Законодательство РФ

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.10.2015 N АКПИ15-859

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 октября 2015 г. N АКПИ15-859

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М., Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - Правила).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 марта 2015 г., N 13, "Российской газете" 8 апреля 2015 г.

Согласно пункту 5 Правил установление повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере гражданина Российской Федерации либо по месту жительства на Крайнем Севере иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении страховой пенсии (назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера, переводе с одного вида пенсии на другой).

Регистрация по месту жительства подтверждается в отношении гражданина Российской Федерации соответствующей отметкой в паспорте либо свидетельством о регистрации по месту жительства (для лица, не достигшего 14-летнего возраста), а в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства соответствующей отметкой в виде на жительство.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что при переезде гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен иной районный коэффициент, повышение фиксированной выплаты и дополнительное увеличение повышения фиксированной выплаты устанавливаются с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства (пребывания).

В соответствии с пунктом 10 Правил обстоятельствами, влекущими перерасчет, предусмотренный пунктом 9 названных Правил, являются:

а) снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо снятие иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства на Крайнем Севере;

б) истечение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания на Крайнем Севере;

в) постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

г) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

д) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

е) несоблюдение пенсионером установленного частью 19 статьи 21 Федерального закона требования о ежегодном подтверждении факта его регистрации по месту получения страховой пенсии на Крайнем Севере.

Пунктом 11 Правил определено, что обстоятельства, предусмотренные подпунктами "а" и "в" пункта 10 данных Правил, подтверждаются сведениями, предоставляемыми Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам) Федеральной миграционной службой (ее территориальными органами) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, либо документами, представленными лицом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по собственной инициативе.

Гражданка М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не соответствуют части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Как указывает административный истец, она является получателем пенсии по старости за работу на Крайнем Севере и проживает в городе Петропавловск-Камчатский, где не имеет собственного жилья и не может получить регистрацию, чтобы получать "повышенную пенсию".

М. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 28 июля 2015 г. N ОГ-П12-5146).

Представители Правительства Российской Федерации С., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что наличие регистрации по месту пребывания или по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях являются необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы уполномоченным органом государственной власти и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации С., К., пояснения специалиста И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона и частью 8 указанной статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Согласно части 11 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 статьи 17 указанного Федерального закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Правила определяют порядок установления и выплаты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также дополнительного увеличения повышений фиксированной выплаты к указанным страховым пенсиям, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, а лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в приравненных к районам Крайнего Севера местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, - в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется независимо от места жительства застрахованного лица (часть 12 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Лицам из числа проживающих в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях и имеющим право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется право выбора варианта установления указанного повышения: либо в повышенном размере, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо с применением районного коэффициента в соответствии с частью 9 статьи 17 указанного Федерального закона. В случае установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента в соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" такое повышение устанавливается с учетом районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания пенсионера в этих районах (местностях).

Право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, соответствующий месту проживания (пребывания) получателя пенсии, обусловлено исключительно фактом проживания (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и предусмотрено федеральным законом. При этом согласно части 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" изменение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии связывается с изменением районного коэффициента места проживания (пребывания) пенсионера, что нашло свое отражение в пунктах 7, 10, 11 Правил, также предусматривающих, что изменение места жительства (пребывания) пенсионера влечет соответствующие изменения повышения фиксированной выплаты и перерасчет пенсии.

Требование оспариваемых пунктов Правил о подтверждении места жительства и пребывания соответствующей регистрацией установлено в целях применения части 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и исключения случаев необоснованного предоставления пенсионной льготы, поскольку положения указанной нормы Федерального закона распространяются исключительно на лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Оспариваемые пункты 7, 8, 9, 10 Правил, предусматривающие, что изменение места жительства (пребывания) пенсионера влечет соответствующие изменения повышения фиксированной выплаты и перерасчет пенсии, соответствуют требованию части 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой изменение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии связывается с изменением районного коэффициента места проживания (пребывания) пенсионера. Документы, подтверждающие место жительства (пребывания) пенсионера в определенном районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, служат основанием для определения конкретного коэффициента, на который необходимо увеличить обычный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку размеры районных коэффициентов в зависимости от района различаются.

Таким образом, документальное подтверждение факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" является регистрация по месту жительства либо пребывания, служит необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Вместе с тем при невозможности документально подтвердить факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ввиду отсутствия соответствующей регистрации по месту жительства либо пребывания пенсионер лишен права, при наличии иных доказательств, на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной частью 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление М. удовлетворить:

признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249, в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Ю.Г.ИВАНЕНКО



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления