Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 28.08.2020 N 10-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации - должность заведующего сектором противодействия коррупции в органах государственной власти Управления по реализации антикоррупционной политики субъекта Российской Федерации"
КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
от 28 августа 2020 г. N 10-КЭ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ - ДОЛЖНОСТЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО СЕКТОРОМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке, о праве судьи в отставке замещать должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации - должность заведующего сектором противодействия коррупции в органах государственной власти Управления по реализации антикоррупционной политики субъекта Российской Федерации.
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14).
Абзац первый пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) устанавливает общие условия, наличие которых обязательно для работы пребывающего в отставке судьи, а также определяет исчерпывающий перечень видов органов, учреждений, объединений, в которых допускается работать судье в отставке; вводит императивный запрет для судей на занятие должностей прокурора, следователя и дознавателя, занятие адвокатской и нотариальной деятельностью.
Согласно абзацу второму того же пункта 4 на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, то есть, в отношении судей в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать иные, кроме должности судьи, государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.
Как следует из представленного с запросом Положения об Управлении по реализации антикоррупционной политики субъекта Российской Федерации, названное Управление является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений.
Должность заведующего сектором противодействия коррупции в органах государственной власти в данном Управлении включена в Реестр государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и отнесена к группе ведущих должностей государственной гражданской службы этого субъекта Российской Федерации категории "руководители". Следовательно, возможность замещения судьей в отставке этой должности допускается Законом о статусе судей.
Анализ представленных с запросом документов (Положения об Управлении по реализации антикоррупционной политики субъекта Российской Федерации, должностного регламента заведующего сектором противодействия коррупции в органах государственной власти в данном Управлении) не дает оснований предполагать, что исполнение судьей, пребывающим в отставке, предусмотренных регламентом обязанностей может вступить в противоречие с теми ограничениями и запретами, которые обязан соблюдать судья в отставке.
Несмотря на то, что должностной регламент заведующего сектором противодействия коррупции в органах государственной власти Управления по реализации антикоррупционной политики субъекта Российской Федерации прямо не предусматривает осуществление функций по представительству Управления, комиссия обращает внимание заявителя на то, что в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей пребывающий в отставке судья не вправе на основании доверенности быть представителем по делам нанимателя (работодателя).
Этот самостоятельный запрет действует и в тех случаях, когда представительство на основании доверенности предусмотрено функциональными обязанностями по должности, которую судья в отставке вправе замещать согласно пункту 4 статьи 3 Закона о статусе судей.
Комиссия считает необходимым также отметить рекомендательный характер данного заключения и обязанность каждого судьи, пребывающего в отставке и поступившего на государственную службу, самостоятельно определять наличие таких функциональных обязанностей по замещаемой должности, выполнение которых несовместимо со статусом судьи в отставке.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления