Решение Верховного Суда РФ от 18.02.2015 N АКПИ14-1484
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 февраля 2015 г. N АКПИ14-1484
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Е. о признании частично недействующими пунктов 10 и 11 порядка обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 3), утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. N 216,
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. N 216 утвержден порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2013 г., регистрационный номер 30647, опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 2013 г.
Согласно пункту 10 Порядка вновь введенные предметы одежды, обуви, постельных принадлежностей и мягкого инвентаря выдаются по мере их поступления после полного израсходования запасов аналогичных предметов вещевого имущества прежней конструкции.
В соответствии с пунктом 11 Порядка сроки носки вновь введенных предметов вещевого довольствия исчисляются с момента выдачи, которая производится по истечении сроков носки ранее выданных аналогичных предметов вещевого довольствия.
Гражданин Е., отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 10 и 11 Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 6 статьи 12, части 4 статьи 82, части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", нормам международного права - подпункту 1 пункта 17 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (приняты в г. Женеве 30 августа 1955 г.), части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека и нарушают права осужденного, поскольку позволяют отказать в выдаче осужденному вновь введенных предметов одежды и обуви, не имеющих аналога старой конструкции.
Заявитель Е. извещен о времени и месте судебного заседания, его личное участие в судебном заседании судом признано необязательным, поскольку для защиты прав личности и достижения целей правосудия нет необходимости заслушивать его показания, показания свидетелей, т.к. рассмотрение и разрешение настоящего дела связано с юридической оценкой оспариваемых положений нормативного правового акта и не требует установления фактических обстоятельств. Заявитель имел возможность обосновать в письменном виде свои требования.
Представители Министерства юстиции Российской Федерации Ц., П. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы полномочным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права осужденных на обеспечение одеждой установленного образца.
Выслушав объяснения представителей Минюста России Ц., П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, определяя правовое положение осужденных, устанавливает обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 82).
Статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. Согласно части 2 указанной статьи осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.
В соответствии с частью 3 статьи 99 данного Кодекса минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" утверждено положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с которым Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральному органу исполнительной власти, Минюст России приказом от 3 декабря 2013 г. N 126 утвердил нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 1), нормы вещевого довольствия отбывающих наказание в виде лишения свободы женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, содержащихся в родильных отделениях при исправительных учреждениях или имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях (приложение N 2), порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 3), описание предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 4).
Нормирование вещевого довольствия осужденных к лишению свободы предполагает установление перечня наименований предметов вещевого довольствия, их количество, сроки носки.
Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 г. N 216 утверждены нормы вещевого довольствия семнадцати новых изделий, а также шестнадцати видов изделий, доработанных по конструкции и применяемым материалам. Так, норма N 1 вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, предусматривает введение пяти новых изделий (свитер трикотажный, носки полушерстяные, сапоги мужские комбинированные зимние, полуботинки летние, пантолеты литьевые), а также возможность выдавать 1 фуфайку (футболку) с короткими рукавами вместо одной майки.
Из содержания пункта 10 Порядка следует, что вновь введенные предметы одежды, обуви выдаются по мере их поступления после полного израсходования запасов аналогичных предметов вещевого имущества прежней конструкции. Поскольку утвержденные нормы вещевого довольствия предусматривают введение как новых изделий, так и изделий, доработанных по конструкции и применяемым материалам, то оспариваемые положения пункта 10 Порядка не предполагают невыдачу осужденному вновь введенных предметов одежды, не имеющих аналогов предметов вещевого довольствия прежней конструкции.
Пункт 11 Порядка устанавливает правила исчисления сроков носки вновь введенных предметов вещевого довольствия. Такое правовое регулирование осуществлено Минюстом России в пределах делегированных ему полномочий и не может рассматриваться как нарушающее права осужденных, поскольку материально-бытовое обеспечение осужденных предполагает нормирование их вещевого довольствия.
Ни Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ни Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не регулируют вопросы порядка обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, и, следовательно, названным Федеральным законам оспариваемые положения нормативного правового акта не могут противоречить.
Несостоятельными являются доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, подпункт 1 пункта 17 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых в г. Женеве 30 августа 1955 г. Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусматривает необходимость получения заключенными, не имеющими права носить собственную одежду, носильных вещей, соответствующих климату и сохраняющих их здоровье, которые не должны иметь ни оскорбительного, ни унижающего характера.
Пункты 10 и 11 Порядка регулируют порядок выдачи и исчисления сроков носки предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и по своему содержанию не могут рассматриваться как оскорбительные или унижающие личность.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления Е. о признании частично недействующими пунктов 10 и 11 порядка обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 3), утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. N 216, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления