Приказ Росжелдора от 25.11.2009 N 503 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению внутреннего финансового контроля федерального агентства железнодорожного транспорта"
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
от 25 ноября 2009 г. N 503
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В целях обеспечения единообразного подхода к осуществлению финансового контроля за получателями бюджетных средств, повышения эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, использованием субсидий их получателями и в соответствии со статьями 158 и 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению внутреннего финансового контроля Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Г.П.ПЕТРАКОВ
к Приказу Росжелдора
от 25 ноября 2009 г. N 503
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Настоящие Методические рекомендации являются документом, определяющим основные направления, показатели и критерии, по которым оценивается деятельность Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Система внутреннего финансового контроля призвана обеспечить:
1) единообразный подход к оценке деятельности учреждений, предприятий, порядку использования субсидий получателями;
2) объективность, всесторонность и полноту выводов по результатам деятельности учреждения, предприятия, использования субсидии получателем;
3) обоснованность предложений и рекомендаций, вносимых в итоговые документы работы учреждения;
4) повышение качества и эффективности деятельности учреждения, предприятия, использования субсидий получателем.
Система оценочных показателей и критериев служит:
1) для полной, всесторонней и объективной оценки деятельности учреждения;
2) для анализа результатов деятельности учреждения;
3) для определения объема служебной нагрузки и напряженности труда сотрудников учреждения;
4) для повышения эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий;
5) для целевого использования субсидий, предоставляемых из средств федерального бюджета;
6) для сведения к минимуму субъективных факторов при определении итоговых оценок.
I. Проверка организации финансово-хозяйственной
деятельности, бюджетного учета и достоверности отчетности
бюджетного учреждения
Бюджетным учреждением в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
К бюджетным учреждениям, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта, относятся территориальные органы, учреждение по обеспечению хозяйственного обслуживания, государственные учреждения культуры и государственные образовательные учреждения.
Порядок оценки деятельности бюджетного учреждения при проведении внутреннего финансового контроля проводится по следующим блокам вопросов:
1.1. Проверка кассовых и банковских операций.
1) Проверка наличия денег, ценностей и бланков строгого учета в кассе, кассовой и авансовой дисциплины.
Проверка наличия денег, ценностей и бланков строгой отчетности в кассе (проверка кассы) производится внезапно в начале документальной проверки в присутствии главного бухгалтера и кассира.
Перед проверкой кассы проверяющий берет расписку о том, что расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию, поступившие денежные средства оприходованы, выбывшие списаны в расход.
По усмотрению проверяющего в период документальной проверки могут проводиться повторные проверки кассы.
Проверяющий устанавливает соответствие предъявленных наличных денег, ценностей и бланков строгой отчетности остаткам, числящимся на день проверки по регистрам учета.
Если при проверке будут предъявлены надлежаще оформленные денежные документы, не проведенные в регистрах бухгалтерского учета, то указанные документы проводятся в присутствии проверяющего, и после этого в кассовой книге выводятся итоги и остатки.
При наличии раздаточных ведомостей на выплату заработной платы, не проведенных по учету, проверяющий проверяет законность произведенных выплат, подсчитывает выданную по этим ведомостям сумму и исключает ее из остатка, числящегося по кассовой книге на день проверки.
По результатам проверки наличия денег составляется акт проверки наличных денежных средств. При обнаружении проверяющими недостачи или излишка денежных средств и ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства их возникновения.
Если во время проверки проверяющим будут установлены ошибки, повлекшие возникновение недостач, то внесенная в погашение недостачи сумма может быть возвращена кассиру или другому лицу, внесшему деньги в кассу, только в том случае, если недостача наличных денег была погашена и отражена в бухгалтерском учете установленным порядком при ее возникновении.
При проверке кассовой дисциплины проверяется выполнение установленного порядка получения наличных денег из учреждения банка, а также их хранение в учреждении.
- выделение автотранспорта и охраны для перевозки денег из банка в учреждение и из учреждения в банк;
- своевременность и полнота оприходования полученных денег; соблюдение порядка ежедневной сверки наличия денежных сумм и ценностей в кассе с данными бухгалтерского учета;
- сдача кассы под охрану установленным порядком;
- наличие охранной сигнализации в помещении кассы и ее исправность, соблюдение порядка опечатывания кассы, наличие вторых экземпляров ключей от кассы и сейфа и порядок их хранения;
- ознакомление кассира с порядком ведения кассовых операций, заключение с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности;
- возложение обязанностей кассира на других работников бухгалтерии, заключение с ними договоров о материальной ответственности;
- соблюдение установленного банком лимита хранения наличных денег в кассе учреждения, своевременность сдачи в банк сверхлимитных остатков;
- порядок производства внезапных проверок кассы (периодичность, наличие комиссии по проверке кассы, актов по результатам проверки, мероприятий по результатам актов, производится выборочная проверка остатков в актах с остатками денежных средств, числящихся в кассовой книге);
- полнота оприходования денег, полученных из банка (путем сличения записи в кассовой книге с записями в выписках банка и корешках чеков);
- списание в расход денег по кассе (устанавливаются: все ли записи подкреплены правильно оформленными документами, погашаются ли расходные и приходные документы штампом "Оплачено" с указанием даты, имеется ли расписка получателя, не приложены ли к кассовым отчетам и выпискам банка документы, уже ранее оплаченные);
- ведение кассовой книги, ежедневный отчет кассира по произведенным операциям в соответствии с приходно-расходными документами;
- правильность составления накопительной ведомости по кассовым операциям и разнесения сумм поступления и расходования денежных средств на соответствующие счета бюджетного учета;
- правильность учета депонированных сумм - в полном ли объеме сдавались в банк неполученные суммы и не расходовались ли они на другие цели, ведется ли книга учета депонированных сумм;
- правильность оформления приема и сдачи дел, денежных средств и ценностей при временном убытии кассира.
При проверке авансовой дисциплины проверяется:
- законность произведенных расходов и достоверность приложенных к авансовым отчетам оправдательных документов;
- законность и правильность перечисления авансов поставщикам (исполнителям работ);
- соблюдение установленного порядка покупки материальных запасов за наличные деньги. Наличие приказа о предельных размерах выдачи сумм под отчет с указанием перечня лиц, кому могут выдаваться наличные деньги на хозяйственные нужды;
- правильность выдачи подотчетных сумм (на хозяйственные нужды, командировочные расходы) и своевременность их погашения (наличие документов, подтверждающих поставку материальных ценностей и произведенных командировочных расходов);
- соблюдение порядка списания сумм аванса поставщикам и подрядчикам только после получения материальных ценностей, своевременность получения от поставщиков и подрядчиков оплаченных материальных ценностей и услуг;
- соответствие остатка подотчетных сумм на день начала проверки сумме остатков за подотчетными лицами и организациями (в необходимых случаях проводится встречная проверка);
- принятие мер к истребованию авансовых отчетов от всех подотчетных лиц и взысканию просроченной дебиторской задолженности (определяются причины возникновения задолженности, обстоятельства, сумма, работники, в результате действия (бездействия) которых задолженность возникла, и предлагается руководителю учреждения или лицу, им уполномоченному, осуществить истребование задолженности в установленном законодательством порядке);
- принятые меры к виновным в нарушении авансовой дисциплины;
- соблюдение порядка выдачи авансов (есть ли заявления получателей с указанием назначения аванса, есть ли распорядительная резолюция руководителя или лица, им уполномоченного);
- нет ли случаев выдачи авансов в счет заработной платы и лицам, не работающим в данном учреждении, выдачи авансов без получения отчета об израсходовании ранее полученного аванса;
- не допускались ли случаи списания материальных ценностей, приобретенных через подотчетное лицо, на расходы учреждения без оприходования по учету;
- утверждение руководителем учреждения либо лицом, им уполномоченным, авансовых отчетов, а также правильность ведения бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.
2) Проверка наличия денежных средств на лицевом счете и операций по этому счету.
При проверке соблюдения установленного порядка безналичных расчетов проверяются:
- соответствие остатка денежных средств на день начала проверки, выведенного по бухгалтерскому учету учреждения, остатку на тот же день по выпискам по счетам учреждения в банке (казначействе);
- учет чековых книжек, правильность использования чеков, соблюдения порядка их списания;
- обоснованность и правильность открытия бюджетного счета и ведения операций по нему;
- наличие предварительной подписи руководителя либо лица, им уполномоченного, на незаполненных чеках, наличие печати учреждения на неподписанных документах;
- полнота оприходования на счете получателя полученного финансирования;
- полнота оприходования поступивших от организаций и физических лиц сумм, полнота наличия выписок банка, наличие подтверждающих документов с отметкой банка об исполнении;
- наличие резолюции руководителя либо лица, им уполномоченного, на платежных документах;
- использование расчетного счета учреждения для перечисления денежных средств, получения наличных денег и других целей в интересах сторонних организаций и частных лиц;
- соблюдение установленного порядка перечисления сумм налогов и других сумм в доход бюджетов и во внебюджетные фонды.
При необходимости выписка счета сверяется с подлинным лицевым счетом непосредственно в учреждении банка.
1.2. Выполнение основных показателей деятельности учреждения.
1) Проверка организации работ по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности:
- наличие учредительных документов учреждения (Положение), правильность их оформления - вид учреждения, направление деятельности учреждения, выполняемые задачи, их соответствие фактически осуществляемой деятельности;
- структура отделов, осуществляющих финансовый и бюджетный учет (взаимодействие отделов, штатная численность, укомплектованность отделов работниками, положения об отделах, должностные регламенты работников);
- программное обеспечение процесса работ;
- прочие общие вопросы организации работ (наличие номенклатуры дел, графика документооборота, учетной политики учреждения, нормативного обеспечения деятельности).
2) Проверка планирования потребности в денежных средствах и выполнения основных показателей деятельности учреждения:
- проверяется правильность определения потребности в бюджетных средствах, правильность и своевременность оформления установленных документов на их получение, наличие расчетов потребности в бюджетных средствах, их реальность и обоснованность;
- своевременность доведения финансово-экономической службой до руководителей структурных подразделений учреждения сведений о бюджетных средствах по соответствующим статьям сметы;
- правильность определения руководителями структурных подразделений планируемых расходов в соответствии с годовыми назначениями бюджетных средств;
- обоснованность и реальность дополнительной потребности в бюджетных средствах, основания к их истребованию, причины возникновения дополнительных потребностей;
- правильность определения потребности бюджетных средств и использования выделенных средств строго по назначению, наличие фактов их расходования на другие цели;
- наличие фактов расходования бюджетных средств сверх их назначений по соответствующим статьям сметы, причины образования перерасходов, принятые меры по уточнению бюджета;
- наличие фактов нецелевого использования бюджетных средств с указанием конкретных работников, принявших решение об использовании их не по назначению;
- своевременность представления руководителями структурных подразделений сведений о необходимости корректировки назначенных по смете расходов бюджетных средств по соответствующим статьям сметы;
- своевременность приведения планов в соответствие с выделенными ассигнованиями, установленными лимитами, запасами материальных средств, наличие запланированных и проведенных мероприятий, не обеспеченных материальными и денежными средствами.
3) Проверка расходов по заработной плате.
Своевременность и правильность выплаты заработной платы работникам учреждения проверяется путем сопоставления расчетно-платежных ведомостей на выплату заработной платы и лицевых счетов со штатными расписаниями, тарификационными списками, приказами по организации, трудовыми книжками, личными делами работников, табелями по учету рабочего времени с целью выявления случаев нарушения штатной дисциплины, незаконной выплаты заработной платы, необоснованного увеличения должностных окладов, всех видов надбавок и доплат к заработной плате, а также лиц, фактически не работающих в учреждении или содержащихся сверх утвержденного штатного расписания.
При проверке начисления и выплаты заработной платы проверяются:
- наличие в учреждении утвержденных штатных расписаний;
- соответствие раздаточных ведомостей на выплату заработной платы штатным расписаниям и данным учета работников;
- соблюдение штатной дисциплины;
- правильность установления должностных окладов работникам, установления и выплаты увеличений должностных окладов, доплат и надбавок к заработной плате;
- своевременность выплаты заработной платы работникам с учетом выделенных бюджетных средств на эти цели, обеспечение целевого использования денежных средств, выделенных на заработную плату, своевременность и полнота расчетов с работниками, подлежащими увольнению;
- правильность итогов, выведенных в раздаточных ведомостях;
- наличие фактов двойной выплаты заработной платы;
- правильность взимания налогов, алиментов, законность предоставления льгот по налогам и другим платежам;
- правильность разрешения жалоб и заявлений работников по вопросам заработной платы;
- законность использования экономии по фонду заработной платы, наличие перерасхода по заработной плате за истекший период, виновные в этом лица;
- наличие основания для премирования и материального стимулирования работников, соответствие Положения о премировании работников действующему законодательству;
- правильность оформления и своевременность представления в бухгалтерию табелей учета рабочего времени; наличие трудовых книжек работников и их соответствие лицам, числящимся в раздаточных ведомостях на выплату заработной платы;
- своевременность внесения в трудовые книжки изменений, касающихся трудовой деятельности работников;
- правильность выплаты среднего заработка за период отпусков и компенсации за отпуск, оплаты больничных листов, выходного пособия при увольнении; правильность определения стажа работы работников и наличие протоколов комиссии по его установлению.
4) Проверка других расходов учреждения.
Проверку других расходов бюджетных средств и использования материальных ценностей проверяющие проводят по соответствующим подразделениям учреждения. Проверка наличия материальных средств проводится внезапно в начале документальной проверки на всех указанных объектах учреждения. Проверкой устанавливается соответствие фактического наличия, качественного состояния и стоимости материальных средств данным учета. Для установления соответствия производится снятие остатков материальных средств с последующим сопоставлением полученных результатов с данными материального учета. Результаты проверки оформляются актом.
Если при проверке наличия материальных средств будут выявлены расхождения между учетными данными и их фактическим наличием, проверяющим устанавливаются причины расхождений, лица, в результате действия (бездействия) которых это стало возможным. По результатам проверки излишки немедленно в присутствии проверяющего приходуются в установленном порядке по учету, а выявленная недостача материальных средств списывается с материального учета на основании приказа руководителя учреждения. При наличии оснований проверяющий вносит предложения руководителю учреждения о возмещении причиненного материального ущерба в соответствии с положением о материальной ответственности работников. От материально ответственного лица берутся письменные объяснения. Если в процессе проведения проверки причины и лица, в результате действия (бездействия) которых образовалась недостача материальных средств, не установлены, проверяющий вносит предложение в акт о назначении административного расследования.
При проверке расходов бюджетных средств и материальных ценностей устанавливается:
- законность и целесообразность расходования денежных средств и использования материальных средств, соответствие их фактического расхода установленным нормам;
- наличие фактов использования в учреждениях бюджетных средств и материальных ценностей не по целевому назначению;
- соблюдение установленного порядка реализации материальных ценностей сторонним организациям и частным лицам;
- правильность и целесообразность заключения договоров с поставщиками и подрядчиками на выполнение работ, заготовку материальных средств, предоставление услуг и расчетов по ним. При выявлении договоров с расходами, не обеспеченными соответствующими денежными средствами, и заключенных с организациями на невыгодных для учреждения условиях, с просроченными сроками исполнения и с другими нарушениями проверяющий вносит в акт предложения об их расторжении, возврате перечисленных денежных средств или получении материальных средств в порядке, установленном законодательством;
- наличие расходов бюджетных средств, наносящих ущерб учреждению (уплата штрафов, пени, неустоек за невыполнение договорных обязательств, простои транспорта, возмещение ущерба гражданам и организациям, в том числе за дорожно-транспортные происшествия, в случаях незаконного увольнения работников и др.); лиц, в результате действия (бездействия) которых причинен ущерб; принимаемые меры к возмещению ущерба и предупреждению таких нарушений;
- наличие фактов получения от сторонних организаций материальных средств за услуги, оказанные учреждением, и фактов возврата дебиторской задолженности материальными средствами; их оприходование, поступление на склад и фактическое наличие.
По обеспечению горюче-смазочными средствами (далее - ГСМ):
- обеспечение организации горюче-смазочными материалами и техническими средствами;
- соблюдение установленного лимита расхода горючего в целом по учреждению, осуществление контроля над соблюдением лимитной дисциплины;
- наличие фактов использования ГСМ сверх лимитов, причины и виновные лица;
- правильность списания топлива, ГСМ согласно установленным нормам;
- использование автотранспорта не по целевому назначению или в личных целях работниками организации. В случае поездок по личным нуждам устанавливается, возмещается ли в кассу организации плата за пользование служебным автотранспортом;
- правильность списания расходов на содержание автотранспорта (соблюдение лимита на содержание служебных легковых автомобилей при его наличии, соответствие фактических расходов смете);
- правильность заполнения путевых листов (путем сличения показателей спидометра с количеством километров пробега, записанного в путевом листе), соблюдение норм расхода ГСМ;
- правильность списания расходов по ремонту автомобиля.
По общехозяйственным и почтово-телеграфным расходам:
- обеспеченность организации имуществом для хозяйственного оборудования помещения, своевременность расчетов за поставляемое имущество;
- полнота и своевременность оприходования приобретенных материальных ценностей, создание условий для обеспечения их сохранности;
- соблюдение установленного порядка списания мягкого инвентаря, оборудования (указываются ли в актах на списание дата приобретения, сроки носки, время нахождения в эксплуатации, инвентарные номера; имеются ли заключения специалистов, дефектные акты при списании техоборудования). Проверить списание дорогостоящей и бытовой техники (холодильники, телевизоры, магнитофоны, стиральные машины, ковры и т.д.). При досрочном списании материальных ценностей установить причины и виновных лиц;
- не допускалась ли выдача инвентаря и оборудования в личное пользование бесплатно;
- провести выборочную инвентаризацию материальных ценностей, при этом проверяется наличие маркировки мягкого инвентаря и инвентарных номеров на оборудовании. С целью выявления возможных фактов подмены однородных дорогостоящих предметов более дешевыми необходимо сопоставить артикулы, сорт и цену проверяемых изделий;
- правильность расходования денежных средств на оплату проезда внутригородским транспортом;
- целесообразность и законность отправки и оплаты телеграмм за счет средств учреждения.
- правильность применения тарифов за установку телефонов и абонентской платы за средства связи;
- законность оплаты телефонных переговоров; меры, принимаемые по учету и контролю за междугородними телефонными переговорами.
- соблюдение установленных тарифов на коммунальные услуги; законность и обоснованность расхода бюджетных средств на оплату воды и электроэнергии в соответствии с установленными лимитами;
- обеспеченность учреждения электросчетчиками и водомерами, принимаемые меры по экономии электроэнергии и воды.
По расходам на текущий ремонт и эксплуатацию зданий и сооружений:
- наличие надлежаще оформленных плановых документов и сметы на текущий ремонт; правильность произведенных расчетов за выполненные работы; соответствие фактически выполненных работ плану, оформленным договорам, актам приемки выполненных работ;
- использование отпущенных на текущий ремонт денежных и материальных средств на капитальный ремонт, новое строительство и другие потребности учреждения.
По расходам на строительство и капитальный ремонт, осуществляемый организацией:
- наличие выписок из утвержденного титульного списка и плана финансирования; обеспеченность строительства проектно-сметной документацией и денежными средствами;
- наличие случаев выполнения работ по капитальному строительству и ремонту объектов, не включенных в титульный список (нетитульное строительство) и не обеспеченных проектно-сметной документацией;
- законность и целесообразность привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному строительству; правильность расчетов с ними за выполненные работы в разрешенных случаях;
- наличие фактов завышений расценок, приписок фактически не выполненных работ или оплаты работ, выполненных работниками организации;
- расходование отпущенных на капитальное строительство денежных средств и материалов на другие цели;
- наличие и правильность оформления актов приемки выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ;
- состояние учета строительных материалов, правильность списания их на объекты.
По оплате командировочных расходов:
- законность и целесообразность служебных командировок, соблюдение установленных лимитов денежных средств на их оплату; направление работников в служебные командировки при отсутствии денежных средств; задолженность работникам по таким командировкам, своевременность представления работниками авансовых отчетов;
- соответствие применяемых норм командировочных расходов действующему законодательству.
5) Проверка бюджетного учета и отчетности.
По организации бюджетного учета.
При проверке структуры финансово-бухгалтерской службы, организации, форм и методов бухгалтерского учета проверяется:
- разработка должностных регламентов работников финансово-бухгалтерской службы и доведение их под расписку;
- формирование учетной политики учреждения;
- установление графика представления соответствующими подразделениями учреждения всех необходимых для бухгалтерского учета документов и сведений, соблюдение утвержденного руководителем организации графика документооборота;
- наличие в учреждении положений, инструкций и других нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности, организация их изучения работниками бухгалтерии, своевременность внесения в них изменений и дополнений, своевременность доведения требований нормативных правовых актов и решений руководителя организации до исполнителей, контроль за их исполнением;
- ведение предусмотренных Инструкцией по бюджетному учету регистров бюджетного учета;
- соблюдение установленных правил хранения финансово-бухгалтерских документов, регистров учета и других бухгалтерских материалов текущего и за прошлые годы;
- укомплектованность штатов, квалификация счетных работников, мероприятия по ее повышению;
- проведение экономической учебы с работниками бухгалтерии, инструктивных совещаний с материально ответственными лицами;
- состояние автоматизации бухгалтерского учета.
По состоянию бухгалтерского учета и отчетности:
- соблюдение установленного порядка учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций, организация документооборота, своевременность и правильность записи приходных и расходных операций по учету;
- наличие и правильность ведения установленных регистров бухгалтерского учета, соблюдение форм и методов бухгалтерского учета и отчетности;
- полнота и своевременность оприходования по учету материальных и денежных средств, правильность определения стоимости материальных средств;
- правильность всех итогов в учетных регистрах; составление оборотных ведомостей и соответствие итогов оборотов и остатка, приведенного в них, данным синтетического учета;
- наличие всех оправдательных документов и правильность их оформления (достоверность оправдательных документов по расходованию денежных и материальных средств, особенно счетов на приобретение товарно-материальных ценностей, проверяется путем встречных проверок).
- соблюдение установленного порядка оформления поступления основных средств;
- полноту и своевременность оприходования основных средств, а также средств, переданных организации безвозмездно; правильность определения инвентарной стоимости введенного в эксплуатацию объекта;
- правильность отнесения ценностей к основным средствам, присвоения инвентарных номеров и обозначения их на предмете;
- нахождение всех основных средств на ответственном хранении работников, назначенных приказом руководителя учреждения; ведение инвентарных списков основных средств;
- состояние аналитического учета основных средств, ведение инвентарных карточек, наличие описи;
- сплошным методом проверяются операции по списанию основных средств, правильность и законность списания основных средств, безвозмездной их передачи и реализации;
- соблюдение установленного порядка определения износа основных средств, правильность его начисления;
- правильность проведения переоценки и реальность стоимости основных средств, числящихся на балансе;
- правильность составления и оформления накопительных ведомостей, первичных документов по движению основных средств.
По учету материальных ценностей:
- все ли материальные ценности находятся на ответственном хранении работников, назначенных приказом руководителя учреждения, наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности;
- соблюдение порядка выдачи и учета доверенностей на получение товарно-материальных ценностей;
- правильность ведения учета материальных ценностей (в бухгалтерии и материально ответственными лицами) и оформление документов по приемке и выдаче этих ценностей; правильность ведения книги (карточек) складского учета материалов;
- регулярность сверки записей по учету материалов с записями, ведущимися у материально ответственного лица;
- наличие в учреждении утвержденных норм расхода материальных запасов, порядок списания материальных запасов;
- правильность отнесения ценностей к материальным запасам и определение их стоимости при постановке на учет;
- организация оперативного (количественного) учета материальных запасов;
- состояние аналитического учета материальных ценностей; правильность составления накопительных ведомостей; соответствие данных аналитического и синтетического учета.
По правильности проведения инвентаризации, определения ее результатов и отражения их в учете:
- наличие приказа руководителя учреждения на проведение инвентаризации, наличие инвентаризационной комиссии, ее состав (участие в ее составе работников бухгалтерии);
- периодичность, своевременность, полнота и правильность проведения инвентаризации материальных средств, оформление результатов инвентаризации и отражение их в учете, принятие решений по результатам инвентаризации (достоверность результатов инвентаризации проверяется выборочно путем контрольной инвентаризации);
- полноту отражения в учете за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации денежных и материальных средств и расчетов; соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета за отчетный период, а также данных отчетов (балансов) данным синтетического и аналитического учета.
Проверяется состояние учета расчетов с подотчетными лицами, по недостачам, растратам и хищениям, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, с депонентами, прочими дебиторами и кредиторами, работниками, по удержаниям из заработной платы.
При проверке учета средств, находящихся в расчетах, следует установить:
- по расчетам с депонентами - своевременность и правильность отражения в учете сумм заработной платы работников, не полученных в течение установленного срока, а также выплаченных депонентских сумм;
- с прочими дебиторами и кредиторами - своевременность взыскания дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности (нет ли случаев пропуска исковой давности (3 года) и необоснованного списания задолженности), правильность отнесения материальных ценностей на соответствующие счета бухгалтерского учета, проведение взаимных сверок расчетов с учреждениями и организациями; обоснованность списания предварительной оплаты.
По учету кассовых и фактических расходов:
- правильность ведения аналитического учета кассовых и фактических расходов в карточках аналитического учета;
- соответствие данных аналитического учета по фактическим расходам данным синтетического учета.
По достоверности отчетных данных.
При проверке годового (квартального) отчета необходимо проверить представление его в полном объеме (наличие всех необходимых форм). Все формы должны быть подписаны.
При составлении бухгалтерских отчетов и балансов должны быть обеспечены:
- полнота отражения за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации денежных средств, материальных ценностей и расчетов;
- тождество данных аналитического учета оборота и остаткам по счетам синтетического учета на 1 число отчетного периода, а также данных бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета.
Кроме того, проверяются правильность и полнота заполнения всех форм отчетности, согласованность взаимосвязанных показателей.
Обеспечение сохранности материальных ценностей и возмещения причиненного вреда
По материалам инвентаризации, актам ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности, актам снятия остатков материальных средств, актам передачи дел, ликвидационным актам, приказам по организации, письменным объяснениям работников, материалам административных расследований, документам на списание материальных средств и сумм причиненного ущерба проверка устанавливает:
- эффективность мер, принимаемых руководящими работниками учреждения по обеспечению сохранности материальных средств;
- полноту отражения недостач и трат материальных ценностей в регистрах учета;
- наличие фактов несвоевременного проведения административных расследований и принятия решений по выявленным недостачам и утратам материальных и денежных средств;
- наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности с работниками, связанными с хранением и расходованием материальных и денежных средств;
- правильность определения цен на недостающие и утраченные материальные средства, общего размера ущерба и сумм, подлежащих взысканию с лиц, причинивших материальный ущерб;
- своевременность принятия мер к взысканию с работников денежных сумм, уплаченных организацией в порядке возмещения причиненного по их вине материального ущерба;
- обеспечение своевременного взыскания сумм в возмещение причиненного учреждению материального ущерба;
- законность списания недостающих (утраченных), пришедших в негодное (предельное) состояние материальных средств.
При проверке особое внимание уделяется списанию сумм задолженностей, безнадежных к взысканию вследствие неплатежеспособности должников, и отражению списанной задолженности по учету для наблюдения за возможностью ее взыскания.
6) Выполнение предложений по актам предыдущих проверок.
Полнота и своевременность выполнения предложений по актам предыдущих проверок проверяется по подлинным документам, подтверждающим выполнение внесенных предложений. При этом устанавливается: степень выполнения предложений, устранение отмеченных недостатков и нарушений, принятые меры по возмещению ущерба, привлечение виновных к установленной ответственности, своевременность представления сведений и достоверность данных, указанных в сведениях о выполнении предложений. Поверяющий устанавливает причины невыполнения предложений по актам предыдущих проверок и при невозможности их выполнения в ходе проверки вносит соответствующие предложения в акт проверки.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности оформляется актом. В акте излагаются выявленные недостатки, нарушения и злоупотребления. При изложении в акте выявленных недостач, растрат и хищений денежных и материальных средств, фактов злоупотреблений, переплат заработной платы и других нарушений и недостатков проверяющий должен соблюдать объективность, последовательность, точность описания сущности и причины. При этом проверяющий ссылается на нормативные правовые документы, требования которых нарушены, на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей, с отражением нарушений в натуральном (количественном) и денежном выражении, с указанием источников израсходованных с нарушением материальных и денежных средств, работников, в результате действия (бездействия) которых они допущены, и времени нарушений.
Проверяющий не должен давать оценку действия (бездействия) работников проверяемого учреждения. В случае необходимости к акту прилагаются копии подлинных документов, а также справки и объяснения работников. Если при проведении проверки по каким-либо вопросам, изложенным в настоящих Методических рекомендациях, недочетов и нарушений не установлено, то эти вопросы в акте проверки не отражаются. Настоящее правило не применяется при записи в акте проверки результатов проверки:
1) наличия денег и ценностей в кассе;
2) наличия денежных средств на бюджетном (лицевом) счете и результатов сверки выписок с подлинным счетом организации непосредственно в банке;
3) полноты оприходования наличных денег, полученных в учреждениях банка и в других случаях;
4) полноты оприходования поставленных (полученных) и закупленных материальных средств;
5) обеспечения сохранности денежных средств при хранении их в организации и при доставке их из учреждения банка;
6) состояния сохранности материальных средств;
7) наличия оправдательных документов, подтверждающих совершение операций с материальными и денежными средствами;
8) правильности всех итогов в регистрах учета и в других документах по операциям материальных и денежных средств;
9) состояния работы по возмещению причиненного государству материального ущерба, в том числе по исполнительным листам судебных органов;
10) состояния работы по взысканию дебиторской задолженности, в том числе просроченной, а также погашению кредиторской задолженности.
Результаты проверки оформляется актом установленной формы и докладываются руководителю учреждения.
II. Проверка деятельности федеральных государственных
унитарных предприятий (далее - ФГУП), подведомственных
Федеральному агентству железнодорожного транспорта
Проверка осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".
При проверке ФГУПов проверяются согласование и утверждение Росжелдором устава предприятия, назначение на должность руководителя предприятия и прекращение в установленном порядке трудового договора с руководителем; мероприятия по обеспечению проведения аттестации руководителя предприятия; приема, изменения и прекращения трудового договора с главным бухгалтером; программы деятельности предприятия и части прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет; бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия.
Проверяется наличие согласования Росжелдором:
- совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иных обременений, с уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;
- совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
- создания филиалов и представительств;
- решения об участия предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключение договора простого товарищества.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (с учетом изменений и дополнений) проводится проверка исполнения программы деятельности.
Проверка исполнения программы деятельности состоит из блоков вопросов.
2.1. Характеристика хода реализации программы деятельности предприятия в предыдущем году и в первом полугодии текущего года.
2.2. Мероприятия по развитию предприятия, в том числе по сферам деятельности:
1) снабженческо-сбытовая сфера;
3) финансово-инвестиционная сфера;
4) социальная сфера, в том числе за счет источников:
2.3. Бюджет предприятия на планируемый период, в том числе:
1) доходы ФГУПа в разрезе доходов по обычным видам деятельности и прочим доходам;
2) расходы ФГУПа, в том числе:
2.4. Показатели деятельности предприятия на планируемый период, в том числе чистая прибыль и часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет.
При проверке могут запрашиваться первичные документы, подтверждающие обоснованность формирования прибыли предприятия.
Также могут запрашиваться дополнительные показатели деятельности на планируемый период, в том числе: объем производства в натуральном выражении по основным видам деятельности, среднесписочная численность, среднемесячная заработная плата, затраты на социальное обеспечение и здравоохранение, затраты на реализацию экологических программ.
Результаты проверки оформляются актом установленной формы и докладываются руководителю учреждения.
III. Проверка использования субсидий, предоставляемых
из средств федерального бюджета
Проверка использования субсидий, предоставляемых из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта
Проверка осуществляется на соответствие использования субсидий их получателями Правилам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета на соответствующий год, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Проверка состоит из блока вопросов:
1) в отношении метрополитена в целом:
- выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) из нормативных правовых актов муниципальных образований, подтверждающая включение в бюджет средств на финансирование развития метрополитена;
- наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации на развитие метрополитенов;
2) в отношении каждой линии метро:
- график производства работ на соответствующий год с указанием стоимости работ;
- схема развития метрополитена с отражением действующих, строящихся и пусковых участков;
- утвержденные титульные списки переходящих и вновь начинаемых линий метрополитена;
- пояснительная записка с расчетом технологически обоснованной потребности в средствах на развитие метрополитена и информацией о состоянии строительства линий метрополитена;
- положительные заключения государственной экспертизы проектной документации на развитие метрополитена;
- документы об утверждении в установленном порядке проектной документации на развитие метрополитена;
- утвержденные сводные сметные расчеты;
3) также проверяется соблюдение соглашения о предоставлении субсидии субъекта Российской Федерации с Федеральным агентством железнодорожного транспорта:
- целевого назначения субсидии;
- доли софинансирования за счет субсидий расходного обязательства субъекта Российской Федерации;
- направление субсидии на строительство линий метрополитена, предусмотренных в соглашении;
- наличие соглашения о предоставлении субсидии между высшим органом исполнительной власти субъекта РФ и местной администрацией в случае, если субсидия используется субъектом Российской Федерации для предоставления субсидии местному бюджету на развитие метрополитена;
- выполнение утвержденного графика производства работ;
- предоставление высшим органом исполнительной власти субъекта отчетов об исполнении им обязательств, вытекающих из соглашения;
- соблюдение порядка возврата субсидий, не использованных или использованных не по назначению.
Результаты проверки оформляются актом установленной формы и докладываются руководителю учреждения.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления