промышленные палаты имеют в собственности здания, сооружения, оборудование, акции, иные ценные бумаги и другое обособленное имущество, необходимое для выполнения уставных задач.

2. Средства торгово-промышленных палат направляются на обеспечение их уставной деятельности в соответствии с принципами формирования и использования имущества, определяемыми высшими органами торгово-промышленных палат.

3. Источниками формирования имущества торгово-промышленных палат являются вступительные и членские взносы, средства, полученные от приносящей доход деятельности, а также иные поступления.

Имущество торгово-промышленных палат используется для обеспечения их деятельности и образования их фондов.

В случае выхода из торгово-промышленной палаты ее членов уплаченные взносы не возвращаются и претензии на часть имущества торгово-промышленной палаты не принимаются.

4. Право собственности торгово-промышленных палат охраняется законом.


Глава IV. ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Статья 14. Членство в Торгово-промышленной палате Российской Федерации

1. Членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются торгово-промышленные палаты, созданные в соответствии с настоящим Законом, российские юридические лица, в том числе российские организации, объединяющие юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В случае выхода из Торгово-промышленной палаты Российской Федерации или исключения из ее членов торгово-промышленная палата утрачивает право осуществлять деятельность в качестве торгово-промышленной палаты и не вправе использовать в своем наименовании словосочетание "торгово-промышленная палата", "торговая палата" или "промышленная палата". При этом членами такой торгово-промышленной палаты в трехмесячный срок с момента ее выхода из Торгово-промышленной палаты Российской Федерации или исключения из членов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации должно быть принято решение о реорганизации или ликвидации такой торгово-промышленной палаты.

Если в течение срока, установленного настоящим пунктом, члены торгово-промышленной палаты, вышедшей из Торгово-промышленной палаты Российской Федерации или исключенной из ее членов, не приняли решение о реорганизации или ликвидации такой торгово-промышленной палаты, она подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию прокурора, федерального органа государственной регистрации или его территориального органа в соответствующем субъекте Российской Федерации.


Статья 15. Деятельность Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями настоящего Закона, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и своего устава.

2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации выполняет свои задачи и функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для их осуществления.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации в соответствии со своим уставом и положениями настоящего Закона осуществляет представительские функции как в Российской Федерации, так и за границей, объединяет на федеральном уровне торгово-промышленные палаты, осуществляет общую координацию их деятельности.

3. Торгово-промышленная палата Российской Федерации:

а) по предложению соответствующих государственных органов принимает участие в работе ведомственных, межведомственных и иных комиссий, экспертных советов и других органов и организаций, образуемых указанными органами;

б) выдает сертификаты о происхождении товаров, удостоверяет документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, устанавливает порядок выдачи и удостоверения торгово-промышленными палатами указанных документов;

в) выдает документы, подтверждающие страну происхождения товаров, выполнения работ, оказания услуг, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливает порядок выдачи торгово-промышленными палатами указанных документов;

г) выдает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заключения о статусе товара, изготовленного в особых экономических зонах, определяет торгово-промышленные палаты, имеющие право выдавать такие документы;

д) выдает карнеты АТА - международные таможенные документы, используемые при временном ввозе и временном вывозе товаров, уполномочивает торгово-промышленные палаты выдавать указанные документы, выполняет функции гарантирующей ассоциации в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенцией о временном ввозе от 26 июня 1990 года, к которым присоединилась Российская Федерация;

е) определяет порядок ведения негосударственного реестра российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом, а также порядок предоставления сведений из указанного реестра;

ж) организует международные выставки и конгрессы, а также обеспечивает подготовку и проведение выставок российских товаров за рубежом;

з) формирует информационные ресурсы, оказывает услуги российским и иностранным юридическим лицам и предпринимателям по предоставлению справочной, аналитической и иной информации, необходимой для ведения предпринимательской деятельности;

и) по решению соответствующих государственных органов входит в состав и участвует в работе российских частей межправительственных комиссий и иных органов по вопросам торгово-экономического, научно-технического и другим видам сотрудничества с иностранными государствами, принимает участие в переговорах с иностранными государствами по указанным вопросам, а также участвует в составе российских делегаций в работе международных организаций;

к) выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств и филиалов иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей;

л) осуществляет персональную аккредитацию иностранных граждан, являющихся работниками филиалов, представительств иностранных юридических лиц, цель создания, открытия и (или) деятельность которых имеют коммерческий характер и которые несут имущественную ответственность по принятым ими в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (за исключением иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных кредитных организаций, и иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации), а также вправе представлять интересы иностранных юридических лиц при осуществлении аккредитации их филиалов, представительств;

м) оказывает содействие при оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, являющихся работниками филиалов, представительств иностранных юридических лиц, членов их семей и работников иностранных юридических лиц, членов их семей (за исключением иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных кредитных организаций, и членов их семей);

н) свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также обычаи, сложившиеся в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обычаи морского порта;

н.1) определяет торгово-промышленные палаты, которые свидетельствуют обстоятельства непреодолимой силы, возникшие при исполнении договоров, заключенных между российскими субъектами предпринимательской деятельности (за исключением обстоятельств, возникших в рамках правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах), публикует перечень указанных торгово-промышленных палат на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", устанавливает порядок выдачи указанными торгово-промышленными палатами соответствующих заключений;

о) дает в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения и рекомендации о применении международного стандарта, регионального стандарта, регионального свода правил, стандарта иностранного государства, свода правил иностранного государства, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы проведения исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия;

п) вправе разрабатывать системы добровольной сертификации в сфере оценки соответствия товаров, работ, услуг и систем качества техническим регламентам и стандартам, которые имеют рекомендательный характер и которые могут применять любые заинтересованные организации и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке;

р) осуществляет научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по проблемам, связанным с экономикой, развитием и правовым регулированием предпринимательства;

с) выполняет другие функции в соответствии с настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

4. Торгово-промышленная палата Российской Федерации может выполнять в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные согласованные с ней функции в сфере экономики, возложенные на Торгово-промышленную палату Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

5. Торгово-промышленная палата Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации образует Международный коммерческий арбитражный суд, Морскую арбитражную комиссию, Спортивный арбитраж, Коллегию посредников по проведению примирительных процедур, Ассоциацию диспашеров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и обеспечивает их деятельность.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации обеспечивает развитие и популяризацию третейского разбирательства и медиации, повышение квалификации третейских судей и посредников.

6. Торгово-промышленная палата Российской Федерации вправе передавать другим торгово-промышленным палатам отдельные функции, указанные в пункте 3 настоящей статьи, а также устанавливать порядок их осуществления.

7. Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет общий контроль за деятельностью торгово-промышленных палат по выполнению полномочий, предусмотренных настоящим Законом.

В случае выявления неоднократных грубых нарушений торгово-промышленными палатами установленного порядка выдачи и удостоверения документов, предусмотренных подпунктами "и", "к" пункта 1 статьи 12 настоящего Закона и подпунктами "г", "д" и "н.1" пункта 3 настоящей статьи, Торгово-промышленная палата Российской Федерации вправе прекратить или приостановить полномочия торгово-промышленных палат, допустивших такие нарушения, по выдаче и удостоверению ими указанных документов.

Решения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о прекращении или приостановлении полномочий торгово-промышленных палат по выдаче и удостоверению документов, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, подлежат опубликованию на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в день принятия соответствующего решения. Внесение изменений в перечень торгово-промышленных палат, предусмотренный подпунктом "н.1" пункта 3 настоящей статьи, осуществляется в день принятия решения о прекращении или приостановлении полномочий торгово-промышленной палаты по выдаче соответствующих заключений.


Статья 15.1. Аккредитация иностранных граждан, являющихся работниками филиала, представительства иностранного юридического лица

1. Для работы в филиале, представительстве иностранного юридического лица могут приглашаться иностранные граждане, подлежащие аккредитации в пределах численности работников, сведения о которой содержатся в предусмотренном Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - персональная аккредитация).

2. Документом, подтверждающим осуществление персональной аккредитации, является свидетельство о персональной аккредитации.

3. Порядок осуществления персональной аккредитации, форма свидетельства о персональной аккредитации утверждаются Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

4. Положения настоящей статьи не распространяются на аккредитацию иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных кредитных организаций, и иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации.


Статья 16. Участие Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в подготовке нормативных правовых актов

1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации принимает участие в подготовке затрагивающих интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации в целях проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов вправе:

а) обращаться в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти с предложением направить документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы;

б) направлять по приглашению соответствующих государственных органов своих представителей для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в заседаниях координационных и совещательных органов, образованных Правительством Российской Федерации, заседаниях коллегий и совещаниях федеральных органов исполнительной власти при рассмотрении законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов.


Глава V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ.

УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ


Статья 17. Международные связи торгово-промышленных палат и участие в международных организациях

1. Торгово-промышленные палаты в соответствии с их уставами могут поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.

2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации представляет своих членов в Международной торговой палате, во Всемирной федерации торговых палат и в других международных объединениях и организациях по вопросам, относящимся к ее компетенции.


Статья 18. Международные договоры

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

7 июля 1993 года

N 5340-1



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления