Законодательство РФ

"Стратегия развития национальной платежной системы" (одобрена Советом директоров Банка России 15.03.2013, протокол N 4)

Одобрена

Советом директоров Банка России

(Протокол N 4 от 15 марта 2013 г.)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ


I. Общие положения

1. Национальная платежная система (далее - НПС) играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивая перевод денежных средств, в том числе при реализации единой государственной денежно-кредитной политики.

Обеспечение стабильности и развитие НПС является одной из целей деятельности Банка России в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).

2. Банк России на основании ст. 82.1 Закона о Банке России принял настоящую Стратегию развития НПС (далее - Стратегия), предметом которой является определение направлений развития НПС. При этом Банк России рассматривает организацию и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы Банка России в качестве основного стабилизирующего фактора, влияющего на развитие НПС.

3. Реализация настоящей Стратегии будет осуществляться Банком России во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, профессиональными объединениями участников рынка платежных услуг на основе Плана мероприятий по реализации Стратегии (далее - План мероприятий) с указанием конкретных мер и сроков их выполнения.

По мере реализации Плана мероприятий Банком России при необходимости будут вноситься изменения в Стратегию и План мероприятий, учитывающие результаты их реализации и вновь возникшие факторы, влияющие на развитие НПС.

4. Целью развития НПС является обеспечение эффективного и надежного функционирования субъектов НПС для удовлетворения текущих и перспективных потребностей национальной экономики в платежных услугах, в том числе для реализации денежно-кредитной политики, обеспечения финансовой стабильности, повышения качества, доступности и безопасности платежных услуг.

5. При определении направлений развития НПС Банком России учитывались следующие факторы:

а) экономический рост в Российской Федерации;

б) усиление интегрированности национальной экономики в мировую экономическую систему, в том числе вследствие вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;

в) активное развитие банковского сектора, рост предложения банковских услуг (включая дистанционное банковское обслуживание, оплату товаров и услуг с использованием электронных средств платежа);

г) рост количества платежей, совершаемых физическими лицами в безналичном порядке;

д) появление и развитие новых технологий (в том числе информационных и телекоммуникационных);

е) создание правовой основы регулирования оказания платежных услуг, позволившей, в частности, применять новые формы безналичных расчетов - переводы электронных денежных средств и переводы денежных средств по требованию получателя средств;

ж) формирование и развитие профессиональных объединений участников рынка платежных услуг;

з) отсутствие национальных стандартов при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры в НПС;

и) отсутствие клиринговых центров национального уровня по розничным платежам, осуществляемым с использованием платежных карт;

к) наличие рисков противоправных действий и связанных с ними угроз при осуществлении переводов денежных средств;

л) непрозрачность механизмов формирования цен на рынке розничных платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, включая размер межбанковских комиссий;

м) недостаточная информированность и недоверие населения к предлагаемым субъектами НПС инновационным платежным услугам.


II. Направления и принципы развития НПС

6. С учетом анализа текущего состояния НПС и оказывающих влияние на ее развитие факторов Банк России определил следующие направления развития НПС:

а) совершенствование регулирования и правоприменения в НПС;

б) развитие платежных услуг;

в) развитие платежных систем и платежной инфраструктуры;

г) повышение консультативной и координирующей роли Банка России в НПС;

д) развитие национальной и международной интеграции.

7. Формирование задач в рамках каждого из вышеуказанных направлений и их реализация будут осуществляться при следовании Банком России следующим принципам:

а) позиционирование банковской системы Российской Федерации в качестве институциональной основы рынка платежных услуг;

б) соразмерность регулирования, надзора и наблюдения в НПС рискам, присущим деятельности субъектов НПС и связанным с нарушением бесперебойности функционирования платежных систем, ухудшением качества, снижением безопасности оказания платежных услуг, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

в) открытость процесса развития НПС на основе взаимодействия Банка России, заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации, профессиональных объединений участников рынка платежных услуг;

г) применение в НПС национальных стандартов, разработанных с учетом международных стандартов;

д) поддержка добросовестной конкуренции на рынке платежных услуг.


III. Совершенствование регулирования и правоприменения

в НПС

8. В рамках данного направления Банк России будет:

а) содействовать совершенствованию правовой основы НПС с учетом положений национальных, а также международных стандартов, принципов и требований при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, разработанных ведущими международными организациями в области регулирования деятельности платежных систем, в том числе доклада "Принципы для инфраструктур финансового рынка" <1> и иных документов, разработанных Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам, с целью повышения качества, надежности, безопасности и доступности платежных услуг, в том числе посредством широкого внедрения инновационных платежных технологий;

--------------------------------

<1> Письмо Банка России от 29.06.2012 N 94-Т "О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка".

б) совершенствовать методологическую и нормативную базу надзора и наблюдения в НПС, включая вопросы защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, обеспечивающую стабильное функционирование и последовательное, предсказуемое для участников рынка платежных услуг развитие НПС;

в) инициировать применение мер в отношении лиц, не входящих в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в состав субъектов НПС, но при этом оказывающих платежные услуги и (или) услуги платежной инфраструктуры.


IV. Развитие платежных услуг

9. При реализации этого направления Банк России будет принимать участие в мероприятиях, направленных на повышение доступности платежных услуг для населения и хозяйствующих субъектов, посредством содействия:

а) широкому внедрению инновационных платежных технологий, в том числе предполагающих применение бесконтактных платежных карт, мобильных устройств, а также технологических и иных решений, расширяющих географию оказания платежных услуг и снижающих их стоимость для населения и хозяйствующих субъектов, в частности посредством предоставления им дистанционного доступа к платежным услугам;

б) расширению сферы применения электронных средств платежа, в частности, для осуществления оплаты государственных и муниципальных услуг.

10. Банк России будет также принимать участие в мероприятиях, направленных на повышение доверия населения и хозяйствующих субъектов к платежным услугам, в том числе посредством содействия:

а) повышению безопасности использования электронных средств платежа, включая противодействие мошенническим операциям и снижение рисков нарушения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств;

б) повышению доступности для населения и хозяйствующих субъектов информации об условиях оказания платежных услуг, в том числе о тарифах на платежные услуги;

в) совершенствованию защиты прав потребителей банковских, в том числе платежных, услуг, включая поддержку развития в Российской Федерации института внесудебного урегулирования споров между участниками рынка платежных услуг и потребителями платежных услуг;

г) повышению финансовой грамотности населения в части пользования платежными услугами.


V. Развитие платежных систем и платежной инфраструктуры

11. В рамках данного направления Банком России будет осуществляться:

а) развитие платежной системы Банка России, являющейся системно значимой, в направлении повышения ее эффективности и обеспечения бесперебойности функционирования согласно Концепции развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, одобренной решением Совета директоров Банка России от 16 июля 2010 года (протокол N 16);

б) содействие дальнейшему снижению рисков при осуществлении переводов денежных средств на крупные суммы операторами по переводу денежных средств в НПС, прежде всего посредством осуществления расчетов инфраструктур финансового рынка и межбанковских расчетов в режиме реального времени в платежной системе Банка России;

в) внедрение механизма завершения в платежной системе Банка России расчетов по сделкам с ценными бумагами и другими финансовыми активами, заключенным на организованных и (или) неорганизованных торгах, в том числе на условиях "поставка против платежа" и "платеж против платежа", разделение системы бухгалтерского учета Банка России и платежной системы Банка России, а также предоставление доступа иностранным организациям к платежным услугам, оказываемым платежной системой Банка России;

г) первоочередное внедрение в рамках платежной системы Банка России национальных стандартов при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, которые будут разработаны техническим комитетом по стандартизации - ТК N 122 "Стандарты финансовых операций" <1>, в том числе с целью создания условий для функционирования и взаимодействия на их основе всех субъектов НПС;

--------------------------------

<1> Образован приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2010 года N 5527.

д) поддержка инициатив участников рынка платежных услуг по интеграции платежных клиринговых и расчетных инфраструктур розничных платежных систем для повышения эффективности их использования и снижения издержек операторов услуг платежной инфраструктуры, в частности путем создания клиринговых центров национального уровня;

е) содействие созданию единой национальной инфраструктуры, обеспечивающей обмен платежными и иными финансовыми сообщениями в НПС;

ж) содействие эффективному взаимодействию заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и операторов услуг платежной инфраструктуры в целях расширения возможностей совершения в безналичном порядке платежей, направляемых в бюджет физическими лицами, а также получения денежных средств по бюджетным обязательствам (включая заработную плату, пенсии, стипендии);

з) поддержка экономически значимых инициатив субъектов НПС по продвижению платежных услуг, оказываемых российскими платежными системами за пределами Российской Федерации;

и) участие в реализации мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации в части формирования платежной инфраструктуры, а также деятельности по включению российского рубля в число расчетных валют системы "Непрерывного взаимосвязанного расчета" (Continuous Linked Settlement - CLS), осуществляющей глобальные расчеты по валютным сделкам.


VI. Повышение консультативной и координирующей роли Банка

России в НПС

12. Банк России будет являться организатором и (или) участником консультативных мероприятий, проводимых в форме конференций, семинаров, круглых столов, рабочих групп совместно с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, участниками рынка платежных услуг, их профессиональными объединениями с целью:

а) определения перспектив и приоритетных направлений развития НПС;

б) выявления и устранения существующих правовых ограничений, сдерживающих развитие НПС;

в) обсуждения проектов нормативных и иных актов Банка России, касающихся вопросов регулирования, надзора и наблюдения в НПС.

13. Банк России будет осуществлять координирующую роль в развитии НПС в части:

а) выявления новых сфер для реализации субъектами НПС совместных проектов;

б) поддержки инициатив различных профессиональных объединений участников рынка платежных услуг и предлагаемых ими совместных решений, в том числе по вопросам развития платежной инфраструктуры и стандартизации;

в) разработки оптимальных механизмов формирования цен на платежные услуги, предусматривающие при их оказании взаимодействие нескольких субъектов НПС, а также цен на услуги платежной инфраструктуры, включая межбанковские комиссии;

г) вовлечения в работу технического комитета по стандартизации ТК N 122 "Стандарты финансовых операций" участников рынка платежных услуг и их профессиональных объединений, а также разработчиков и поставщиков программного обеспечения.

14. С целью реализации вышеуказанных мероприятий Банком России будет создан консультативный орган.

15. Банк России будет являться организатором мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня специалистов по вопросам НПС, а также будет принимать участие в подготовке профессиональных образовательных программ с публикацией необходимой учебной и научно-исследовательской литературы по тематике НПС с учетом российской и зарубежной практики.

16. Банк России будет создавать информационные ресурсы о НПС, содержащие в том числе сведения о функционирующих на территории Российской Федерации платежных системах, субъектах НПС, о тенденциях развития платежных инфраструктур, об инновационных платежных технологиях.


VII. Развитие национальной и международной интеграции

17. Банк России будет оказывать содействие формированию единого розничного платежного пространства (далее - ЕРПП) в Российской Федерации и его последующему расширению на территории других стран - членов ЕЭП, ЕврАзЭС и СНГ.

18. Считая развитие стандартизации в НПС одной из важнейших задач, Банк России будет принимать участие в разработке национальных стандартов при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры <1> с учетом методологии, определенной международным стандартом ISO 20022 <2>, в целях создания технологической основы для интеграции ЕРПП на национальном и международном уровнях.

--------------------------------

<1> В настоящее время при участии Банка России, в частности, разрабатываются национальные стандарты процедур и технологий безналичных расчетов, стандарты раскрытия информации участниками на финансовых рынках (XBRL), стандарты безопасности операций с банковскими картами и др.

<2> ISO 20022 Financial Services - Universal financial industry message scheme (www.iso.org).

19. Создание ЕРПП позволит вне зависимости от местонахождения клиентов и обслуживающих их операторов по переводу денежных средств, на основе общих правил и в соответствии с национальными и международными стандартами оказания платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры совершать внутристрановые и трансграничные переводы денежных средств в национальных валютах стран, входящих в ЕРПП. В дальнейшем Банк России также будет оказывать содействие интеграции созданного ЕРПП с платежным пространством Европейского союза.

20. Кроме того, Банк России будет взаимодействовать с иностранными центральными банками и иными органами надзора и наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств в целях осуществления надзора и наблюдения за организациями, предоставляющими услуги платежной инфраструктуры на территории Российской Федерации, но зарегистрированными за ее пределами.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления