Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 07.09.2007 N 5 "О мерах по организации процессуального контроля"
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПРИ ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 сентября 2007 г. N 5
О МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
В связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - Следственный комитет) и изменениями условий уголовного судопроизводства, установленными Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, законности при производстве предварительного следствия входящими в его систему следственными органами, руководствуясь статьями 11 и 20.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
Заместителям Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителям главных управлений, управлений, отделов и отделений центрального аппарата Следственного комитета, руководителям следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета, а также их заместителям (далее - руководители следственных органов):
1. Осуществлять единообразный подход к организации процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства, незамедлительное реагирование на выявленные нарушения законов, используя в полной мере процессуальные полномочия, предусмотренные ст. 39 УПК РФ.
2. Обеспечивать прием, регистрацию, организацию своевременной и полной проверки следователями каждого сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и их разрешение в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Контролировать выполнение требований закона об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщений о преступлениях.
3. По поступившим в следственный орган постановлениям прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений федерального законодательства в обязательном порядке обеспечивать составление следователями рапортов об обнаружении признаков преступлений, регистрацию их в установленном порядке и проведение проверки в соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ.
4. Тщательно изучать все материалы проверок сообщений о преступлениях, по которым приняты процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Отменять незаконные и необоснованные постановления следователей.
5. Контролировать направление заявителям и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в установленный ч. 4 ст. 148 УПК РФ срок - в течение 24 часов с момента их вынесения, а также разъяснение заявителям права и порядка обжалования этих постановлений.
6. Безотлагательно рассматривать поступившие от прокурора постановления с соответствующими материалами для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, объективно оценивать приведенные в них мотивы и при наличии достаточных оснований отменять решения об отказе в возбуждении уголовного дела и направлять материалы следователям для возбуждения уголовного дела либо возобновления проверки.
При несогласии с выводами прокурора о необходимости отмены отказа в возбуждении уголовного дела информировать его о своем решении.
В случае признания судом отказа в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным отменять такое решение, а при несогласии с судебным постановлением принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.
7. При возобновлении проверки сообщения о преступлении в связи с отменой постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела устанавливать ее срок в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 144 УПК РФ до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий - до 30 суток. Исключить дальнейшее продление сроков проверки.
8. Не допускать проведения не вызванных необходимостью проверочных действий и промедления с возбуждением уголовного дела при очевидных признаках преступления.
9. Отменять незаконные и необоснованные постановления о возбуждении уголовного дела, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ.
10. В необходимых случаях по запросу прокурора направлять ему для изучения материалы уголовного дела, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения о его возбуждении.
Получив постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, направлять его следователю для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо возобновления проверки.
11. С момента возбуждения уголовного дела заводить контрольное производство, к которому приобщать копии основных процессуальных и служебных документов, в том числе судебных решений, постановлений прокурора, постановлений и указаний руководителя следственного органа, сопроводительных писем, мотивированных возражений, жалоб, справок и др.
Контролировать своевременное направление прокурору копий процессуальных документов и уведомлений в случаях, предусмотренных УПК РФ.
12. Обеспечивать незамедлительное получение информации от следователя о производстве без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложения ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, для правовой оценки законности и обоснованности следственных действий.
13. Тщательно изучать материалы уголовного дела и проверять обоснованность ходатайств следователя перед судом об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, а также о продлении срока содержания под стражей. Требовать от следователей составления мотивированных постановлений.
Обращать особое внимание на тяжесть совершенных преступлений, личность, возраст, состояние здоровья, семейное положение и род занятий обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства. Учитывать, что перечень обстоятельств, предусмотренный ст. 108 УПК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Для выработки единой правовой позиции и реализации прокурором полномочий, предусмотренных п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, копии ходатайств следователей перед судом с необходимыми материалами направлять прокурору заблаговременно.
14. Давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев только по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только при условии особой сложности уголовного дела.
Для получения согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на внесение ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев готовить и не позднее чем за 30 суток до истечения годичного срока представлять в центральный аппарат Следственного комитета соответствующие материалы с заключением об обоснованности и законности продления этого срока.
Также не позднее чем за 30 суток представлять постановление для продления Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.
Иметь в виду, что срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев продлевается в исключительных случаях, поэтому вопросы о дальнейшем содержании его под стражей и продлении срока следствия предварительно рассматривать на коллегии следственного управления Следственного комитета по субъекту Российской Федерации либо приравненного к нему специализированного, в том числе военного, следственного управления.
При направлении Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации представления о даче согласия на возбуждение соответствующего ходатайства в сопроводительных документах указывать, изучалось ли уголовное дело, выполнены ли следственные действия, для производства которых ранее испрашивалось продление процессуальных сроков. Если нет, то по какой причине и какие нарушения, недостатки в организации расследования выявлены, какие меры для их устранения приняты.
15. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц, которым в качестве меры пресечения избиралось содержание под стражей, а затем производство по делу было прекращено по реабилитирующим основаниям. Не позднее чем в 10-дневный срок со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности ареста и привлечения к уголовной ответственности лица, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям. Копии заключений направлять в следственное управление Следственного комитета по субъекту Российской Федерации для обобщения и не реже одного раза в полугодие результаты анализа с указанием о принятых мерах направлять в организационно-инспекторское управление Следственного комитета.
16. При даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о даче согласия на производство выемки документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, требовать от следователя подготовки и представления материалов, обосновывающих необходимость принятия соответствующего процессуального решения.
17. Обеспечивать обязательное участие следователей в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств о производстве процессуальных и иных следственных действий и их качественную подготовку к поддержанию этих ходатайств.
18. При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) и решения следователей в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ, учитывать, что процессуальное решение по результатам их разрешения обязан принимать руководитель следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются.
При последующем обжаловании данного решения руководителю вышестоящего следственного органа истребовать у руководителя нижестоящего следственного органа заключение об обоснованности доводов заявителя, а в необходимых случаях изучать материалы проверки либо уголовного дела.
При подтверждении доводов о невиновности обвиняемого (подозреваемого), принуждении к даче показаний, применении других незаконных методов расследования принимать меры к проведению проверки в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК РФ, и решению вопроса об ответственности лиц, допустивших эти нарушения.
19. При поступлении требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства незамедлительно поручать следователю, в производстве которого находится уголовное дело, подготовку предложений о его исполнении либо мотивированных возражений.
Представленные следователем документы рассматривать с изучением уголовного дела и по результатам давать письменные указания об исполнении требования прокурора либо информировать прокурора о несогласии с его требованием. В случае исполнения требований прокурора направлять ему соответствующее уведомление.
20. Обеспечивать в необходимых случаях участие в судебных заседаниях следователей, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, и своевременное представление в суд запрашиваемых документов.
При несогласии с судебным решением принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.
21. Тщательно изучать уголовное дело при утверждении постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и обеспечивать принятие процессуального решения в строгом соответствии с требованиями материального и процессуального закона на основании собранных по делу доказательств.
Давать согласие на прекращение уголовного преследования лица в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного характера только после анализа всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.
Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела (уголовного преследования) результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.
Обеспечить ежеквартальную проверку законности и обоснованности прекращения уголовных дел (уголовного преследования).
22. В каждом случае приостановления предварительного следствия проверять законность и обоснованность принятого следователем решения. Если не исчерпаны все возможности для собирания доказательств, установления обстоятельств совершения преступления, установления и розыска лиц, совершивших преступления, безотлагательно отменять это решение и давать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных и иных процессуальных действий (в т.ч. о даче соответствующего поручения органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность).
Руководителю вышестоящего следственного органа не реже одного раза в полугодие проверять законность и обоснованность приостановления предварительного следствия.
23. После составления следователем обвинительного заключения изучать уголовное дело для оценки полноты, всесторонности и объективности произведенного расследования, допустимости собранных доказательств и отсутствия препятствий к рассмотрению дела судом.
Направлять уголовное дело прокурору для утверждения обвинительного заключения с сопроводительным письмом руководителя следственного органа.
В случае выявления недостатков и упущений, препятствующих направлению дела с обвинительным заключением прокурору и рассмотрению его в суде, руководствуясь п. 11 ст. 39 УПК РФ, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями для дополнительного следствия.
24. Обеспечивать своевременное принятие следователем к производству уголовного дела, возвращенного для дополнительного следствия; принимать меры к оперативному устранению выявленных недостатков.
В случае возвращения уголовного дела для дополнительного следствия прокурором в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ, совместно со следователем незамедлительно рассматривать вопрос о целесообразности обжалования решения прокурора.
При даче согласия следователю на такое обжалование учитывать, что срок содержания обвиняемого под стражей может быть продлен только по ходатайству следователя после принятия им уголовного дела к своему производству, а продолжительная процедура обжалования возвращения дела для дополнительного следствия может повлечь за собой необоснованное освобождение обвиняемого в связи с истечением срока его содержания под стражей.
25. Руководителям следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, не реже одного раза в полугодие анализировать состояние работы по осуществлению процессуального контроля. По результатам анализа принимать меры, направленные на совершенствование его организации.
Заслушивать на заседаниях коллегий или оперативных совещаниях отчеты руководителей отделов, отделений и их заместителей о работе по контролю за процессуальной деятельностью следственных органов Следственного комитета.
Систематически изучать, обобщать и распространять положительный опыт по обеспечению процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства, регулярно проводить учебно-методические семинары по изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения.
26. Возложить на заместителей Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителей следственных органов персональную ответственность за организацию и осуществление процессуального контроля, выполнение задач, определенных настоящим Приказом.
Контроль за исполнением Приказа поручить заместителям Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ для организации исполнения направить руководителям следственных органов, входящих в систему Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Генерального прокурора
Российской Федерации -
Председатель Следственного
комитета при прокуратуре
Российской Федерации
государственный
советник юстиции
1 класса
А.И.БАСТРЫКИН
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления