Законодательство РФ

Распоряжение Правительства РФ от 12.06.2024 N 1481-р <Об утверждении Концепции государственной языковой политики Российской Федерации>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 июня 2024 г. N 1481-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной языковой политики Российской Федерации (далее - Концепция).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции, в том числе при разработке и реализации отраслевых документов стратегического планирования, государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

3. Реализация Концепции осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации региональных программ (подпрограмм) и иных документов.

5. Минпросвещения России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и внести в 6-месячный срок в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН




Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 12 июня 2024 г. N 1481-р

КОНЦЕПЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


I. Общие положения

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на современное состояние, принципы, цели и задачи государственной языковой политики Российской Федерации, а также на инструменты и механизмы ее реализации.

В соответствии с установленными Конституцией Российской Федерации принципами и исходя из исторически сложившегося государственного единства, а также в целях решения общегосударственных задач в Российской Федерации как многонациональной стране государственная языковая политика основывается на признании государственным языком Российской Федерации на всей ее территории русского языка как языка государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, сохранении и равноправном развитии языков народов Российской Федерации.

Правовой основой настоящей Концепции является Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О государственном языке Российской Федерации", "О безопасности", "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

"государственная языковая политика Российской Федерации" - система стратегических приоритетов и совокупность мер нормативно-правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, кадрового и иного характера, реализуемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, в целях обеспечения конституционных принципов, прав и свобод граждан Российской Федерации в языковой сфере, формирования единого коммуникативного пространства, сохранения и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения и родных языков народов Российской Федерации;

"языковое многообразие Российской Федерации" - совокупность функционирующих языков, диалектов и говоров народов Российской Федерации;

"государственный язык Российской Федерации" - общеупотребительная форма русского языка на основе его современной литературной нормы, зафиксированной в нормативных словарях, справочниках и грамматиках, подлежащая обязательному использованию в определенных законодательством Российской Федерации сферах, способствующая формированию общероссийской гражданской идентичности, единства российской нации и обеспечивающая общее коммуникативное пространство многонационального союза равноправных народов Российской Федерации, объединенных историческим опытом государственного единства и использования русского языка на всей территории Российского государства;

"государственные языки республик Российской Федерации" - установленные в конституциях республик, находящихся в составе Российской Федерации, общеупотребительные формы языков народов Российской Федерации на основе современных литературных норм, содержащихся в словарях, справочниках и грамматиках, используемые в определенных законодательством республик Российской Федерации сферах наряду с государственным языком Российской Федерации и языками официального общения населения в местностях его компактного проживания;

"языки официального общения населения в местностях его компактного проживания" - языки коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущих за их пределами, используемые в местностях их компактного проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации наряду с государственным языком Российской Федерации и государственными языками республик Российской Федерации;

"языковые нормы в сферах официального общения" - совокупность языковых средств и правил их употребления, содержащихся в нормативных словарях, справочниках и грамматиках, в сферах использования государственного языка Российской Федерации, а также в словарях, справочниках и грамматиках, содержащих нормы государственных языков республик Российской Федерации, языков официального общения населения в местностях его компактного проживания и языков народов Российской Федерации;

"носитель языка" - человек, владеющий данным языком, то есть обладающий способностью говорить на данном языке и (или) понимать смысл сказанного на нем.


II. Современное состояние языковой политики

в Российской Федерации

Российская Федерация проводит политику сохранения, развития и поддержки существующего языкового многообразия, сочетающую в себе функционирование русского языка как государственного, государственных языков республик Российской Федерации, языков официального общения населения в местностях его компактного проживания и языков народов Российской Федерации.

Республики Российской Федерации наделены правом устанавливать свои государственные языки, функционирующие наряду с государственным языком Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик Российской Федерации, органах судебной власти, сферах образования и культуры, в средствах массовой информации, в сферах промышленности, связи, транспорта, энергетики, в сфере обслуживания и в коммерческой деятельности. В местностях компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации для официального общения могут использоваться языки населения в местностях его компактного проживания.

Важнейшими документами для планирования и программирования направлений государственной языковой политики Российской Федерации стали Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", сформировавшие правовую основу государственной языковой политики Российской Федерации, в том числе по сохранению языкового многообразия. Государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие. Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства.

Поддержка и развитие государственных языков республик Российской Федерации, языков официального общения населения в местностях его компактного проживания, языков народов Российской Федерации регламентируются нормативными правовыми актами Российской Федерации, республик и иных субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования государственной политики:

в области развития, защиты и поддержки русского языка и обеспечения прав граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации образован Совет при Президенте Российской Федерации по русскому языку;

в области межнациональных отношений, а также в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации, образован Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной политики в сфере сохранения, защиты и развития русского языка обеспечивает Правительственная комиссия по русскому языку, к задачам которой отнесены анализ действующих норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации, анализ проблем сохранения, защиты и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации, анализ данных мониторинга состояния и развития языков народов Российской Федерации, а также подготовка предложений, направленных на совершенствование государственной политики в сфере сохранения, защиты и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации, для их рассмотрения Правительством Российской Федерации и Советом при Президенте Российской Федерации по русскому языку.

В Российской Федерации действуют государственные программы в области укрепления единства российской нации и гармонизации межнациональных отношений, обеспечения всех видов культурной деятельности и развития туристской сферы, развития образования и гуманитарных наук, просвещения, патриотического воспитания молодежи и формирования медийного и информационного пространства страны, которые затрагивают отдельные вопросы поддержки языков народов Российской Федерации. В отдельных субъектах Российской Федерации приняты государственные программы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие создание условий для сохранения, изучения, развития и повышения функциональности местных языков.

Вместе с тем отсутствует государственная программа Российской Федерации в области сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации, предусматривающая обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, языков официального общения населения в местностях его компактного проживания и языков народов Российской Федерации, содействие изданию литературы на языках народов Российской Федерации, в том числе развитию переводческой деятельности, финансирование научных исследований в области сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации, создание условий для распространения через средства массовой информации сообщений и материалов на языках народов Российской Федерации, подготовку специалистов в указанной области, совершенствование системы образования в целях развития языков народов Российской Федерации и иные меры.

Интенсивное научно-технологическое развитие мировой экономики во второй половине XX века и влияние глобализационных процессов на формирование политических, экономических и культурных мировых центров, стремительный рост использования цифровых технологий в жизни государства и общества вызвали размывание национальных, языковых и культурных границ, структурную трансформацию социальных отношений. В условиях активной миграции сельского населения и сокращения сфер осуществления хозяйственной деятельности и промыслов, ведения традиционного образа жизни народов Российской Федерации нарушилась межпоколенческая передача языков, что привело к сокращению числа их носителей и исчезновению отдельных языков, диалектов и говоров. Требуется системный подход к сохранению, изучению и развитию языков народов Российской Федерации.

Особое внимание уделяется социально-экономическому и культурному развитию, защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе сохранению и развитию их языков. В 2021 году Правительство Российской Федерации было наделено полномочием по определению порядка утверждения норм языков коренных малочисленных народов Российской Федерации, правил орфографии и пунктуации этих языков.

В целях совершенствования государственной политики по сохранению, защите и развитию языков коренных малочисленных народов Российской Федерации создана Межведомственная комиссия по языкам коренных малочисленных народов Российской Федерации, которая утверждает грамматики, содержащие нормы языков коренных малочисленных народов Российской Федерации, правила орфографии и пунктуации этих языков.

Отдельное место в социокультурном пространстве занимает русский жестовый язык, являющийся неречевым языком общения инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Для активного вовлечения инвалидов по слуху, общественных организаций и объединений инвалидов во все аспекты общественной жизни и в функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации государство обеспечивает поддержку развития русского жестового языка.

По данным современных научных исследований, в настоящее время функционируют более 155 языков народов Российской Федерации, из них 34 языка являются государственными языками республик Российской Федерации, 40 языков - языками официального общения населения в местностях его компактного проживания. В системе общего образования в 2022 году использовались 74 языка, из них 10 языков - в качестве языка обучения и 46 языков - при реализации образовательных программ дошкольного образования.

Языки народов Российской Федерации используются в сфере массовых коммуникаций и средствах массовой информации, а также в книгоиздании. В 2022 году издание газет осуществлялось на 53 языках, выпуск журналов, сборников и бюллетеней - на 31 языке, книг и брошюр - на 69 языках. При вещании телевизионного канала "Россия-1" используются 50 языков. В ряде республик Российской Федерации организовано вещание телевизионных каналов на государственных языках республик Российской Федерации и на языках официального общения населения в местностях его компактного проживания.

В целях укрепления единого коммуникативного пространства проводятся мероприятия по повышению качества владения гражданами Российской Федерации русским языком, развивается система подготовки преподавателей русского языка, обеспечивается повышение качества обучения русскому языку в системе общего, профессионального и дополнительного образования независимо от места проживания, развивается система преподавания русского языка как иностранного, происходит расширение присутствия русского языка в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организуется работа в области научных исследований в области русского языка и др.

Для обеспечения единообразия использования государственного языка Российской Федерации в 2009 году утвержден список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации. Вместе с тем значительная часть литературных норм русского языка, зафиксированных в правилах русской орфографии и пунктуации, продолжает действовать и до настоящего времени не актуализирована.

Широкие возможности для поддержки языков народов Российской Федерации создает развитие современных информационных и коммуникационных технологий. При этом сегодня потенциал информационной среды Российской Федерации как совокупности печатных средств массовой информации, систем теле- и радиовещания, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и цифровых технологий задействован недостаточно эффективно. Региональные диспропорции в обеспеченности языков народов Российской Федерации базовыми языковыми технологиями (раскладки клавиатуры, электронные словари, корпусы текстов, системы правописания и автоматического перевода, онлайн-переводчики, поисковые системы и др.) проявляются в зависимости от учета указанных потребностей в документах стратегического планирования субъектов Российской Федерации.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства иностранных государств Российская Федерация оказывает содействие проживающим за рубежом соотечественникам в обеспечении и реализации права использования русского языка и языков народов Российской Федерации для развития духовного и интеллектуального потенциала.

Вместе с тем в сфере государственной языковой политики Российской Федерации имеются проблемы, обусловленные в том числе усилением глобализационных процессов в современном обществе и незавершенным процессом нормативно-правового регулирования языковых отношений, к которым относятся:

отсутствие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере сохранения, защиты и развития языков народов Российской Федерации;

снижение в сфере официального общения уровня соответствия утвержденных языковых норм государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации современной общественно-речевой практике;

необоснованное использование в сфере официального общения иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке, и перечень которых не содержится в нормативных словарях;

разрыв межпоколенческой передачи языков народов Российской Федерации, сокращение численности носителей языков и сфер их использования.


III. Принципы, цели, задачи и основные направления

государственной языковой политики Российской Федерации

Принципами государственной языковой политики Российской Федерации являются:

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств;

признание права человека и гражданина на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества, на доступ к культурным ценностям, свободное получение информации, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

признание равных прав народов Российской Федерации на сохранение и всестороннее развитие своих языков;

признание государственным языком Российской Федерации на всей территории Российской Федерации русского языка как языка государствообразующего народа, права республик Российской Федерации устанавливать свои государственные языки и права субъектов Российской Федерации устанавливать языки официального общения населения в местностях его компактного проживания;

обеспечение условий для получения образования на государственном языке Российской Федерации, родных языках из числа языков народов Российской Федерации, преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и родных языков из числа языков народов Российской Федерации;

консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, направленных на повышение эффективности реализации государственной языковой политики Российской Федерации;

признание особой роли носителей языков народов Российской Федерации в сохранении и развитии языкового многообразия.

Основными целями государственной языковой политики Российской Федерации являются:

обеспечение прав и свобод человека и гражданина в языковой сфере;

создание условий для функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

сохранение языкового многообразия и развитие языков народов Российской Федерации.

Задачами государственной языковой политики Российской Федерации являются:

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, государственными языками республик Российской Федерации и языками народов Российской Федерации, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества, а также права на доступ к культурным ценностям;

совершенствование условий языковой адаптации иностранных граждан в Российской Федерации;

развитие единого коммуникативного пространства для содействия взаимопониманию и укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации;

совершенствование нормативно-правового регулирования использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, языков официального общения населения в местностях его компактного проживания и языков народов Российской Федерации;

обеспечение ясности, понятности, определенности содержания и недвусмысленности информации на государственном языке Российской Федерации в нормативных правовых актах, в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при подготовке и проведении выборов и референдумов, в продукции средств массовой информации, в информации, предназначенной для потребителей товаров (работ, услуг), и в рекламе;

государственная поддержка и популяризация научных исследований в области функционирования государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, языков официального общения населения в местностях его компактного проживания и языков народов Российской Федерации;

поддержка и развитие языков народов Российской Федерации в информационном и цифровом пространстве, обеспечение базовыми языковыми технологиями;

совершенствование системы образования и подготовки специалистов в области русского языка и языков народов Российской Федерации, а также подготовки научно-педагогических кадров;

воспитание уважительного отношения и популяризация позитивного образа семей, использующих двуязычие и многоязычие;

совершенствование государственного управления в сфере государственной языковой политики Российской Федерации;

совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной языковой политики Российской Федерации и повышение роли носителей языков народов Российской Федерации в деятельности по сохранению языкового многообразия;

реализация мер по обеспечению прав и защиты интересов российских граждан, проживающих за рубежом, в части прав на обучение русскому языку и языкам народов Российской Федерации, которые осуществляются в соответствии с целями, задачами, принципами и основными направлениями гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, определенными Концепцией гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. N 611 "Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом".

Основными направлениями государственной языковой политики Российской Федерации в сфере обеспечения условий для сохранения и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения являются:

поддержка использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

государственная поддержка создания и издания нормативных словарей, справочников и грамматик, правил русской орфографии и пунктуации на основе сложившейся общественно-речевой практики, включая их утверждение и переиздание в установленном порядке;

обеспечение государственной поддержки научных исследований в области русского языка;

создание и обеспечение функционирования федеральной государственной информационной системы "Национальный словарный фонд";

повышение качества преподавания русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации в системе общего образования, профессионального образования и дополнительного образования;

совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов по русскому языку в образовательных организациях высшего образования;

усиление контроля за публичным исполнением и противодействие распространению через средства массовой информации продукции, содержащей не соответствующие нормам современного русского литературного языка слова и выражения (в том числе нецензурную лексику);

противодействие излишнему использованию иностранной лексики;

содействие деятельности иностранных научных и образовательных учреждений, а также международных организаций в области изучения русского языка и переводов художественной литературы;

расширение программ стажировок иностранных обучающихся по основным профессиональным образовательным программам на русском языке в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Российской Федерации;

содействие обеспечению прав граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, на обучение русскому языку.

Основными направлениями государственной языковой политики Российской Федерации в сфере обеспечения условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации являются:

принятие мер по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации, в том числе в среде проживающих за рубежом граждан Российской Федерации;

создание алфавитов, словарей, справочников и грамматик, правил орфографии и пунктуации языков народов Российской Федерации;

разработка и утверждение словарей, справочников и грамматик, содержащих нормы государственных языков республик Российской Федерации, правил орфографии и пунктуации этих языков и их дальнейшая актуализация;

разработка и утверждение грамматик, содержащих нормы языков коренных малочисленных народов Российской Федерации, правил орфографии и пунктуации этих языков;

обеспечение условий для реализации прав граждан Российской Федерации на свободный выбор языка образования для получения дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

создание в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях отдельных групп с обучением и воспитанием на родном языке из числа языков народов Российской Федерации по заявлению родителей (законных представителей) и включение в образовательные программы организаций дополнительного образования изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

поддержка преподавания в общеобразовательных организациях государственных языков республик Российской Федерации и языков народов Российской Федерации по заявлению родителей (законных представителей) в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

сохранение и развитие общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы на языках народов Российской Федерации, в том числе обеспечение необходимыми учебно-методическими комплексами;

обеспечение преемственности изучения государственных языков республик Российской Федерации, языков народов Российской Федерации в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования;

создание условий для подготовки специалистов в области перевода на русский язык художественной литературы с языков народов Российской Федерации, поддержка развития литературной традиции народов Российской Федерации;

поддержка перевода на русский язык произведений художественной литературы, созданных на языках народов Российской Федерации, а также их издания и распространения;

государственная поддержка издания и распространения на всей территории страны художественной, учебной, учебно-методической и научной литературы на языках народов Российской Федерации;

подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с учетом языковых особенностей субъектов Российской Федерации;

совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов по языкам народов Российской Федерации в образовательных организациях высшего образования;

государственная поддержка и популяризация научных программ и исследований, научно-популярных публикаций, образовательных программ, способствующих сохранению языкового многообразия Российской Федерации и расширению сфер использования языков народов Российской Федерации;

утверждение федеральных конкурсов, направленных на сохранение и развитие языков народов Российской Федерации;

организация разработки стандартных наборов символов для обозначения алфавитов, шрифтовой гарнитуры, раскладок клавиатуры, внедрение языковых пакетов на государственных языках республик Российской Федерации для интерфейсов операционных систем;

увеличение количества языков народов Российской Федерации, используемых в национальных интернет-переводчиках;

оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации на языках народов Российской Федерации, в создании и поддержании в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайтов, имеющих социальное или образовательное значение, на языках народов Российской Федерации;

оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации на языках народов Российской Федерации;

организация вещания теле- и радиопрограмм на языках народов Российской Федерации;

государственная поддержка производства, проката и показа кино- и видеопродукции на государственных языках республик Российской Федерации и языках народов Российской Федерации;

содействие деятельности театров, концертных организаций и самостоятельных творческих коллективов на государственных языках республик Российской Федерации и языках народов Российской Федерации;

обеспечение права на написание наименований географических объектов, оформление надписей, дорожных и иных указателей на государственных языках республик Российской Федерации и языках официального общения населения в местностях его компактного проживания.

Основными направлениями государственной языковой политики Российской Федерации в сфере содействия адаптации иностранных граждан в Российской Федерации являются:

создание для иностранных граждан и их несовершеннолетних детей условий для изучения русского языка;

совершенствование формы и порядка подтверждения навыков владения русским языком как иностранным для иностранных граждан и лиц без гражданства;

повышение квалификации педагогических кадров, обеспечивающих языковую подготовку несовершеннолетних детей иностранных граждан в общеобразовательных организациях;

обеспечение устойчивого интереса к русскому языку, культуре и литературе среди постоянно проживающих иностранных граждан в Российской Федерации.

Основными направлениями государственной языковой политики Российской Федерации в сфере совершенствования государственного управления являются:

совершенствование законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в сфере государственной языковой политики;

создание условий для использования в официальных сферах общения в местностях компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, языков населения данных местностей наряду с государственным языком Российской Федерации и (или) государственными языками республик Российской Федерации;

государственная поддержка развития русского жестового языка, подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей и переводчиков русского жестового языка;

расширение возможностей участия коренных малочисленных народов Российской Федерации в решении вопросов сохранения, поддержки и обучения родным языкам;

обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих по дополнительным профессиональным программам, способствующим совершенствованию уровня владения государственным языком Российской Федерации, государственными языками республик Российской Федерации и языками народов Российской Федерации;

разработка и реализация дополнительных профессиональных программ в области государственной языковой политики Российской Федерации для профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;

информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной языковой политики Российской Федерации;

совершенствование мониторинга состояния и развития языков народов Российской Федерации;

проведение мониторинга состояния нормативно-правового регулирования отношений в сфере функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и языков народов Российской Федерации, а также государственной поддержки языков народов Российской Федерации, обеспечения права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, государственными языками республик Российской Федерации и языками народов Российской Федерации;

проведение мониторинга языковой адаптации иностранных граждан в Российской Федерации;

разработка, реализация и обеспечение отраслевого и межотраслевого соответствия государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ в сфере государственной языковой политики Российской Федерации;

реализация мер, направленных на противодействие проявлениям дискриминации по признаку языковой принадлежности, на противодействие межнациональным конфликтам, в основе которых лежит дискриминация в области реализации языковых прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.


IV. Инструменты и механизмы реализации государственной

языковой политики Российской Федерации

Реализация настоящей Концепции предусматривает совершенствование системы государственного управления в сфере государственной языковой политики Российской Федерации.

Инструментами реализации государственной языковой политики Российской Федерации являются:

законодательство Российской Федерации;

документы стратегического планирования, в том числе государственные программы Российской Федерации, обеспечивающие реализацию направлений государственной языковой политики Российской Федерации;

мониторинг состояния нормативно-правового регулирования отношений в сфере функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и языков народов Российской Федерации, а также государственной поддержки языков народов Российской Федерации, обеспечения права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, государственными языками республик Российской Федерации и языками народов Российской Федерации;

мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации;

мониторинг языковой адаптации иностранных граждан в Российской Федерации;

совершенствование организационного, кадрового, методического обеспечения обучения и изучения языков народов Российской Федерации в образовательных организациях в целях сохранения языкового многообразия Российской Федерации.

Реализацию настоящей Концепции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Правительство Российской Федерации утверждает план мероприятий по реализации настоящей Концепции.

Мероприятия по реализации настоящей Концепции учитываются при формировании и корректировке национальных проектов и государственных программ Российской Федерации.


V. Показатели эффективности реализации настоящей Концепции

Показателями эффективности реализации настоящей Концепции являются:

рост доли выпускников общеобразовательных организаций, успешно сдавших единый государственный экзамен по русскому языку, в общей численности выпускников общеобразовательных организаций, сдававших единый государственный экзамен по русскому языку;

динамика роста среднего тестового балла за единый государственный экзамен по русскому языку;

количество педагогических работников, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации, нарастающим итогом;

количество обучающихся, изучающих родные языки из числа языков народов Российской Федерации в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительные общеобразовательные программы;

количество языков народов Российской Федерации, изучение которых осуществляется в рамках реализации образовательных программ по родным языкам из числа языков народов Российской Федерации в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительные общеобразовательные программы;

количество реализованных мероприятий, направленных на содействие деятельности театров, концертных организаций и самостоятельных творческих коллективов на государственных языках республик Российской Федерации и языках народов Российской Федерации;

количество изданной литературы на языках народов Российской Федерации;

количество печатных средств массовой информации на языках народов Российской Федерации;

количество сетевых изданий, теле- и радиопрограмм на языках народов Российской Федерации;

количество кино- и видеопродукции на языках народов Российской Федерации;

доля иностранных граждан в Российской Федерации, прошедших курсы по изучению русского языка, в общей численности иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации;

доля иностранных граждан, подтвердивших достаточный уровень владения русским языком при проведении соответствующих диагностических процедур, в общей численности участвовавших в них иностранных граждан.


VI. Ожидаемые результаты реализации государственной

языковой политики Российской Федерации

По итогам реализации настоящей Концепции предусматривается достижение следующих результатов:

сформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации;

определен список нормативных словарей, грамматик и справочников, фиксирующих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации;

обеспечена положительная динамика результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку за счет проведения мероприятий, способствующих повышению качества преподавания русского языка как государственного языка Российской Федерации на всех уровнях общего образования;

сформирована учебно-методическая база для преподавания родных языков из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации на уровнях общего образования;

созданы условия для изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации и возможности обучения на родных языках из числа языков народов Российской Федерации;

обеспечена возможность для использования языков народов Российской Федерации в сфере образования и культуры;

реализовано право на осуществление издательской деятельности на языках народов Российской Федерации в целях сохранения литературной традиции и поддержания языкового многообразия Российской Федерации;

проведены мероприятия, способствующие успешной языковой адаптации иностранных граждан в Российской Федерации.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления