Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25.01.2018 N 7-КЭ "О праве судьи в отставке замещать в системе Следственного комитета Российской Федерации иные должности, кроме должности следователя"
КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
от 25 января 2018 г. N 7-КЭ
СУДЬИ В ОТСТАВКЕ ЗАМЕЩАТЬ В СИСТЕМЕ СЛЕДСТВЕННОГО
КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНЫЕ ДОЛЖНОСТИ,
КРОМЕ ДОЛЖНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о праве судьи в отставке замещать в системе Следственного комитета Российской Федерации такие должности, не связанные напрямую со следственной работой, как должности начальника дежурной части; начальника отдела процессуального контроля; начальника отдела по приему граждан и документальному обеспечению; начальника организационно-контрольного отдела; начальника отдела кадров следственного управления; старшего помощника руководителя следственного управления по оперативному учету и статистике.
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (ред. от 08.12.2016), требования которого распространяются и на судей, пребывающих в отставке, возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности допускает лишь в той мере, в какой это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 2 статьи 14).
В пункте 4 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.12.2016) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) обозначены условия и виды деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься (помимо разрешенной в силу подпункта 5 пункта 3 той же статьи педагогической, научной и иной творческой деятельности):
"Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
На судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 настоящей статьи".
Указанная норма Закона о статусе судей перечень видов деятельности, которые может осуществлять судья, пребывающий в отставке, разделяет в зависимости от стажа работы в должности судьи и возраста судьи, пребывающего в отставке:
- только в том случае, если судья в отставке замещает государственную должность, должность государственной службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, является третейским судьей или арбитром (подпункт 1 пункта 3 статьи 3), возраст и стаж работы в качестве судьи не имеют значения;
- всякую другую разрешенную пунктом 4 статьи 3 деятельность (включая работу в органах государственной власти) судья в отставке вправе осуществлять при наличии у него стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении указанного в законе возраста.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой; сотрудники Следственного комитета - федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ (части 2 и 5 статьи 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").
Пункт 4 статьи 4 Федерального закона "О следственном комитете Российской Федерации" к следователям относит: следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, следователя-криминалиста, старшего следователя-криминалиста.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации следователь является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, - должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной названным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (статья 38).
Принципиальный запрет для судей, пребывающих в отставке, занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, обусловлен наличием у судьи особых полномочий принимать окончательное решение по вопросам, затрагивающим права, свободы и обязанности лиц, обращающихся за судебной защитой. Этот запрет установлен в целях недопустимости умаления авторитета судебной власти и направлен на исключение ситуаций, ставящих под сомнение беспристрастность и объективность суда, рассматривающего дело. Такие ситуации возможны, если кроме судей, рассматривающих дело, кто-то из участников уголовного судопроизводства также обладает статусом судьи (судьи в отставке).
Что же касается других должностей в системе Следственного комитета Российской Федерации, то из содержания пунктов 3 и 4 статьи 3 Закона о статусе судей не следует запрет на замещение таких должностей судьей, пребывающим в отставке.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в целом полномочия Следственного Комитета Российской Федерации реализуются именно в сфере уголовного судопроизводства и основной задачей всех органов системы Следственного комитета Российской Федерации является расследование преступлений.
Опосредованная связь с расследованием преступлений, с организацией работы следователей и т.п. может проявиться (в большей или меньшей степени) при исполнении обязанностей по конкретной замещаемой должности - в зависимости от функциональных обязанностей сотрудника, что может при определенных обстоятельствах стать поводом для заявлений, жалоб, усложняющих последующее рассмотрение уголовного дела судом.
Поэтому рекомендации относительно того, совместимо ли со статусом судьи замещение конкретной должности (исключая должность следователя) в системе органов Следственного комитета Российской Федерации, всегда требует детального изучения функциональных обязанностей по конкретной должности.
Каждый судья, пребывающий в отставке, рассматривая возможность этой работы, обязан самостоятельно определять наличие таких функциональных обязанностей по замещаемой должности, выполнение которых несовместимо со статусом судьи в отставке.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления